Часть IX. О постепенном возрастании сокровенного сердца человека
Сокровенный сердца человек по причине непрерывного действия в нем силы духовной и бессилия над ним плоти непрестанно восходит к лучшему через известные возрасты. Это можно заключить:
а) из свойства благодати, или царства Божия, которое уподобляется «зерну горчичному, самому малому из всех семян, но вырастающему более всех злаков, становящемуся деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13:31–33);
б) из состояния той же благодати в человеке вскоре по возрождении; ибо тогда он имеет только «начаток духа» (Рим. 8:23) и ведется к совершенству не иначе, как пройдя «начала Христова учения» (Евр. 6:1), обновляясь во все дни, по мере тления внешнего человека (2Кор. 4:16). Сокровенный сердца человек должен возрастать и возрастает разумом в познании370 и премудрости371, в вере372 и надежде373; волей – в любви374, самоотвержении и уничижении самого себя, по примеру Христову375, терпении и во всех добродетелях376. По отношению к низшей природе он возрастает во всяком чувстве (Флп. 1:9), в умерщвлении377, целости378 и освящении тела379.
Возрасты сокровенного сердца человека
Священное Писание различает прежде всего три возраста сокровенного сердца человека, сравнивая возрастание его с возрастанием семени, которое производит «сначала траву, потом колос и наконец полное зерно пшеницы в колосе» (Мк. 4:28); и с естественными возрастами человека: младенческим380, юношеским381, и мужеским, или совершенным, за исключением старости, как состояния, в котором силы уже не возрастают, но постепенно оскудевают по причине приближения смерти.
Каждый возраст сокровенного сердца человека имеет отличительные свойства и признаки, которые можно определить из сравнения с естественными возрастами человека. Младенческому возрасту свойственны: требование молока, а не крепкой пищи (Евр. 5:12–13); возрастание от чистого словесного молока (1Пет. 2:1–2), познания начал Христова учения (Евр. 6:1) и некоторая немощь, по причине которой духовные младенцы колеблются и могут быть увлекаемы «всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф. 4:14), и потому, «начав духом, нередко оканчивают плотью», как то сказано о галатах (Гал. 3:3). Юношескому возрасту свойственны крепость382 во брани383; крепость веры384 во всех искушениях и победа над лукавым по причине пребывания в них Слова Божия (1Ин. 2:14). Познания в этом возрасте более тверды и глубоки, нежели познания младенца о Христе385, равно как и вера, терпение, надежда и любовь. Мужескому возрасту свойственны: познание Безначального386; «твердая пища и чувства обученные долгим навыком различению добра и зла» (Евр. 5:14); «достижение единства веры и познания Сына Божия, меры полного возраста Христова» (Еф. 4:13). По причине такового познания Безначального, духовные мужи называются стоящими в Господе387, «почитающими все тщетой и сором ради превосходства познания Христа Иисуса Господа» (Флп. 3:8) и живущими уже не для себя, но для умершего за них и Воскресшего388. Впрочем, нельзя думать, будто каждый из этих возрастов не имеет никаких немощей. Доказательством тому служит апостол Павел, который, хотя и был «восхищен даже до третьего неба» и имел премногие откровения, однако, несмотря на это, дано ему «жало а плоть, ангел сатаны», мучивший его, чтобы он не превозносился (2Кор. 12:2, 7). Таким образом, всякий, кто бы он ни был и как бы высоко ни стоял, должен непрестанно, в продолжение всей своей жизни подвизаться и никогда не мечтать, будто он уже достиг всего того совершенства, к которому стремится, по примеру того же апостола Павла, говорившего; «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:13–14).
* * *
«Возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный» (2Пет. 3,18).
«Посему и мы не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога» (Кол. 1, 9–10).
«Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами» (2Фес. 1, 3); «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, иудею, потом и еллину. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет» (Рим. 1, 16–17).
«Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою» (Рим. 15, 13).
«А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам» (1Фес. 3,12).
«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 6–8).
«Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2Пет. 1, 5–7).
«Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор.9, 27).
«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес. 5,23).
«Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести... Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1Фес. 4, 3–4, 7).
«Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца» (1Ин. 2,13).
«Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» (1Ин.2,14). «Слава юношей – сила их» (Притч. 20, 29).
«Наша брань не. против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6,12). «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик. Аарон же и Ор поддерживали руки его. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча. И устроил Моисей жертвенник Господу и нарек ему имя: «Господь – знамя мое. Ибо,– сказал он,– рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род"" (Исх. 17, 13 и 15–16).
«Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире» (1Пет. 5, 9)
«И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе, потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? И не по человеческому ли обычаю поступаете?» (1Кор. 3,1, 3)
«Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные» (Флп.4,1).
«А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2Кор. 5,15).