Архимандрит и инспектор академии
Впрочем, благодатно-радостное состояние монаха и иеродиакона Илариона продолжалось не более двух месяцев, а именно до 30 мая, когда стало известно о его назначении на должность инспектора МДА с возведением в сан архимандрита. Настроение его теперь выглядит разительным контрастом недавней мирной радости и близко к унынию: «Сейчас чувствую больше всего одно: совершенно выбит из колеи, разрушены до основания мои планы и намерения относительно ближайшего будущего, а оно у меня намечено было на целые годы. Настроение подавленное... Летом, по крайней мере, июль весь, придется сидеть в академии: буду я в своей особе совмещать и ректора, и инспектора, и помощника инспектора»150.
Впрочем, отец Иларион мужественно переносит крушение своих надежд и планов, главнейшие из которых, без сомненья, были связаны с его научной деятельностью. Это новое нелегкое и нежеланное для него церковное послушание он принимает с достойным подражания смирением: «Роптать не ропщу, потому что монах – церковная вещь. Личной жизни у него нет – один. Куда поставят, – берись и работай. Три года уж каникул у меня не было, на нынешние было рассчитывал, но вышло не по-моему. Слава Богу за все!»151
2 июня того же года Иларион – иеромонах, 5 июля – архимандрит. Новый 1913/1914 учебный год он начинает в должности инспектора академии. 5 ноября 1913 года на заседании Совета академии архимандрит Иларион единогласно избирается штатным экстраординарным профессором МДА152. С этого времени начинается в жизни отца Илариона пятилетний период его инспекторства в МДА, период, насыщенный разнообразными событиями, оставляющими инспектору немного возможностей для научных занятий.
Совершение богослужений, подготовка и чтение лекций, рецензирование учебных и научных сочинений, прием экзаменов, чтение и рецензирование сочинений (от семестровых до докторских), участие в заседаниях Совета академии, в различных академических актах и мероприятиях, написание и публикация статей в церковных журналах – вот неполный перечень действий и событий, наполняющих жизнь архимандрита Илариона. В 1911 году, еще в свою бытность Владимиром Алексеевичем, он читал лекции по Новому Завету на Женских курсах протоиерея Иоанна Восторгова153, в 1912 году Общество любителей духовного просвещения избрало его в действительные члены и поручило «на годичном собрании сказать вроде как бы „актовую речь"»154. В 1914 году отец Иларион читал лекцию (вероятно, не одну) в общине великой княгини Елизаветы Федоровны155, в 1916 году присутствовал там же на молебне перед началом чтений (а может, и совершал его)156, в октябре 1916 года читал доклад в Епархиальном доме157 и публичную лекцию с благотворительной целью по просьбе студентов академии.158 Время от времени он служит в московских храмах159.
Еще во времена студенчества и магистратуры отец Иларион заведовал издательским отделом Пастырско-просветительского братства при МДА, занимался изданием и распространением листков духовно-нравственного содержания для народа, участвовал в студенческой опеке школы-приюта для детей. В 1914 году он участвует в составлении и издании двадцати четырех полемических листков против унии. 15 октября 1915 года архимандрит Иларион избирается в состав академической библиотечной комиссии сроком на пять лет160. Уже на закате существования академии он председательствует на совещаниях «представителей Русской Церкви с католическими духовными лицами»161.
Много времени, сил и внимания требовала от инспектора МДА забота о духовно-нравственном состоянии учащихся, которое нередко оставляло желать лучшего: «У меня тоже есть „мальчики», с которыми беда: один запьет, другой буянит, один даже отравиться вздумал. Почему? Не говорит. „Чрез любовь», должно быть. Редко день пройдет без какой-нибудь докуки»162.
Случались и совершенно внеплановые нагрузки. Так, в марте 1914 года Святейший Синод озадачил академического инспектора, который и без того не знал, «как справиться с академическими делами», поручением «увещания афонских монахов»163, переселенных в Россию из-за споров о почитании имени Божия. Поручение это требовало специальных знаний, на приобретение которых архимандрит Иларион потратил немало времени164. И хотя позже оно было отменено, академические дела отца инспектора пришли в запустение: «Возможно, что тревога была у меня напрасно, – вспоминал он о миновавшей „грозе», – но она была, и времени у меня пропало много. Ведь до июня чуть больше месяца, а остается прочитать 44 семестровых сочинения (прочитал на этой неделе восемь!), 5 кандидатских, еще 8 экзаменов, а праздники, службы»165.
По должности отцу Илариону порой приходится предпринимать поездки для решения академических вопросов с церковными и светскими властями. К примеру, в сентябре 1916 года он едет с этой целью в столицу: «У меня была интересная поездка с 20 по 25 сентября в Петроград по академическим делам, – пишет он родне. – Впервые выходил в официальный мир, например, в синодальный. Со всеми почти чинами познакомился... Бывал и у светских (впрочем, и в Синоде все светские!) до Штюрмера166 включительно. Кое-какия дела устроили, другия столкнули с мертвой точки. Пробыл 4ро суток и все время был очень занят»167. Столичная жизнь не прельщает отца инспектора, ему привычней в провинции, в академии, на своей «малой родине»: «А все-таки хорошо в посаде, подальше от всех этих господ, подальше от всяких движений, слухов и т. д.»168
Кроме посторонних приключений у отца инспектора еще ежедневно стечение людей (2Кор. 11, 28): «Ты читать, а тут кто-нибудь придет по делу или без дела, ты читать, а тут гости и т. д.»169 Для того чтобы хоть как-то справляться с делами, приходится сокращать сон: «Знаешь, – пишет он своему родственнику, – замечаю, что обучился в сутки спать часов по 5–6 не больше, только все ломает всего как-то»170. «Живу и не вижу ни дней, ни ночей»171, – так архимандрит Иларион определяет напряженный характер своей деятельности.
И праздники вместо отдохновения несут дополнительную нагрузку: «Ну, в нашем положении приятнее, когда праздник окончится, а самый праздник ярмарка самая разнообразная: и митрополит, и акт, и гости академические, гости личные – и все это в куче»172.
Даже болезнь не всегда дает возможность отступить от обычного графика: «В нынешнем году еще прибавилось искушение особенное, – пишет он в октябре 1916 года. – Накануне где-то жестоко простудился. Покров и служил, и праздновал в тумане. Ночь с 1-го на 2-е провел в бредовом состоянии, а на утро служил. Днем была слабость и меланхолия. Только утром третьего почувствовал себя и здоровым и свободным: на душе настал праздник»173.
Неудивительно, что уже в первые месяцы такой напряженной жизни архимандрит Иларион, несмотря на природное здоровье, начинает испытывать переутомление: «Хуже всего, что расстроился физически и нервно: потерял сон и аппетит»174. Весной 1914 года в письме к двоюродной сестре он признается: «Опять я затрепался и вот уже в третий раз за этот год чувствую переутомление»175.
* * *
Иларион (Троицкий), архим. Письмо Л. П. Архангельской от 5 июля 1913 г. – Архив А. В. Никитского.
Там же.
Журналы собраний Совета Московской духовной академии за 1913 год // Богословский вестник. 1914. № 4. С. 549–550 (4-я пагин.).
Голубцов Сергий, протод. Материалы к биографиям профессоров и преподавателей МДА: Архиепископ Иларион (Троицкий) //Богословский вестник. 1998. Вып. 2. С. 158.
Троицкий В. А. Письмо Л. П. Архангельской от 30 окт. 1912 г. –Архив А. В. Никитского.
Иларион (Троицкий), архим. Письмо Л. П. Архангельской от 6 апр. 1914 г. – Архив А. В. Никитского.
Его же. Письмо свящ. Леониду и Лидии Архангельским от 8 окт. 1916 г. – Архив Ю.В. Архангельской.
Его же. Письмо Л. П. Архангельской от окт. 1916 г. – Архив Ю.В. Архангельской.
Его же. Письмо свящ. Леониду и Лидии Архангельским от 8 окт. 1916 г. – Архив Ю.В. Архангельской.
Его же. Письмо свящ. Леониду Архангельскому от 29 апр. 1914 г. – Архив А. В. Никитского; Иларион (Троицкий), архим. Письмо свящ. Леониду и Лидии Архангельским от апреля 1914 г. (в копии – вторая часть письма, ошибочно датированного апрелем 1913 г., первая часть этого составного письма – другое письмо, отправленное В. Троицким Л. П. Архангельской в январе 1913 г.) –Архив А. В. Никитского
Отчет о состоянии Московской духовной академии в 1915–16 учебном году // Богословский вестник. 1916. № 10/11/12. С. 7 (5-я пагин.).
Волков Сергей. Последние у Троицы: Воспоминания о Московской духовной академии. – М., СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. С. 113.
Иларион (Троицкий), архим. Письмо свящ. Леониду и Лидии Архангельским от апреля 1914 г. (в копии – вторая часть письма, ошибочно датированного апрелем 1913 г., первая часть этого составного письма – другое письмо, отправленное В. Троицким Л. П. Архангельской в январе 1913 г.) –Архив А. В. Никитского.
Его же. Письмо Л. П. Архангельской от марта 1914 г. – Архив А. В. Никитского.
В жизнеописаниях сщмч. Илариона обыкновенно говорится, что Святейший Синод дважды, весной 1913 г. и в марте 1914 г., поручал о. Илариону участие в деле «увещания» афонских монахов (Например: Дамаскин (Орловский), игум. Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, викарий Московской епархии //Дамаскин (Орловский), игум. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. – Тверь: Булат, 2005. С. 391, 393; Голубцов Сергий, протод. Материалы к биографиям профессоров и преподавателей МДА: Архиепископ Иларион (Троицкий) // Богословский вестник. 1998. Вып. 2. С. 116.).
Согласно этой версии, оба раза через некоторое время поручение отменялось. Такое в течение года почти тождественное повторение факта, имеющего характерные особенности, не может не вызвать подозрения, которые увеличиваются через ознакомление с обстоятельствами жизни Троицкого весной 1913 года. Нам известно, что в марте 1913 года В. Троицкий готовится к постригу, и указанное поручение Св. Синода в этом случае явно выглядело бы неуместным. После пострига о. Иларион в течение двух месяцев пишет своим родным о благостном состоянии, не омраченном никакими неприятностями.
Явным диссонансом к этим фактам звучит письмо о. Илариона Лидии Павловне Архангельской, датированное апрелем 1913 года, в котором пишущий замечает: «Дело с афонцами разрешается без моего участия. Возможно, что тревога была у меня напрасно, но она была, и времени у меня пропало много» (Иларион (Троицкий), архим. Письмо свящ. Леониду и Лидии Архангельским от апреля 1914 г. (в копии – вторая часть письма, ошибочно датированного апрелем 1913 г., первая часть этого составного письма – другое письмо, отправленное В. Троицким Л. П. Архангельской в январе 1913 г.) –Архив А. В. Никитского).
Сомнения эти достаточно легко разрешаются внимательным ознакомлением с содержанием означенного письма. Оказывается, что письмо это состоит, собственно, из двух писем с разницей во времени около года. Датировка этих объединенных в одно писем устанавливается по описываемым в них событиям с точностью до нескольких дней.
Время написания первого письма определяется следующими указаниями. В нем названо число отъезда автора письма из Херсона от Архангельских – 31 декабря и описываются события, происшедшие с отправителем за две недели после разлуки с адресатом (т. е. с Лидией Павловной). Кроме того, автор письма упоминает о своей магистерской: «Жду утверждения». Как уже отмечалось выше, Владимир Троицкий был утвержден в степени магистра богословия указом Св. Синода от 16 января 1913 года (Журналы собраний Совета Московской духовной академии за 1913 год // Богословский вестник. 1913. № 9. С. 49 (5-я пагин.)). Таким образом, время написания первого письма с уверенностью можно определить как период от 13 до 16 января 1913 года плюс-минус один-два дня.
Что же касается второй части составного письма, датированного в копиях апрелем 1913 года, то время его написания определяется не менее точно. Во-первых, письмо написано в последние числа апреля: «Ведь до июня чуть больше месяца». Во-вторых, говорится: «Ждем скоро диспутов Флоренского и Виноградова, вероятно, в самом непродолжительном времени состоятся». Этим упоминанием точно определяется год второго письма, поскольку магистерские диспуты священника Павла Флоренского и и. д. доцента МДА «по кафедре пастырского богословия с аскетикой и гомилетики» Василия Виноградова состоялись, соответственно, 19 и 22 мая 1914 года (Журналы собраний Совета Московской духовной академии за 1914 год // Богословский вестник. 1914. № 9. С. 152–155 (3-я пагин.)) (об этих диспутах как о прошедших говорится в другом письме архим. Илариона – от 2 июня 1914 г.). После этого указания на время года и сам год написания письма говорится, что «дело с афонцами разрешается» без участия автора письма. Отмеченные особенности позволяют с уверенностью датировать вторую часть составного письма концом апреля 1914 года.
Таким образом, письмо, ошибочно датированное апрелем 1913 года, состоит из двух писем. Первое (без окончания) написано и. д. доцента МДА В. Троицким в середине января 1913 года, а второе (без начала) написано инспектором академии архим. Иларионом в конце апреля 1914 года.
Предложенный анализ позволяет утверждать, что поручение по увещанию афонских монахов дано было Св. Синодом архим. Илариону (Троицкому) единожды в марте 1914 года, о чем и упоминается в письме о. Илариона, написанном в марте 1914 г.: «... на днях такое получил Синодом поручение, что сразу потерял покой и хожу осунувшимся. Дело это вообще грязноватое, крайне ответственное, к моему образу (довольно таки позапачканному) мало подходящее, требующее немалой книжной подготовки, которой я не имею вовсе, а времени и мало остается, и главное – без того не знаю, как справиться с академическими делами. Это поручение меня просто угнетает» (Иларион (Троицкий), архим. Письмо Л. П. Архангельской от марта 1914 г. –Архив А. В. Никитского). Поручение это было отменено в апреле того же года, о чем мы узнаем из письма конца апреля 1914 года, ошибочно датированного апрелем 1913 года.
Иларион (Троицкий), архим. Письмо свящ. Леониду и Лидии Архангельским от апреля 1914 г. (в копии – вторая часть письма, ошибочно датированного апрелем 1913 г., первая часть этого составного письма – другое письмо, отправленное В. Троицким Л. П. Архангельской в январе 1913 г.) –Архив А. В. Никитского.
Штюрмер Борис Владимирович – с 20 января по 10 ноября 1916 г. был председателем Совета министров Российской империи.
Иларион (Троицкий), архим. Письмо свящ. Леониду и Лидии Архангельским от 8 окт. 1916 г.– Архив Ю.В. Архангельской.
Там же.
Иларион (Троицкий), архим. Письмо свящ. Леониду Архангельскому от 9 июня 1914 г. –Архив А. В. Никитского.
Его же. Письмо свящ. Леониду Архангельскому от 17 ноября 1913 г. –Архив А. В. Никитского.
Его же. Письмо Л. П. Архангельской от окт. 1916 г. –Архив Ю.В. Архангельской.
Там же.
Его же. Письмо свящ. Леониду и Лидии Архангельским от 8 окт. 1916 г. – Архив Ю. В. Архангельской.
Его же. Письмо Л. П. Архангельской от 27 октября 1913 г. –Архив А. В. Никитского.
Его же. Письмо Л. П. Архангельской от марта 1914 г. – Архив А. В. Никитского.