II. Поучения на крестные ходы
Слово по случаю новоучрежденного крестного хода из города Херсона в город Николаев, сказанное в Николаевском городском соборе 1 июля 1853 г.
Не видимое ли знамение благодати Божией над страной нашей? – Прошедший год поля херсонские освятились крестным шествием через них чудотворного лика Матери Божией; нынешний год воды Днепра и Буга сподобились нести на раменах своих Царицу неба и земли. В продолжение тысячелетий много видели они событий среди пучин и берегов своих, но никогда не видали подобного зрелища. И если бы не всепревосходящее смирение Царицы Небесной, бывшее отличительной чертой Ее на земле и не оставившее Ее, как видно, и на небеси, то и с этими водами могло последовать при этом случае то же, что было некогда с Иорданом во время Крещения Спасителя. "Видеша, – сказано, – воды и убояшася, трепетен бысть Иордан и возвратися вспять» (Пс. 76:17, 113:3). Наши воды не возвратились вспять, а, соединившись дружно с огнем, поспешили принести сюда лик Царицы Небесной. Таким образом можно сказать, что все стихии взяты Ею у нас под Ее особенное покровительство. Не должно ли потому радоваться об этом событии не только граду сему, но и всей стране нашей?
Да, братие мои, довольно уже времени отличалась страна наша именем России Новой, и не именем токмо, но и обычаями и недостатками устройства; время теперь принять ей на себя вполне характер России древней, и как истинной дщери походить совершенно на свою матерь. Но чем достигнуть нам такового уподобления? Первее всего, духом веры и делами благочестия. Россия украшается многими качествами и совершенствами, потому много можно усвоить ей прозваний славных и великих. Немало и усвоено. Но самое важное, самое отличительное от всех народов прозвание России то, что ее одну именуют «Святая Русь». Почему «Святая»? Потому что веру свою она всегда ставила выше всего, всем готова была жертвовать и жертвовала, только бы сохранить Православие своих предков, и, несмотря на все превратности, сохранила во всей первобытной чистоте во спасение свое и на пользу и употребление всех народов, имевших несчастье утратить таковое сокровище. Чего не отдала за то Россия? Чего не вытерпела? Посему без всякой гордости и сомнения чада России обыкли называть матерь свою Святой, – подобно той земле, где явился во плоти, жил, умер и воскрес Спаситель наш. Но по той же самой причине и наша Новая Россия тогда только вообразит в себе Россию древнюю, когда проникнется тем же духом веры и благочестия, когда и о ней можно будет сказать – Святая Новая Россия.
Без сомнения, чтобы заслужить столь высокое проименование, первее всего для этого требуется живая вера в сердцах наших и живая христианская любовь в делах наших, а не одна внешность, не одно умножение обрядов священных. Но и внешнее имеет свою важность и значение, когда соединяется с внутренним: оно может вызывать и возбуждать даже внутреннее. Что первее является на дереве: листья или плоды? – листья; не будь листьев, не явится и плода. Так и в деле благочестия. По свойству плотяной природы нашей мы невольно водимся чувствами. Потому обряды Церкви, благочестивые обычаи всегда служили к возбуждению духа благочестия. Посмотрите на древнюю Россию: она, кроме многих других средств к питанию и укреплению чувств благочестивых, из края до края на всем неизмеримом пространстве ее испещрена крестными шествиями, в которых пастыри Церкви вместе со всем православным народом, не удовлетворяясь храмами, исходят под кров небесный, проходят стогны градов и весей, обтекают поля и леса, призывая на всю страну благодать Господню и свидетельствуя тем свою веру в Бога и святых угодников Его. Под сенью подобных-то благочестивых обычаев воспитался дух благочестия в Отечестве нашем и соделал ее Святой Русью.
У нас, по самой новости страны, не было сего, но долженствовало быть и, благодаря Господа, начало быть в таком виде, как только можно было пожелать. Ибо не стогны уже града или веси, не поля токмо и нивы, но целое поморие51 соделалось поприщем для совершения священнодействия. Не милость ли это Господня? Долго мы пребывали в скудости, были предметом сожаления, едва не упреков; и вот, получили то, чего нет, можем сказать, нигде. Теперь не только собратия наши по вере, являясь в страну нашу, но и иноверцы, среди нас обитающие, увидят, что мы занимаемся не одними житейскими делами, преуспеваем не в одних бранных деяниях или в торговле, а с радостью посвящаем время на дела благочестия; увидят и скажут: «Это страна христолюбивая, это народ богобоязненный, это тоже Святая Русь!»
Вам, жители града Николаева, принадлежит святая честь доставить радость столь чистую всему краю нашему. Мы не вызывали вас на сие; это плод движения собственного сердца вашего, или, лучше сказать, действия над вами благодати Господней. Ибо мы сами по себе, как говорит святой Павел, не можем и помыслить доброго. Херсон подал пример; а у вас тотчас явилось подражание, – такое подражание, которое превзошло самый пример. В этом-то случае должно повторить слова апостола: "добро есть ревновати в добром" (Гал. 4:18). И, без сомнения, поступок ваш не останется без нового подражания, не замедлят возникнуть новые священнодействия, и, таким образом, кольцо к кольцу составится златая цепь, которая обнимет собою всю страну нашу и приблизит ее к чести именоваться «Святой Новороссией».
Храни же, град Николаев, сокровище, тобою стяжанное. Ты носишь имя, единое с именем благочестивейшего государя нашего; потому уже подобает тебе особенно быть градом благочестивым.
Среди тебя уготавливаются плавучие крепости в защиту страны и в страх врагам; се, каждый год будет являться среди тебя Воевода Небесная, Которая не раз поборала52 древле православному народу против полчищ лжеверия. Яви, что ты достоин такой чести!
* * *
Приморье – Ред.
Помогала – Ред.