А.А. Горбачев

Источник

Легенды и реалии

В самом же лагере личность архимандрита Илариона была окружена легендами. Рассказывали о взятии им приступом взбунтовавшегося кавказского монастыря, о фантастической встрече владыки в Кеми с папским нунцием и о героическом ответе православного иерарха на предложенную «тиару кардинала»365. Впрочем, если эти рассказы и не были историчны, то были правдивы по существу. Владыка Иларион действительно говорил: «Я скорее сгнию в тюрьме, но своему направлению не изменю».366

Реальные действия архиепископа Илариона иногда были гораздо значительней, чем легендарные. Даже в богатой православной агиографии немного найдется случаев, подобных описанному Борисом Ширяевым, когда владыка, идя, по мнению многих, на верную смерть, укрепляемый молитвой, с помощью Божией и четырех собратьев спас от верной гибели застрявшего на лодке в ледяной шуге жесточайшего безбожника и врага заключенных – лагерного полкового военкома Сухова. Незадолго до этого Сухов палил картечью в распятие. Владыка уподобился самому Христу, спасающему одного из Своих палачей Лонгина сотника и обращающего Своего гонителя Савла. «Спас Господь!» – так восприняли это чудо все видевшие. «Спас Господь!» – не мог не сознаться и сам спасенный богоборец, в Страстную Субботу судорожно крестящийся на им же самим расстрелянного Распятого367.

Свой дар убеждения использовал владыка и в лагере. Выхлопотав у начальства послабления для ближних, сам он отказывался от выгодных предложений, оставаясь простым рыбаком. «Владыка Иларион всегда избирался в делегации к начальнику острова Эйхмансу, когда было нужно добиться чего-нибудь трудного, и всегда достигал цели. Именно ему удалось сконцентрировать духовенство в 6-й роте, получить для него некоторое ослабление режима, перевести большинство духовных всех чинов на хозяйственные работы... Он же отстоял волосы и бороды духовных лиц при поголовной стрижке во время сыпнотифозной эпидемии... Остричь... стариков-священников значило бы подвергнуть их новым издевательствам и оскорблениям»368.

По воспоминаниям Бориса Ширяева, именно архиепископ Иларион добился у Эйхманса праздничного пасхального богослужения в лагере не только для духовенства, но и для других заключенных369 (с выданными из музея крестами, хоругвями и чашами), когда, несмотря на богоборческую власть, «ликующий хор „сущих во гробех» славил и утверждал свое грядущее неизбежное, непреодолимое силами зла воскресение...»370.

* * *

365

Ширяев Б. Неугасимая лампада. – М.: Товарищество русских художников, 1991. С. 323.

366

Цит. по: Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. С. 352.

367

Ширяев Б. Неугасимая лампада. С. 320, 325–329.

368

Там же, С. 324–325.

369

Датировка этого события требует уточнения. Согласно воспоминаниям бывших соловецких узников, храмовое богослужение в Соловецком лагере было доступно для заключенных лишь в период с 1925 по 1929 гг. Самое торжественное общедоступное пасхальное богослужение на Соловках совершалось в 1926 г. Но Пасху 1926 года архиеп. Иларион встречал на пересыльном пункте Попова острова. По словам М. М. Розанова, архиеп. Иларион возглавлял пасхальное богослужение в 1929 году, но к нему были допущены почти исключительно духовенство и монахи (Розанов М.М. Соловецкий концлагерь в монастыре: 1922–1939: Факты – домыслы – «параши»: Обзор воспоминаний соловчан соловчанами: В 2-х кн. – США: Изд. автора, 1979. Кн. 1. С. 249–250). Возможно, описываемое в книге «Неугасимая лампада» праздничное богослужение, возглавляемое архиеп. Иларионом, совершалось в 1928 году, когда в Соловецком лагере «Пасху открыто праздновали в последний раз» (Сошина Антонина. Наш путь – смиренная преданность Отцу Небесному: Исполнение пастырского долга в условиях лагеря //Соловецкое море: альманах. 2006. № 5). Не исключено также, что описанные события относятся к 1925 году, когда начальник СЛОНа Эйх-манс сделал доступным храмовое богослужение для духовенства и верующих.

370

Там же. С. 397.


Источник: Жизнь и труды священномученика Илариона / А.А. Горбачев. – Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2016. – 208 с.: ил.

Комментарии для сайта Cackle