Глава IV. Годовой Круг богослужения
Пасхальный цикл
В Великую Субботу заканчивается Триодь постная и вступает в действие Триодь цветная, содержащая богослужения пасхального цикла – от Пасхи до Недели 1-й по Пятидесятнице. Основная тема богослужебных текстов, вошедших в эту книгу, – прославление воскресшего из мертвых Спасителя мира.
Воскресение Христово. Пасха
Празднование Воскресения Христова начинается пасхальной полунощницей, совершаемой священниками в белом облачении. На полунощнице читается канон Великой Субботы, во время которого, на 9-й песни, святая плащаница вносится в алтарь.
Сразу же или через несколько минут после окончания полунощницы начинается пасхальная утреня – наиболее торжественное, праздничное и радостное богослужение церковного года. Его открывает пение пасхальной стихиры:
Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Стихира.
Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити. Воскресение Твое, Христос Спаситель, Ангелы воспевают на небесах. И нас на земле удостой славить Тебя чистым сердцем.
Эта стихира поется сначала священнослужителями в алтаре, затем ее подхватывает хор. Начинается пасхальный крестный ход: во главе процессии идет свещеносец, далее хор, священнослужители и прихожане. Архиерей или старший священник несет в левой руке трисвечник, в правой кадило; другие священнослужители несут Евангелие и икону Воскресения Христова. Процессия выходит из храма западными дверьми и обходит храм в направлении против часовой стрелки. Во время крестного хода продолжается пение стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе» и совершается трезвон («ударяют во вся кампаны и тяжкая и клеплют довольно»). По выходе всех прихожан из храма двери храма затворяются. Обойдя храм, процессия возвращается ко входу, настоятель становится у закрытых дверей и произносит начальный возглас утрени: «Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице». Хор отвечает «Аминь», и священнослужители трижды поют тропарь Пасхи:
Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Тропарь.
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ и находящимся в гробах даровав жизнь.
Далее хор поет трижды этот тропарь. Затем настоятель возглашает стихи псалма 67: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от Лица Его ненавидящии Его»; «Яко исчезает дым, да исчезнут»; «Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся»; «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь». На каждый стих псалма хор отвечает пением тропаря «Христос воскресе из мертвых». После того как тропарь пропет многократно, двери храма отворяются, и священнослужители, а за ними и весь народ входят в залитый светом храм (устав предписывает перед началом пасхальной службы зажигать «свещи вся и кандила»). Священник приветствует всех возгласом: «Христос воскресе!» Народ отвечает: «Воистину воскресе». Этот возглас и ответ народа многократно прерывает в дальнейшем течение службы, придавая ей особую приподнятость.
После великой ектении поется пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина. В нем отражено основное содержание празднования Воскресения Христова как перехода от смерти к жизни, от земли к небу:
Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Канон. Песнь 1. Ирмос.
Воскресения день, просветимся людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас приведе, победная поющия. День Воскресения, просветимся, люди! Пасха, Господня Пасха! Ибо от смерти к жизни и от земли к небу Христос Бог привел нас, воспевающих победную песнь.
Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Канон. Песнь 4. Ирмос.
На божественней стражи богоглаголивый Аввакум да станет с нами, и покажет светоносна Ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко всесилен. На божественной страже пусть станет с нами вдохновленный Богом Аввакум и покажет светоносного Ангела, ясно говорящего: «Сегодня спасение миру, ибо воскрес Христос как всесильный».
Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Канон. Песнь 8. Ирмос.
Сей нареченный и святый день, един суббот царь и господь, праздников праздник и торжество есть торжеств, воньже благословим Христа во веки.
Этот желанный и святой день, первый из суббот – их царь и господин, праздник праздников и торжество торжеств, в который благословим Христа вовеки.
В греческом оригинале: «в котором она утверждена».
Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя, да празднует убо вся тварь востание Христово, в немже утверждаемся. Ныне все наполнилось светом – небо, земля и преисподняя; пусть все творение празднует Воскресение Христово, в котором мы утверждены.
Приведенные ирмосы почти буквально воспроизводят начало Слова 45-го святителя Григория Богослова, «На Святую Пасху», которое Устав предписывает читать по 3-й песни канона (на практике это чтение повсеместно опускается). Тропари канона, вдохновленные содержанием пасхальной проповеди святителя Григория, содержат призывы к радости о воскресении Христовом, прославляют Христа как Победителя ада и смерти:
Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Канон. Песнь 1.
Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый: Христос бо воста, веселие вечное. Небеса да веселятся достойно, земля пусть радуется, а весь видимый и невидимый мир пусть празднует, ибо воскрес Христос – веселие вечное.
Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Канон. Песнь 5.
Безмерное Твое благоутробие адовыми узами содержимии зряще, к свету идяху Христе, веселыми ногами, Пасху хваляще вечную.
Увидев Твое безмерное милосердие, о Христос, удерживаемые узами ада радостно побежали к свету, восхваляя вечную Пасху.
Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Канон. Песнь 6.
Спасе мой, живое же и нежертвенное заколение, яко Бог Сам Себе волею привел Отцу, совоскресил еси всероднаго Адама, воскрес от гроба.
Спаситель мой, живая и незакалаемая жертва, Ты, как Бог, Сам Себя добровольно приведя к Отцу, воскресил вместе с Собою родоначальника всех Адама, воскреснув от гроба.
Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Канон. Песнь 7.
Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало. Мы празднуем умерщвление смерти, разрушение ада, начало иной, вечной жизни.
Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Канон. Запев на 9-й песни.
Христос воскресе, смерть поправый, и мертвыя воздвигнувый, людие веселитеся. Христос воскрес, поправ смерть и воскресив мертвых: люди, веселитесь!
Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Канон. Запев на 9-й песни.
Христос Новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, вземляй грех мира. Христос – новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, взявший на Себя грех мира.
Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Канон. Запев на 9-й песни.
Днесь всяка тварь веселится и радуется, яко Христос воскресе, и ад пленися. Сегодня все творение веселится и радуется, ибо Христос воскрес – и ад пленен.
Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Канон. Запев на 9-й песни.
Днесь Владыка плени ада, воздвигнувый юзники, яже от века имяше люте одержимыя.
Сегодня Владыка творения пленил ад, воскресив узников, которых он от века держал в жестоком заключении.
Воскресение Христово переживается как событие космического масштаба, имеющее отношение не только ко всем людям, но и ко всему тварному бытию. По учению апостола Павла, воспринятому восточно-христианской традицией, тварь вместе с человеком стенает и мучится доныне, ожидая освобождения от рабства тлению в свободу... детей Божиих (Рим. 8:19–22). Толкуя эти слова апостола, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что значит «тварь покорилась суете»? Что она стала тленной. Ради кого и из-за чего? Из-за тебя, человека. Ибо, поскольку ты получил тело тленное и страстное, земля подпала проклятию... Но она... освободится от рабства тлению, то есть уже не будет тленной, но последует благообразию твоего тела». Иными словами, тварь станет нетленной, когда нетленным станет человек. А надежда человека на нетление зиждется на Христе, Который умер и был погребен, но не подвергся истлению, открыв путь к нетлению всему человеческому роду, а следовательно – и всей твари. Таким образом, искупление человека, совершенное Христом, имеет прямое отношение к судьбе тварного мира.
Не только материальный мир («видимый»), но и мир духов («невидимый») призывается автором пасхального канона к ликованию. С момента отпадения диавола и демонов от Бога мир невидимый оказался разделенным на область присутствия Божия и область власти диавола – пусть неполной, относительной, ограниченной, но все же вполне реальной власти над душами людей. После сошествия Христа во ад в судьбе ада наступает перелом: Христос наполнил его Своим присутствием – спасительным для уверовавших в Него и гибельным для всех, кто воспротивился Ему, прежде всего для диавола и демонов. Отныне ад – уже не место забвения и богооставленности, но место, где Бог так же присутствует Своей любовью, как и в раю.
По 6-й песни канона поются кондак и икос, представляющие собой начальные строфы 40-го кондака преподобного Романа Сладкопевца. Здесь говорится о женах-мироносицах, пришедших рано ко гробу Спасителя; их приход сравнивается с поклонением волхвов Вифлеемскому Младенцу:
Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Кондак.
Аще и во гроб снизшел еси Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение
Хотя Ты, Бессмертный, и сошел в могилу, но разрушил силу ада и воскрес как победитель, Христос Бог, сказавший женам-мироносицам «радуйтесь» и дарующий мир Твоим апостолам, падшим подающий воскресение.
Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Икос.
Еже прежде солнца Солнце зашедшее иногда во гроб, предвариша ко утру, ищущия яко дне мироносицы девы, и друга ко друзей вопияху: о другини! Приидите, вонями помажем тело живоносное и погребеное, плоть воскресившаго падшаго Адама, лежащую во гробе. Идем, потщимся якоже волсви, и поклонимся, и принесем мира яко дары, не в пеленах, но в плащанице обвитому, и плачим, и возопиим: о Владыко, востани, падшим подаяй воскресение. Солнце, которое было прежде солнца и которое зашло во гроб, придя до рассвета, искали мироносицы-девы и друг другу говорили: «О подруги! Придите, помажем благовониями живоносное и погребенное тело Того, Кто воскресил лежащую в гробу плоть Адама. Пойдем, поспешим, подобно волхвам, и поклонимся, и принесем миро, как дары, не пеленами, но плащаницей обвитому, и возрыдаем и воскликнем: воскресни, о Владыко, падшим подающий воскресение.
Далее Устав предписывает читать синаксарий, в котором повествуется о сошествии Христа во ад и о явлении Воскресшего женам-мироносицам (на практике это чтение опускается). Затем трижды исполняется песнь «Воскресение Христово видевше», составленная в глубокой древности (она входила в древнейшие копии Иерусалимского и Студийского уставов). В этой песни радость о воскресении Христовом сочетается с воспоминанием распятия и крестной смерти Спасителя:
Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Песнь по синаксарии.
Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному, Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. Увидев воскресение Христа, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христос, и святое воскресение Твое поем и славим. Ибо Ты Бог наш, кроме Тебя другого бога не знаем, Твое имя призываем. Придите, все верующие, поклонимся святому воскресению Христа, ибо вот, через крест пришла радость всему миру. Всегда благословляя Господа, будем воспевать Его воскресение, ибо, претерпев распятие, Он смертью разрушил смерть.
По окончании пасхального канона трижды исполняется экзапостиларий, посвященный смерти и погребению Христа:
Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Экзапостиларий.
Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение. Уснув плотью, как мертвый, Царь и Господь, Ты в третий день воскрес, Адама подняв из тления и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение.
В конце утрени поются хвалитные псалмы, к которым добавляются пасхальные стихиры, чередующиеся со стихами из 67-го псалма. В этих стихирах прославляется Пасха как праздник Воскресения Христова, говорится о явлении Ангела женам-мироносицам и содержится призыв к братской любви между христианами:
Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Стихиры.
Пасха священная нам днесь показася. Пасха нова святая: Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха Христос Избавитель, Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных, Пасха, двери райския нам отверзающая, Пасха, всех освящающая верных.
Мироносицы жены, утру глубоку предсташа гробу Живодавца, обретоша Ангела на камени седяща, и той, провещав им, сице глаголаше: что ищете Живаго с мертвыми? Что плачете Нетленнаго во тли? Шедше, проповедите учеником Его.
Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем: братие, и ненавидящим нас простим вся Воскресением и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Пасха священная нам сегодня явилась. Пасха новая святая, Пасха таинственная, Пасха достославная, Пасха – Христос Избавитель, Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных, Пасха, двери райские нам отверзающая, Пасха, освящающая всех верных.
Жены-мироносицы, представ перед гробом Подателя жизни ранним утром, увидели Ангела, сидящего на камне, и он, обратившись к ним, говорил так: «Что вы ищете Живого между мертвыми? Что оплакиваете Нетленного как тленного? Идите, возвестите ученикам Его».
Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обнимем. Скажем «братья» и ненавидящим нас простим все благодаря Воскресению и воскликнем: Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ и находящимся в гробах даровав жизнь.
Последняя стихира является почти дословной цитатой из Слова 1-го святителя Григория Богослова: «Воскресения день – благоприятное начало. Просветимся торжеством и обнимем друг друга. Скажем «братья» и ненавидящим нас (Ис. 66:5)... Уступим все Воскресению; простим друг друга».
По окончании пения стихир, согласно Уставу, совершается пасхальное целование. В Триоди постной оно описывается так:
Взем настоятель Честный Крест и станет вне пред святыми царскими дверьми. Такожде и вси священницы, елико их есть, и диакони, вземше кийждо их Святое Евангелие, и честные иконы, по чину своему: и станут вси рядом, от десныя страны настоятеля. И приходят прежде честнейшии церковницы и старцы, един по единому, и мало преклоняются пред настоятелем и целуют кийждо их Честный Крест и Святое Евангелие, егоже держит иерей, и прочии образы. Таже и самого настоятеля во уста целуют, глаголюще: Христос воскресе. Оному же отвещавшу: Воистину воскресе. По томуже образу и иереев целуют, и сами между собою по чину своему... Таже по них и миряне такожде целование творят... Бывает же посреди во всех велие молчание.
Утреня завершается чтением Огласительного Слова святителя Иоанна Златоуста, о котором мы говорили отдельно. Далее поются пасхальные часы, включающие в себя несколько песнопений из утрени. Во время пения часов, по обычаю Русской Православной Церкви, происходит переоблачение священнослужителей из белых одежд в красные (в Греческой Церкви, а также в Русской Зарубежной Церкви этот обычай отсутствует).
Сразу же по окончании часов совершается пасхальная литургия. Она начинается с многократного пения тропаря «Христос воскресе из мертвых» со стихами из 67-го псалма. После малого входа читаются начальные стихи из Деяний апостольских и из Евангелия от Иоанна: именно пасхальной литургией открывается круг годовых апостольских и евангельских чтений. В течение пасхального периода, до Пятидесятницы, прочитывается вся книга Деяний и все Евангелие от Иоанна. Далее, после Пятидесятницы, начинается чтение апостольских Посланий и Евангелия от Матфея. Чтением пролога из Евангелия от Иоанна на пасхальной литургии подчеркивается, что воскресший Христос есть предвечное Слово Божие, Единородный Сын Божий. Он есть Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1:9), и об этом Церковь торжественно возвещает в пасхальную ночь. По традиции Русской Церкви, Евангелие на пасхальной литургии читается на разных языках, в том числе на греческом как языке оригинала.
Особенностью пасхального богослужения является то, что во время его совершения царские врата и боковые двери алтаря остаются открытыми и диаконы выходят на амвон для произнесения ектении не боковыми, а царскими вратами. Двери алтаря не закрываются и во время других богослужений, а также в перерывах между богослужениями на протяжении всей пасхальной седмицы. Отверстые двери алтаря символизируют гроб Господень, от дверей которого Ангел отвалил камень при воскресении Христовом, и напоминают о близости Царствия Божия, врата которого открыты для каждого, кто верует в воскресшего Христа и живет по Его заповедям.
Праздник Пасхи, в отличие от всех других церковных праздников, длится не один день, а целую неделю. Последующие четыре с половиной недели представляют собой попразднство. Отдание Пасхи совершается накануне Вознесения Господня, празднуемого в 40-й день по Пасхе.
В течение Светлой седмицы богослужение совершается так же, как и в пасхальную ночь. Ежедневно служится литургия Иоанна Златоуста, после которой, по обычаю, бывает крестный ход: выходя на улицу с Евангелием, иконой Воскресения Христова и хоругвями, с пением тропаря «Христос воскресе из мертвых» и ирмосов пасхального канона, верующие свидетельствуют миру о воскресшем Спасителе. Тем самым Церковь свидетельствует о том, что ее миссия – проповедовать воскресшего Христа – не ограничивается стенами храма, но должна охватить собой весь мир.
В пасхальную седмицу отменяются заупокойные молитвы на литургиях. Вне литургии заупокойное поминовение (отпевание, панихида) совершается по особому пасхальному чину, состоящему главным образом из песнопений, посвященных Воскресению Христову.
Недели по Пасхе
Раздел ещё не заполнен.
Вознесение Господне
Раздел ещё не заполнен.
Пятидесятница
Раздел ещё не заполнен.