III. Слова и речи к отдельным лицам и по особым случаям
Речь Московскому ополчению 21 октября 1855 г.
Христолюбивые ратники Московского ополчения!
Путь ваш кончен! – вы стоите уже на берегу Черного моря пред лицом врагов... Теперь, призвав Бога на помощь, остается доказать самым делом, что доселе было у вас только в сердце и на устах... И мы совершенно уверены, что ваши мышцы и ваша десница не отстанут от ваших уст и вашего сердца: вы сделаете в десять раз более того, что обещали пославшим вас.
Та же Святая Церковь, которая благословляла вас, исходящих на путь к нам, которая не раз как Ангел Хранитель, являлась вам на пути, та же Святая Церковь исходит теперь во сретение вам с благословением при окончании вашего странствия, да ведаете, что путь ваш не есть обыкновенный путь ратный, а весь – от начала до конца – путь священный, и, можно сказать, крестный, которого концом не Одесса или Херсон, а Гефсимания и Елеон...
Сретая вас ныне на таком пути, не можем не обратить к вам евангельского приветствия: благословенни вы, грядущие тако «во имя Господне» (Мф. 23:39)!
Возбуждать вас после этого к мужеству против врага, значило бы забыть, что у вас из детства пред очами были Бородино, Тарутино, Малоярославец. О, такие люди не дрогнут ни пред каким врагом!.. Напоминать нам в настоящие минуты о терпении и самоотвержении воинском, значило бы не помнить о священном пепле Москвы, которую ваши отцы собственными руками принесли в жертву всесожжения за Отечество. О, такие люди скорее положат жизнь свою, нежели уступят врагу в собственность хотя одну пядень земли Русской.
Лучше остановим внимание ваше на том, что не так известно. Оставляя первопрестольную столицу и удаляясь от Кремля священного, вы, без сомнения, думали, что вместе с этим вы удаляетесь от сердца Отечества. Так, оно – в Кремле... Но думали ли вы, приближаясь к нам, и в то же время к последним пределам России, что вы приближаетесь также к колыбели нашего Православия?.. Ведь она у нас, возлюбленные, – в нашем священном Херсонесе, где принял веру христианскую и Святое Крещение великий князь Владимир, а в лице его – и вся земля Русская!..
Итак, вот за что вы будете сражаться! – не за Гаджибей или Бахчисарай, а за Херсонес и Инкерман священные! Если при исходе вашем из Кремля вас невидимо благословляли на путь святители московские и святой Сергий Радонежский, то теперь, при окончании сего пути, вас незримо сретают здесь благословением своим наши священномученики херсонские и с ними равноапостольный князь Владимир. При таких споборниках духовных, под таким вождем как вам не совершить своего подвига, как должно?
Ратники московские! Мы смотрим на вас с особенным уважением и, сретая дружину вашу, не первую уже по времени, сретаем ее как первую из того места, откуда пришла она к нам. Отныне между Москвой и Одессой не один союз купли и продажи, а и духовный неразрывный союз крестного братства по оружию на защиту Отечества. Да подаст Господь нам возможность скорее воздать вам достойно за ваше к нам усердие, [но] только не подобной ратной помощью, в которой да не будет никогда для вас нужды! Аминь.