II. Поучения на крестные ходы
Слово по случаю крестного хода, сказанное в женском Михайловском монастыре в Одессе 22 августа 1855 г.
По-прежнему собрались мы, братие, вспомянуть день рождения града нашего и освятить его молитвами и крестным шествием по стогнам градским, – собрались по-прежнему, но какая разность в обстоятельствах настоящего времени в сравнении с прошедшим! Тогда мы все радовались, воспоминая не только начало нашего города, но и начало царствования благочестивейшего монарха нашего, ибо в этот же самый день он был увенчан венцом царским. Теперь сия последняя радость прешла и никогда уже не возвратится к нам более, ибо этот монарх, или, точнее сказать, тридесятилетний державный труженик воззван от земли для приятия за труды свои венца небесного. Прежде море наше в настоящий день всегда покрыто было кораблями из всех стран, и каждый из плавателей охотно принимал участие в нашей радости, свидетельствуя о том звуком своих орудий. Теперь это море пусто и закрыто для нас самих; видны на нем только недоброжелатели наши, нас стерегущие. Самый город представляет из себя не то, что прежде: нет этого множества всякого рода посетителей, и своих и иноземных; нет этого непрестанного движения и шума, происходящих от торговли и промышленности; даже многих постоянных жителей города нет, и домы их стоят едва не пусты, ибо благоразумие заставило многих удалиться от берегов морских и оставить город: картина печальная и доселе здесь никогда не виданная!
Что же? Ужели и нам, вследствие такой превратности обстоятельств, надлежало забыть день настоящий и перестать освящать его молитвой и благодарением Господу? Да не будет! Ибо это значило бы как бы отречься, хотя на время, от собственного своего бытия гражданского и вознегодовать, подобно Иову, на самый день рождения града нашего. Это значило бы показать, что наше усердие ко Господу и наша благодарность за дарование граду нашему бытия и существования были только следствием счастливых обстоятельств, в которых мы доселе находились. Нет, этого не будет, никогда не будет! Собирались мы в день настоящий перед этим алтарем благодати, когда все благоприятствовало нам; не перестанем собираться, хотя бы все стало против нас!
Этого требует, впрочем, не только долг благодарности перед Богом, толико благодеявшим, но и собственное благо наше. Ибо в (такие – Ред.) часы горести и искушений, как наши, куда и обратиться за помощью и утешением, как не к престолу благодати, в храм Господень? Что может скорее и вернее привлечь на нас и град наш милосердие Божие и возвратить нам дни безмятежные и благие, как не наше смирение и молитва?
Но, может быть, Господь забыл и оставил нас навсегда, как то сделалось и с возлюбленным некогда народом Божиим за его тяжкие прегрешения? – Нет, братие мои, при всех грехах и виновности нашей пред Богом мы, благодаря Его безприкладному милосердию, не можем сказать этого, ибо самое рассмотрение обышедших нас зол и искушений свидетельствует о противном, то есть что мы не оставлены Господом, хотя и подвергнуты наказанию, – ибо каждое из бедствий наших видимо растворено утешением свыше. Так, мы лишились монарха мудрого, твердого, великодушного, благочестивого; но престол его не остался празден, как это бывало некогда не раз к величайшему вреду Отечества. Ныне он немедленно занят августейшим сыном его, которого одно имя уже напоминает собой все, что есть великого и благословенного в истории народов. Мы окружены и стеснены врагами; но много ли успели доселе сделать они со всеми своими силами, со всем искусством и мужеством? Не наши ли берега видели малоуспешность их средств и ярости? Не одна ли твердыня в краю нашем – только одна – заслонила и заслоняет собою уже целый год всю Россию, и не дает ступать им ни шага далее? Все это ясно говорит, что Господь «наказуя наказа» нас (и можем ли сказать, что не за что было наказать?), «смерти же не предаде» нас (Пс. 117:18).
Хотим ли ускорить возвращение к нам милости Божией и дней мирных? Для того возревнуем об истинном покаянии и перемене наших нравов и жизни, ибо Господь наш, по самому Существу Своему, есть Бог милости и щедрот, «Бог приближаяйся... а не Бог издалеча» (Иер. 23:23), как говорит пророк. Отдаляет же Его от нас, [а] вместе с тем приходит к нам и пагуба, ни что другое, как грехи наши и особенно наша нераскаянность в оных. Отнимем это несчастное средостение покаянием, и Господь паки станет близ нас, а с Ним обыдет нас паки и мир, и благословение. Но, Господи, уязвленные грехами стопы наши так слабы, свыкшаяся с беззакониями воля наша так упорна против закона Твоего, – что мы, и при всем желании, не в силах оставить совершенно и скоро путь нечестия и пагубы и обратиться к Тебе, источнику жизни и блаженства: «доброе еже бо хотети прилежит нам; еже содеяти – не обретаем» (Рим. 7:18). Сам убо воздействуй на души и сердца наши Твоей всемощной благодатью и отними у них окаменение во грехах! Сам обрати ны к Тебе и обратимся (ср. Иер. 31:18) воистину! Аминь.