Обновленческий раскол
Ссылки ближайших помощников патриарха Тихона епископа Илариона (Троицкого), епископа Петра (Полянского) и других, арест самого Святейшего стали этапом подготовки большевиками обновленческого раскола, инициатором которого был Л. Троцкий. В «архисекретном» протоколе заседания комиссии под председательством Троцкого, собранной за два дня до ареста владыки Илариона, то есть 20 марта 1922 года, уже явно обозначена тема выявления и поддержки властью раскольнического духовенства: «Газетам принять меры к тому, чтобы дать более яркое и открытое выражение голосу тех попов, которые недовольны курсом Тихона и склонны провести не за страх, а за совесть декрет советской власти об изъятии ценностей»333.
Владыка Иларион с горечью за свое бессилие и недоумением о причинах раскола следил из ссылки за развитием обновленчества, корень которого видел, прежде всего, в нравственной распущенности: «Интересно, что на съезде для „оживления» только и надумали: 1) жениться архиерею, 2) жениться монахам с оставлением в сане, 3) жениться священнику на вдове, 4) жениться священнику вторично, 5) жениться на свояченице, 6) жениться на двоюродной сестре. Итак, шесть „жениться» – и только!».334
«Похоть, поселившись в уме его, омрачила очи его», – говорит преподобный Ефрем Сирин о человеке, идущем на поводу у страстей335. Владыка Иларион еще более нелицеприятно отзывается о помрачении ума обновленцев («живцов», как называли их в народе): «В Москве совсем спятили с ума. Соберутся человек тридцать-сорок случайных людей с улицы: „Давайте Живую церковь устроим! Давайте! Готово!» Ну не идиоты?»336
Несмотря на отдаленность от «эпицентра» событий, потрясших Русскую Церковь, ссыльный епископ ничуть не колеблется в вопросе о законности самозванного церковного управления: «„Новоиспеченных» по канонам нельзя признать в сане, потому что все постановления их не законны»337. Традиционные понятия владыки о Церкви и ее границах дают ему твердое основание для стояния в истине: «Самозванщина у нас на носу, но еще ее нет. Ведь в ЖЦ самое главное – самозванство ее управителей, никем не выбранных и никем не назначенных и никому не нужных. Поэтому благодати на самозваных арх. здесь столько же, сколько на любом татарине. И с ними в общение я никогда не вступлю, что бы ни было. А что будет? Ну, постранствую 5, м. б. 10 лет. Что ж? И странствовать может быть хорошо. Так как здесь я живу, жить еще можно»338.
В письмах его нет исповеднического пафоса и, как всегда, нет ропота. Лишь обычное довольство обстоятельствами: «А я очень доволен и рад тому, что живу здесь, главное – свободное время и книги...» Но есть глубокая скорбь о поругании Матери-Церкви ее неблагодарными чадами: «Меня совершенно не интересует моя личная судьба, потому что внешнее положение для меня не составляет ничего важного... Но я не могу не страдать и не говорить горячо, видя и понимая страдания Русской Церкви»339.
* * *
Русская Православная Церковь в советское время (1917–1991): Материалы и документы.../ Сост. Г. Штриккер. – М.: Пропилен, 1995. С. 157.
Иларион (Троицкий), еп. Письмо свящ. Леониду и Лидии Архангельским от 28 авг. 1922 г. – Архив А. В. Никитского.
Ефрем Сирин, св. Творения: в 8 т. – [Б.м.]: Изд. отд. Моск. Патриархии, 1993. Т. 2. С. 141.
Иларион (Троицкий), еп. Письмо свящ. Леониду 20 сент. 1922 г. –Архив А. В. Никитского.
Там же.
Иларион (Троицкий), еп. Письмо свящ. Леониду и Лидии Архангельским от 26 фев. 1923 г. – Архив А. В. Никитского.
Цит. по: Дамаскин (Орловский), иером. Жизнеописание архиепископа Илариона (Троицкого) // Иларион (Троицкий), архиеп. Церковь как союз любви. С. 39.