Источник

В неделю четвертую по пятьдесятнице

И peчe Иисус сотнику: иди, и якоже веровал ecu, буди тебе: и исцеле отрок его в той час.

Мф. 8:13

О чем надобно просить нам Бога, чтобы нас услышал

Сотник, то есть язычник, рожденный и воспитанный в заблуждении, без всякого света Богознания, без всякого разумения о Божестве Христове, просит у Христа особливой себе милости, и в тот же час ее лолучает. Когда любимый его раб впал в разслабление, жестоко от того мучился, и ожидал с часу на час себе смерти: то он немедленно, как только вступил Иисус в Капернаум, пришел к Нему, и стал Его просить, поистинне с глубоким смирением, с верою усердною. Господи мой, говорил он! недостоин я, чтоб Ты пришел в убогий мой дом: но только повели словом, то я твердо уповаю, что исцелитися раб мой. Господи! неем достоин, да под кров мой внидеши: но токмо рцы слово, и исцелеет отрок мой118. Пойди, ответствовал ему Иисус, и пусть, по вере твоей, желание твое сбудется: иди, и якоже веровал ecu, буди тебе. Да чтож от сего сделалось? больный тот раб тогож часа исцелился: и исцеле отрок его в той час. И так, слушатели мои, сотник ли, подтверждаю я паки, человек чужеродный, молится Христу, и того ж часа просимое получает? А мы ли Христиане, не страннии, и пришельцы, якоже упоминает Павел: но сожителие      Святых119, и служители Божии, братия Христовы, рожденые и воспитанные в Церкви Его, просвещенные верою Его, просим у Него то одной, то другой себе милости; но ее получаем либо не скоро, да и со многим трудом, либо не получаем ее и вовсе? Что то сие значит? Он есть Отец наш, и нас ли не слышит? Он Сам велел нам просить, и нам ли просимого не дает? Он Сам обещал, и нам ли по обещанию Своему не исполняет? Ах! надобно быть нашей вине. Мы не знаем, чего просим, и того-то ради просимого нами не получаем. Так подлинно. И вот приходит сего дня великий Иоанн Златоуст для научения нас тому, о чем должно просить нам Бога, когда мы хощем от Него услышаны быть.

Нет никакого в том сомнения, что взирает всегда неусыпаемым оком на человеческие нужды, высочайшей промысл Божий. Сей промысл, по научению Богословов, хотя и простейшим есть делом Божиим, как и прочие; однако по творимым в нас Его действиям, видится быть некиим смешением из трех Божеских свойств: то есть, Божеской премудрости, Божеской силы, Божеской благости. Премудростию Он потому, что узнавает прямо, в чем состоит всякого нужда: силою потому, что может всячески подать помощь нужде; благостию потому, что хощет подлинно вспомоществовать. Того ради Бог, яко провидец и промыслитель всего, действует, и яко всепремудрый узнавает, в чем нужду создание Его имеет: весть бо Отец ваш, ихже требуете120. И яко всесильный может исполнить все нужное: велий Господь наш, и велия крепостъ Его121. И яко преблагий хощет, и желает дать помощь в нужде: щедръ и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив122. И так от всепремудрого, всесильного и всеблагого Бога чего нам просить надобно, чтоб просимое себе получить? На то мудрейше ответствует святый Златоуст: яже и нам просящим на пользу, и яже просимому дати достоит. То есть, просишь того, что нам просящим на пользу, да и что достойно Богу, у Кого мы просим. Чего ради и святый Дамаскин глаголет, что молитва прошение есть довлеющих от Бога.

Но мы вопервых не знаем того, что нам полезно, как о том упоминает Павел: о чесом бо помолимся якоже подобает, не вемы123. Сие толкует святый Златоуст: наказуя ны не всячески непщевати та полезна, яже мыслем видятся человеческим полезна124. И того ради при начатии Церкви, посылал Бог на единого из оных древних Христиан некоторую изящную благодать Святого Духа, которая называлась Дух молитвы, еюже он просвещался, и просил о общей пользе Церкви, и потому всегда услышим бывал: коего знаком есть Диакон, в церковных Священнослужениях людская моления к Богу приносящий. И сей-то есть оный Дух, о Котором пишет оный же Павел: но сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными125. Что таким образом от слова до слова, как выше мною упомянуто, толкует сам Златоточивый учитель: понеже бо, многая полезных нам не ведуще, неполезная себе просим: сего ради прихождаше дар молитвы на единого некоего от бывших тогда, и той во общую пользу всея Церкве, о всех предстояше моляся, егоже и ныне знамением есть Диакон, о людех молитвы возсылающий.

Мы думаем, что многие вещи нам полезны, а оне бывают вредны, и когда мы о них просим Бога; то Он или вовсе прошения нашего не слушает, или хотя и услышит, то мы того пущий себе получаем вред, а не пользу. И находимся мы как те больные люди, кои имеют испорченный аппетит, желают есть то, что кажется вкусу приятно, хотя оно здравию вредно и противно.

Евреи, бывшие под управлением судей данных им от Бога, вздумали перейти в лучшее состояние прешесшвием из под правительства судей, под правительство какого-либо царя. Они, видя других народов, имеющих над собою царей, показалась им весьма за великолепную вещь царская власть, вперили себе в голову то, что прославится род их царствованием. И так не восхотели более судей, а пожелали царя, как и прочие народы, и все согласно пришедши к Самуилу, говорить стали: даждъ нам, даждь на.м царя, еже судити нас126. Не знаете вы чего просите, ответствовал им тот Божий ІІророк; вы просите того, в чем напоследи раскаетесь. Нет, даждъ на.и царя, еже судити нас. Изрядно, но тот царь, коего вы просите, приведет вас к тому, что вы от него вздыхать станете. Даром то: постави царя, еже судити нас. Что было делать доброму Самуилу? Донес он о прошении Евреев Богу, и Бог дал им царя, просимого ими. Но знаете ли, кого? Саула лукавого, гордого, завистливого, бешеного, который без укоснения, по принятии царства, привел их под тяжчайший ярем. Прибрал он их к рукам, и мужеский пол определил в разные свои службы: а именно, нескольких заставил стеречь колесницы свои, нескольких присмотр иметь за лошадьми, иных пахать земли свои, иных давить грозды виноградные, иных приказал записать в воинский чин. А женский пол взял ко двору своему, и распределил их на разные услужения: иных заставил варить кушанье, иных подносить питье, иных делать конфекты и благовонные масти. Из имений же их, на иное наложил десятую часть, иное насильно отнял, и раздарил евнухам своим и служителям. Кратко сказать, Евреи прежде, под определенными от Бога судиями, были во всем вольны: а под царем испрошенным ими, учинились рабами. И потому, Евреи во время испрашивания себе царя, не знали пользы своей. Так-тo и мы не знаем, истинно ли оное в нашу пользу, о чем мы Бога просим: о чесом бо помолимся якоже подобает, не вемы: истинно ли оное полезно, еже мыслям видится человеческим полезно.

Баснословствуют древние, что некоторый царь, Мида именем, будучи крайний сребролюбец, просил бога о показании к нему такой милости, чтобы все то, к чему б он ни прикоснулся, превращалось того ж часа в золото. Бог ему ответствовал, что оное прошение его будет ему вредно, и ежели оное получит, то раскается. Но он толь горячайшее учинил о том моление, что наконец получил такую себе милость. Да чтож от того пострадал? К чему он ни прикасался, то все превращалось в золото. Прикасался ли к камням, прикасался ли к дереву, превращались они золотом в руках его. Сперва обрадовался толь златолюбивый царь такому удивительному пременению: но как дотронулся и до своего платья чтоб оное ему на себя надеть, то превратилось на нем в золотож. Как прикоснулся к кушанью, питью, то все же стало быть золотом во устах его: тогда-то уже узнал, сколь было вредно прошение его; одним словом, не могущи он уже ни пить, ни есть, и сохнув мало помалу, восприял злую себе кончину. Думал он с таким испрошенным себе даром быть пресчастливейшим, а учинился самым несчастливейшим человеком в свете. Многочисленное золото учинило его как пребогата, так и пребедна: желая он многою едою себя досыта удовольствовать, с голоду умер. Впрочем, когда просил Мида оного себе дара, тo не знал он, чего просил: и так не ведал пользы своей.

Так-тo, слушатели, просите, говорит Бог, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам. Ктоб таков был из вас, у кого бы когда попросил сын его хлеба, а он бы дал ему камень? или рыбы, а он бы дал ему змию? Кто есть от вас человек, у него же аще бы воспросил сын его хлеба, еда камень подаст ему? Или аще воспросил бы рыбы, еда змию подаст ему? И так, продолжает Он еще речь Свою, когда вы, будучи по произволению злыми, умеете давать детям своим подаяния добрая; то Отец небесный, Который по естеству есть самое добро, не умеет ли давать добрых подаяний тому, кто у Него просит? Аще бо вы лукави суще, весте даяния благая даяти чадом вашим: колъми паче Отец ваш небесный, не даст ли благая, просящим у Него127? Хорошее ли то дело, что мы у Него себе не хлеба, но камня, не рыбы, но змии, то есть, вещей неполезных, но вредных просим? А чего мы человецы просим обще у Бога? Просим мы, как Евреи, славы, чести, не весьма довольствуясь тем состоянием, в которое нас Бог привел; просим другого, но там находим бурю, злоключение, превращение; просим мы, как Мида, всего золота земного, всего богатства здешнего света, но то богатство доставляет нам сугубую смерть; ибо истощавает оно жизнь нашу трудами, попечениями, заботами, а мучит душу лихвами, обидами, граблениями. И так, подтверждаю я еще, не знаем мы, подлиннол в нашу пользу то, чего мы у Бога просим. О чесом помолимся, якоже подобает, не вемы: истинно ли оное полезно, еже мыслям человеческим видится полезно?

Ах, Христианине! хочешь ли просить у Бога, яже тебе просящему на пользу, то есть, вещей истинно полезных и прибыточных; то проси того, чего просили древние оные Христиане истинным духом молитвы, который, по Павлу, ходатайствует воздыханиями неизглаголанными, то есть, проси общего добра всем Христианам, мира и утверждения Церкви; проси оставления грехов своих и прощения самым твоим врагам; проси Христианской жизни своей кончины и совершенного покаяния; проси доброго ответа и доброй совести в день второго Христова пришествия. Сии-то полезные и прибыточные вещи, потому что они духовные. Буде же хощешь чего-нибудь и из мирских, тo открый ко Господу путь твой, и уповай на Него: и Той сотворит128. О коль Богодухновенные Св. Духа словеса! открый ко Господу путь твой. Обьяви намерение твое Богу, Он тебя в нем просветит, и научит яко Всепремудрый: уповай на Него. Возложи надежду свою на Бога, Он тебя помилует, яко Преблагий, Он-тo сотворит, Он-тo исправит, яко Всемощный. Находится ли где какое порожжее место мирского, или духовного чина? приносит ли тебе счастие какой-либо великой чин, прибыточную службу, знатную честь? То не смущай себя вдруг, не утруждай своих приятелей, не употребляй ничьих ходатайству не волочись по домам господским, не таскайся по дворам вельможеским, не проискивай о том нигде, не сули никому ничего, не мешай с небом земли, а токмо открый ко Господу путь твой. Возведи очи и сердце свое к Богу, посоветуй с Божественною оною премудростию, и скажи: Боже мой! как Тебе кажется, в пользу ли сие мне? И когда Бог, яко Отец всех, а наипаче верных, признает что оное полезно тебе; то ты в покое оставайся, и уповай на Него. Пусть не трудятся приятели, пусть рвутся неприятели, Он-тo сотворит, Он окончит желаемое, Он отвратит препятствующие тому помешательства, Он доведет тебя благонадежно, куда ты желаешь, Он убережет тебя от зависти человеческой, от премены счастия, Он утвердит тебя, яко гору Сион, имей только подчиненну волю свою воли Божией, всегда к Богу говоря: не якоже аз хощу, но якоже Ты129, буди воля Твоя130; одним словом: открый ко Господу путь твой, и уповай на Него, и Той сотворит. О сем еще беседует Златоуст, которого есть сие поучение: аще тако просим, воспреимем. Когда так просим, то непременно получаем желаемое, ибо таким образом, просим мы того, еже нам просящим полезно есть, сиречь, чшо нам просящим на пользу. Да еще получаем и желаемое, когда просим того, еже просимому дати достоит, сиречь, что благопристойно дать Богу, Коему мы прошением нашим докучаем.

А дабы было благоприятно прошение наше; тo надлежит просимому нами дару, сравни ему быть не столько с даром просящего, сколько с достоинством оной дар дающего. Чем больше ростом чье тело, тем больше оно и тень откидывает; да и сколь больше кто достоинством, столь больше надлежит ему раздавать и дары. Сие-то Богатодарного щедротства правило, от нравоучительных филососфов определяемое. Как обижает простого и бедного человека тот, кто просит у него чего-нибудь великого; так обижает богатого царя, кто просит у него чего-нибудь малого: сравниватися подобает просимому с прошением, научает Богослов, равномерною бо есть непристоиностию от малого великая просити, а от великаго малая: ово убо безвременно, ово же малоразсудно который друг Великого Александра, именем Перилл, попросил у него десять талантов на приданое двум дочерям своим; Александр дал ему пятьдесятъ. Довольно с меня и десяти, сказал Перилл. Да, ответствовал Александр, десять довольно взять тебе, но не довольно дать столько мне: довольно убо тебе прияти, мне же недовольно дати. Другой еще некто из солдат попросил у него в милостыню нескольких денег; он ему пожаловал со всем целый город. Удивился такой великой милости тот бедный солдат, и сказал: сего много солдату, но сего, ответствовал многощедрый царь, не много Александру.

Чрез сии примеры, о чем я хочу, слушатели мои, знать дать. Кто хочет просить дара от Великого Александра, тот бы просил что-нибудь пристойное Великому Александру, инакоже, чинит обиду великодушному тому сердцу. Да и кто хочет просить себе какого-либо дара у Бога, Великого Царя небесе и земли; тот пусть просит что-нибудь такое, что бы было Бога достойно. Просить вам от Бога продолжения жизни, здравия, богатства, счастия, славы, чести, вещей всех временных и земных; прошение то малодостойное есть: не весте, чесо просите131. Сии вещи у Бога ни во что поставляются. Да и явно есть то видимо, что оные вещи, яко ничего нестоящие, дает Бог и грешникам, преступающим заповеди Его; да также и нечестивым, хулящим святое имя Его. Просите вы себе вещей великих, достойных Великого Бога, яже просимому дати достоит, просите вы прежде Царствия Его; а другое все, когда Бог узнает, что оно вам на пользу, даст вам, яко бы к тому в прибавок: ищите прежде Царствия Божия, и сия вся приложатся вам132. Но скажешь ты мне: ежели просить царствия Божия такому грешнику, как мне, то получу ли я оное? Получишь, ежели ты о нем с искреннею любовию, с живою верою попросишь, то оное себе достанет. Христианин ли ты? Впрочем Царство Божие наследство твое. Для доставления тебе сего Царствия, сошел Сын Божий с небесе на землю, и вочеловечился, пострадал, распялся, умер, вознесся, отворил тебе путь в рай, оставил тебе Таинства церковные, чтоб ты купил себе ими бездонное то сокровище. Грешен ли ты? Но Христос пришел грешников спасти. А хотя ты и грешен, то что тебе мешает в одну минуту быть праведным? Покаялся ли, исповедался ли, исправился ль ты? то оправдился ты в тот же час. Царство Божие твое уже есть. Царства Божия просили себе блудники, прелюбодеи, разбойники, и оное получили: а ты ли в том сумневаешься?

Нет, братец, так легчайшей вещи, как получения тебе Царствия Божия. Но ведай, что нет же и другого к тому способа, кроме покаяния. Что ты говоришь? что ты делаешь? в чем состоит твое намерение? думаешь ли покаяться единожды? Нет подожди еще нерадивый и некающийся грешник! подожди, знать что спасет тебя скверная та любовь, которая до ныне истощила у тебя имение и здравие; подожди, знать что спасет тебя неправедное то богатство, которое ты нажил грабительными взятками, прирастил свертками, и кое после тебя в чужие руки достанется; подожди, знать что спасет тебя прибыточный тогр твой, ремесло твое, честь твоя, сын твой, брат твой, друг твой.Дожидайся ты, дожидайся того, когда приидешь внезапная смерть, и застанегт тебя в прежнем твоем грехе; тогда-то уповай получишь себе Царствие Божие. Безумный! Царствие Божие, упоминает Христос, понуждается133. Буде его желаешь, то надобно тебе заблаговременно к скорейшему покаянию поспешить; понудя себя к отстатию от привычки к злым делам, узлы грехов твоих перервать. Есть ли ты с поспешением к тому себя понудишь, то Царствие Божие себе ты получишь; а буде мешканием еще замедлишь, то его потеряешь.

* * *

124

Слово 14.


Источник: Собрание разных поучительных слов, сочиненных и проповеданных епископом кефалонитянином Илиёю Минятием, с греческого на российский язык переведенное и на две части разделенное. - 7-е изд. - Москва : В Синод. тип., 1842. / Ч. 2. - [2], II, 244 с.

Комментарии для сайта Cackle