А.А. Горбачев

Источник

Христианство или Церковь?

Тема Церкви остается приоритетной в научной и преподавательской деятельности Владимира Алексеевича. Вопрос, вынесенный в заглавие статьи «Христианство или Церковь?», – риторический: «Слово „Церковь»... уже в Новом Завете встречается 110 раз. Слова же „христианство», как и многих других слов на „ство», Новый Завет не знает»111. Живое, органическое единство Церкви, обусловленное пребыванием в едином теле, дышащем единым Духом Святым, под единой главою – Христом, дает нам право говорить о вполне реальных границах Церкви. Это единство, не допускающее частичности, делает невозможной идею о частичной принадлежности инославных исповеданий к Церкви Христовой. Эта тотальность и жизненность церковного единства вынуждает нас вместе с Алексеем Степановичем Хомяковым признать отошедшие от Церкви сообщества, в том числе западные исповедания, «ересями против догмата о существе Церкви, против ее веры в самое себя»112. Мысль эта выводится из учения о Церкви апостола Павла и подтверждается толкованиями блаженных Феодорита и Феофилакта, преподобного Иоанна Дамаскина, святителя Иоанна Златоуста и, особенно, мыслями священномученика Киприана Карфагенского.

И снова, занимая исповедническую позицию в отношении к современникам, стыдящимся веры отцов, считающим ее признаком отсталости, Владимир Алексеевич подает пример отношения к Церкви: «Да, я верую во единую святую, соборную и апостольскую Церковь, принадлежу ко святой Православной Церкви, и потому я самый передовой человек, ибо в Церкви только возможна та новая жизнь, ради которой Сын Божий приходил на грешную землю, только в Церкви можно приходить в меру полного возраста Христова, следовательно: только в Церкви возможен подлинный прогресс»113. Здесь намечается тема, которую автор разовьет через два года в работе «Прогресс и преображение».

В работе «Триединство Божества и единство человечества» та же тема церковного единства раскрывается в связи со словами из первосвященнической молитвы Спасителя к Богу Отцу: Да будут едино, [и] Мы (Ин. 17, 11). Единство Святой Троицы и единство Церкви – это единство природы во множестве ипостасей, и только в Церкви возможно уподобление троичному единству.

* * *

111

Иларион, (архиеп. Верейский), сщмч. Без Церкви нет спасения. С. 69.

112

Там же. С. 83.

113

Там же. С. 114–115.


Источник: Жизнь и труды священномученика Илариона / А.А. Горбачев. – Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2016. – 208 с.: ил.

Комментарии для сайта Cackle