протоиерей Василий Жмакин

Источник

Деятельность святителя Иннокентия во вверенной ему епархии

Несмотря на всю свою слабость и болезненность, святитель Иннокентий деятельно взялся за устройство епархии. Он занялся ремонтом архиерейского дома, лично присутствовал при испытаниях воспитанников семинарии, гимназии и духовных училищ, осмотрел все церкви города Пензы, отменил взяточничество и поборы с духовенства, сам лично производил экзамены ищущим священства и прочее. Особенно много хлопот доставляли епископу ставленники.

Пензенская епархия около полугода не имела архиерея, за это время здесь успело открыться значительное количество вакансий. Когда разнеслась весть о приезде нового архиерея, множество искателей священства стали являться в кафедральный город и осаждать просьбами святителя Иннокентия. Новый архиерей оказался довольно строгим в выборе кандидатов, производимые им экзамены отнимали у него массу времени. Кроме того, больному святителю было трудно проводить даже само посвящение ставленников. Вскоре он ближе познакомился со своим предшественником, преосвященным Афанасием, полюбил его и даже ходатайствовал за него в Петербург. «Прошу, Ваше сиятельство,– писал он в Петербург к одному знакомому князю,– поскорее прислать позволение моему предместнику оставаться в Пензе, жить в доме своем, имея домовую церковь. Он мне очень нравится: любезен, не ленив служить, поможет посвящать ставленников».

Святитель Иннокентий очень любил служить. При всей слабости его здоровья, не проходило почти ни одного воскресного и праздничного дня, когда бы он не совершал Божественной Литургии. Во время священнослужения он никогда не дозволял дьяконам поддерживать себя, что, собственно говоря, при его слабости и весе архиерейского облачения было ему необходимо. Ни немощи, ни продолжительность богослужения не могли ослабить силы его духа. Он с таким благоговением погружался в молитву что ни на что постороннее не обращал внимания. Однажды во время его священнослужения в крестовой церкви, после Херувимской песни, слух о пожаре в доме, где устроена была церковь, произвел сильное волнение между молящимися, но преосвященный Иннокентий так глубоко погрузился в молитву, что не слышал и не заметил происходящего вокруг него смятения.

В первых числах августа, то есть вскоре после вступления на кафедру, святитель Иннокентий предпринял поездку по своей обширной епархии. Этой поездкой он отчасти рассчитывал поправить свое здоровье, но главной ее целью было ознакомление с отдаленнейшими местами Пензенской епархии. Главным пунктом своего путешествия он выбрал город Саратов. По дороге в Саратов святитель останавливался и в других городах, через которые ему приходилось проезжать.

Несколько суток провел он в городе Петровске. «Петровск,– писал отсюда архиерей в Москву,– городок небольшой, основанный Петром Великим, доселе хранятся здесь его Евангелие и знамена, взятые у татар и киргиз. Усердие ко Господу видно сразу – в городе множество церквей: в Пензе только семь церквей, а здесь десять. Разница та, что пензенские лучше украшены и почти все снабжены двумя комплектами облачений и церковной утвари, а здесь бедность и простота как неизбежные спутницы встречают и провожают из церкви в церковь. Благодарю Господа, что кроткое духовенство встречает посетителей не жалобами, но довольством». Вообще святитель остался очень доволен Петровском. Даже бедность церквей и духовенства произвели на него хорошее впечатление. «После петербургского богатства,– писал он в Петербург 10 августа,– и московской пышности глаз успокаивается и не развлекается благодаря губернской простоте и уездной бедности. Здешние граждане по усердию к пастырю своему в будничный день собрались в собор, и пастырь предложил им поучение»169.

В августе святитель Иннокентий прибыл в Саратов и встречен был жителями с восторгом. «Собрание было немалочисленное,– так писал он сразу после приезда своего в Саратов.– Собор, его крыльцо, притвор и окна наполнялись зрителями». После благодарственного молебна в соборе свт. Иннокентий обратился к народу с приветствием: Величайте Господа со мною, и все вместе превознесем имя Его! (Пс.33:4) Как пастырь, он приглашал паству к благодарению Господа за Его благословения. При произнесении слов: Величайте Господа со мною свт. Иннокентий пришел в такое умиление, в такой восторг, что «готов был обнять всех, чтобы во едином союзе возвеличить Беспредельно Великого». На следующий день святитель снова был в соборе и приветствовал свою паству новым поучением170.

Едва лишь успел святитель приехать в Саратов и произнести к саратовским жителям два поучения, как его болезнь усилилась. На третий день после приезда он уже был в совершенном изнеможении и более не вставал с одра болезни. «В Саратове,– так сообщал он 25 августа одному знакомому в Петербург,– принимал к себе дворянство, купечество и духовенство, а на третий день слег в постель. В Саратове нашлись благие души, которые присылают и хлеб, и кушанья больному. Благодарение Богу и саратовским врачам!»

Две недели проболел святитель Иннокентий в Саратове. Чувствуя опасность своего положения, он, несмотря на все просьбы и убеждения остаться, решил возвратиться в Пензу. И там, при сильнейшем развитии своей болезни, святитель не переставал заниматься делами епархии. В это время он получил известие, что Комиссия духовных училищ намеревается вторично напечатать его «Церковную историю», и начал готовить книгу к новому изданию. На замечания некоторых лиц о необходимости отдыха от трудов, и без того уже превышающих его силы, святитель с полной покорностью Промыслу Божию спокойно отвечал: «Что Богу угодно, то и будет! Да будет воля Его!»

169

Письма свт. Иннокентия к С.С. Мещерской. С. 70–72.

170

См. письма свт. Иннокентия к С.С. Мещерской. Письмо 53. С. 74–76.


Источник: Обличитель масонства. Жизнеописание святителя Иннокентия Пензенского / Протоиерей Василий Жмакин. – М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2006 г., 194 с.

Комментарии для сайта Cackle