Духовные основы
Здесь представляется уместным дать небольшой комментарий к рассказу об отношениях владыки Илариона с уголовниками. Тюремный священник начала ХХ-го века архимандрит Спиридон (Кисляков) раскрывает основу подобных отношений с заключенными следующим образом: «Как только я сблизился с арестантами, так сразу понял, что для этого элемента необходимо с моей стороны: должна быть исключительная любовь к ним. Эта любовь должна быть искренняя и деятельная. Без нее лучше и не знакомиться с этим миром. Мир этот слишком обижен судьбой, слишком озлоблен на все и на всех, и чтобы его вызвать из этого состояния, необходимо нужно священнику стать, и стать твердо, обеими ногами на почву деятельной любви к ним»362.
Христианская любовь своим источником имеет Самого Бога, а богообщение немыслимо без молитвы. Без сомнения, и добродетели священномученика Илариона основывались на его молитвенном опыте. Подтверждение этому мы находим в книге воспоминаний о духовном наставнике, жившем в советское время, отце Арсении. В воспоминаниях одного из духовных чад отца Арсения иеромонаха Серафима находим следующий эпизод: «На правильный путь меня наставил архиепископ Иларион (Троицкий). Мы встретились с ним в Соловках, его также направили на уборку нечистот. „Владыка! – обратился я к нему. – Что мне делать, убираю нечистоты, иеромонах я, обязан денно и нощно молиться, но как могу, грязный, пакостный? Крестного знамения рукой такой не положишь. Что делать? Мысли суетные стали одолевать».
Владыка Иларион сказал: „Необходимо молиться и молиться так, чтобы окружающий Вас мир ушел и в душе жила только одна молитва. Грязной рукой крестного знамения не кладите на себя, а мысленно возведите глаза вверх, потом вниз, направо и налево. Вы совершите крестное знамение, а в бараке, очистившись от грязи, креститесь рукой. Молясь во время работы, уйдя в молитву, не будете видеть грязь и смрад. Так делаю я, и это помогает переносить все тяжести. Господь избавит Вас от суетных мыслей; вспомните, чему учил Вас наставник и учитель – о. Агапит„».363
Как не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф. 5,14), так духовный подвиг владыки Илариона был известен и вдохновлял многих даже и за пределами России. Митрополит Литовский и Виленский Елевферий (Богоявленский), позже управлявший западноевропейскими приходами, приводил владыку Илариона в пример того, как в заключении «подвиг исповедничества... может переходить в подвиг духовного отца, брата, миссионера»364.
* * *
Спиридон (Кисляков), архим. Из виденного и пережитого: записки миссионера. – [Б. м.]: Образ, 2004. С. 38–39.
Отец Арсений: Изд. 5-е / под ред. прот. В. Воробьева. -М: ПСТГУ, 2009. С. 628–629.
Елевферий (Богоявленский), митр. Неделя в патриархии: Впечатления и наблюдения от поездки в Москву // Из истории христианской Церкви на Родине и за рубежом в XX столетии: Сборник. – М. : Крутицкое Патриаршее подворье, 1995. С. 268.