Источник

Глава 1. Источники и хронология

Настоящая глава имеет вводный характер. В ней рассматриваются основные источники, с которыми мы будем работать на протяжении всей книги, а также сведения, касающиеся хронологии событий жизни Павла.

1. Источники

Основным источником биографических сведений о Павле является книга Деяний апостольских. Она включает подробное описание того отрезка биографии Павла, который начинается его обращением и заканчивается его прибытием в Рим.

Другим важным источником являются послания Павла. В них он лишь эпизодически касается деталей своей биографии, основное внимание уделяя богословским и нравственным вопросам. Тем не менее в ряде случаев два источника являются взаимодополняющими. В совокупности они дают нам достаточно полное представление о жизни и учении апостола.

Наконец, имеется ряд дополнительных источников, на основании которых можно с некоторой долей вероятности восстановить события последних лет жизни Павла.

Книга Деяний

Книга Деяний апостольских представляет собой вторую часть дилогии, первой частью которой является Евангелие от Луки. Обе книги обращены к одному и тому же неизвестному адресату. Первая открывается следующим прологом: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк. 1:1–4). Вторая книга мыслится как прямое продолжение первой: «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян. 1:1–3).

Относительно времени написания книги Деяний в науке высказывались самые разные точки зрения. В эпоху расцвета рационалистической критики Нового Завета (вторая половина XIX – начало XX века) некоторые ученые датировали книгу II веком.5 Затем время написания было сдвинуто к концу I века; тем не менее многие ученые доказывали, что книга была написана

после разрушения Иерусалима в 70 году.6 И сейчас такая датировка все еще преобладает среди ученых.7

Главным аргументом в ее пользу является теория «первенства Марка». Согласно этой теории, Марк написал свое Евангелие в 60-х годах, а Евангелие от Луки основано на Евангелии от Марка; Деяния были написаны Лукой после Евангелия; таким образом, труд Луки автоматически сдвигается на 70-е годы или далее. Если бы Лука закончил свой труд в начале 60-х, отмечает автор самого свежего комментария на книгу Деяний, то это значило бы, что Марк написал свое Евангелие не позднее 50-х, что «противоречит новозаветной науке последних 200 лет», датирующей Евангелие от Марка примерно 70 годом. На этом основании ученый приходит к заключению, что автор Евангелия от Луки, а значит, и книги Деяний принадлежит ко второму или третьему поколению от Христа и писал свои книги в 80-х или 90-х годах I века.8

В то же время все большее признание получает мнение о том, что книга была написана в 60-х годах.9 Несостоятельность теории первенства Марка, все еще доминирующей в новозаветной науке, тоже становится все более очевидной для ученых.10

Главными – и, на наш взгляд, неопровержимыми – доказательствами того, что книга Деяний написана до 70 года, являются внутренние факторы. В тексте нигде не упоминается о разрушении Иерусалима – событии, которое не могло 6ы ускользнуть от внимания первого церковного летописца, если бы он писал после него. He упоминается «Иудейская война», предшествовавшая захвату Иерусалима войсками Тита. И самое главное: автор ничего не говорит о смерти Павла, но заканчивает книгу в тот момент, когда он проживает в Риме, «проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно» (Деян. 28:31). Невозможно было бы завершить книгу на столь оптимистической ноте, если бы автору было известно о том, как Павел закончил свои дни. Это 6ы означало, что автор по каким-то причинам решил оборвать книгу на полуслове, не доведя ее до конца. См. об этом:

Автор книги Деяний упоминает об убийстве Иродом Агриппой I Иакова, сына Зеведеева, брата Иоанна (Деян. 12:2), по ни слова не говорит о смерти Иакова, брата Господня, которую Иосиф Флавий датирует 62 годом.11 В книге не упоминаются гонения на христиан при Нероне, и римские власти в целом описаны в благоприятном свете. Автор книги Деяний не обнаруживает признаков знакомства с посланиями Павла. Его богословский язык и церковная терминология (по сравнению с Иоанновым корпусом и посланиями Павла) менее разработаны.12

Вся совокупность внутренних факторов свидетельствует о том, что книга Деяний написана при жизни Павла – что называется, по свежим следам. Более того, автор книги, апостол и евангелист Лука, вопреки мнению многих ученых, был очевидцем описываемых в ней событий – если не всех, то по крайней мере некоторых.

На это указывают так называемые мы-отрывки, в которых Лука, до того повествовавший о событиях в третьем лице, неожиданно вводит первое лицо множественного числа, что говорит о его участии в событиях. Таких отрывков в тексте книги четыре: Деян. 16:10–17 (путешествие от Троады до Филипп), Деян. 20:5–15 (путь от Филипп до Троады и от Милета до Иерусалима), Деян. 21:1–18 (путь от Милета до Иерусалима через Кесарию), Деян. 27:1–28:16 (путь от Кесарии до Рима). Очевидно, что по крайней мере в этих путешествиях Лука сопровождал Павла.

Участие Луки в жизни Павла подтверждается и другим, не менее важным источником биографических сведений о Павле: его посланиями. В Послании к Колоссянам Павел пишет: «Приветствует вас Лука, врач возлюбленный» (Кол. 4:14). В Послании к Филимону он включает Луку наряду с Марком в список из четырех своих сотрудников (Флм. 24). Во Втором послании к Тимофею, жалуясь на то, что его сотрудники разошлись по разным странам, Павел отмечает: «Один Лука со мною» (2Тим. 4:10).13

Книга Деяний содержит 11 речей Павла, отличающихся одна от другой по длине и по структуре:

1. Речь в Аитиохии Писидийской (13:16 41:46–47).

2. Речь в Листре (14:15–17).

3. Речь в Афинском ареоиаге (17:22–31).

4. Речь перед эфесскими пресвитерами в Милете (20:18–35).

5. Речь перед иудеями в Иерусалиме (22:1:3–21).

6. Ответы на допросе сннедриона (23:1, 3, 5:6).

7. Оправдательная речь перед Феликсом (24:10–21).

8. Оправдательная речь перед Фестом (25:8:10–11).

9. Оправдательная речь перед царем Агриппой (26:223, 25–27:29).

10. Обращения во время морского путешествия в Рим (27:10, 21–26, 31:33–34).

11. Обращение к римским иудеям (28:17–20:25–28).14

Ученые спорят о том, являются ли речи персонажей книги Деяний (в общей сложности составляющие около трети общего объема ее текста15 буквальным воспроизведением того, что тот или иной из них (Петр, Стефан, Иаков, Павел) говорил в каждом конкретном случае, или конспективным изложением, передающим лишь суть того, что он говорил, или вообще литературной продукцией автора книги.16

Мы полагаем, что степень соответствия той или иной речи в записи Луки тому, что говорилось в действительности, установить практически невозможно. Однако между речами Павла в Деяниях и сохранившимися посланиями Павла имеются многочисленные и существенные параллели. Списки таких параллелей, выявленных учеными, весьма внушительны17 и свидетельствуют в пользу того, что Лука старался передавать речи Павла с максимально возможной точностью, даже если в силу необходимости существенно сокращал их.

Послания Павла в сопоставлении с книгой Деяний

Послания Павла составляют существенную часть Нового Завета. В этих посланиях, адресованных различным церковным общинам, Павел поднимает важнейшие вопросы, касающиеся основ христианской веры, устройства Церкви, личной, семейной и социальной этики.

Подробнее о посланиях Павла будет сказано в 10-й главе настоящей книги. В данный момент мы упоминаем о них лишь в связи с тем, что они являются важным источником сведений о биографии Павла. Так, например, именно из посланий мы черпаем основную информацию о происхождении Павла, его воспитании и образовании, его жизни до обращения в христианство.

В то же время некоторые исследователи считают, что послания Павла трудно воспринимать как объективный источник информации относительно его биографии: предоставляемые им автобиографические сведения служат, прежде всего, апологетическим целям; к тому же эти сведения носят случайный, выборочный и нередко подчеркнуто риторический характер.18 Если бы не было Деяний, восстановить биографию Павла по его посланиям было бы невозможно.

В научной литературе существует мнение, что «Павел Деяний» отличается от «Павла посланий» в лучшую сторону: автор Деяний якобы идеализирует Павла.19 Полагают, что в Деяниях описан «легендарный» Павел, чей образ не вполне соответствует его посланиям.20

Между тем параллели между Деяниями и посланиями весьма многочисленны.21 Информация книги Деяний о событиях из жизни Павла нередко пересекается с информацией из Павловых посланий. Автор Деяний не цитирует послания Павла и не упоминает о них, несмотря на то, что весьма подробно описывает его путешествия. Это может служить дополнительным подтверждением того факта, что Лука писал при жизни Павла, когда его послания еще не имели широкого хождения.

И тем не менее соответствия налицо. Мнение о якобы существенных расхождениях между двумя образами – «Павла Деяний» и «Павла посланий» – на наш взгляд, лишено оснований.

Другие источники

Данные о жизни Павла, которые можно почерпнуть из книги Деяний и Павловых посланий, дополняются сведениями, сохранившимися в Предании раннехристианской Церкви. Эти сведения в основном касаются последнего периода жизни Павла – того, который выходит за хронологические рамки Деяний. Они сохранились у таких авторов II века, как Игнатий Богоносец, Поликарп Смирнский и Ириней Лионский, у авторов III века – Тертуллиана и Лактанция, у писателей IV века – блаженного Иеронима, Евсевия Кесарийского и Иоанна Златоуста. Эти свидетельства будут рассмотрены в конце настоящей книги, когда речь пойдет о заключительном периоде жизни Павла.

Важным подспорьем для восстановления исторического контекста, в котором протекала жизнь Павла, являются сочинения иудейских, греческих и римских историков, посвященные этому периоду. Некоторые персонажи, с которыми Павел пересекался на своем жизненном пути, упоминаются у этих историков, например раввин Гамалиил, проконсул Галлион, прокураторы Иудеи Феликс и Порций Фест, царь Агриппа и его сестра Вереника. Рассказывая о встречах Павла с этими людьми, мы будем опираться на сохранившиеся сведения о них.

* * *

5

Этого мнения о времени написания книги придерживались представители так называемой тюбингенской школы в XIX веке. В XX веке отмечаются лишь единичные случаи этой датировки, в частности см.: Вurkitt F.С. The Gospel History and Its Transmission. P.105–110: ÓNeill J.C. The Theology of Acts in Its Historical Setting. P.21, 26

6

См., например: Fitzmyer J.А. The Arts of the Aрostles. P.54–55 Bornkamm G. Paul. P.XX; Левинская И. Деяния апостолов. Гл. І-VIII.

7

Cм.: Keener C.S. Acts. Vol.1. P.383–400 (обзор мнений), 400–401. (Собственная позиция автора в поддержку мнения о том, что Деяния были написаны после 70 года). Дискуссия о датировке книги Деяний кратки описана в: Ткаченко А.А. Деяния святых апостолов. С. 495–496.

8

Holladaу C.R. Acts. Р.5–7.

9

См., например:; Kistemaker S.J. Acts. P.22–24; Köstenberger A., Scott Kellum L., Quarles Ch.L. The Cradle, the Cross, and the Crown. P.331, 333–334; Williams D.J. Acts. P.13; Schnabel E.J. Acts. P.27–28.

10

См. об этом: Иларион (Алфеев), митрополит. Иисус Христос: Жизнь и учение. Книга I: Начало Евангелия. С.95–102, Гл.2, 2.

11

Иосиф Флавий. Иудейские древности 20. 9. I. С.852–853.

12

См.: Ткаченко А.А. Деяния святых апостолов. C.195–490.

13

О Луке и связанных с ним исторических преданиях см. в: Виноградов А.Ю., Калинин Μ.Г. Лука. С.552–554,555–557.

14

Мы не включаем в список короткие реплики, такие как Деян. 18:6 или Деян. 21:13.

15

Smith Т.С. Studies in Acts. Р 9. 40.

16

Обзор мнений см. в кн.: Keener C.S. Acts. Vol.1. Р 308–310.

17

Cм., например. списки параллелей между речью Павда в Деян. 20:18–35 и посланиями Павла в кн.: Walton S. Leadership and Lifestyle. P.140–185; Kistemaker S.J. Acts. P.11–12; Porter S.E. The Paul of Acts. P.117–118.

18

Witherington В. The Acts оf the Apostles. P.86–87. Cm. также: Riesner B. Paul’s Early Period. P.30. Аргументированную κρитиκν такого подхода к автобиографическим пассажам в посланиях Павла см. в кн.: Lyons G. Pauline Autobiography, P.123–176 (на примере Гал.), 177–221 (на примере 1Фес.). 223–227 (общие выводы).

19

См., например: Lentz J.C. Lukés Portrait of Paul. P.171.

20

Barrett C.K. Paul: An Introduction to His Thought. P.161.

21

См., например: Witherington В. The Paul Quest. Р.327–331 (список включает 33 параллельных места). См. также: Fitzmyer J.А. According to Paul. Р.38–40. На эту же тему см.: Левинская И. Деяния апостолов. Главы 8–28. С.52–57.


Источник: Апостол Павел. Биография / Митрополит Иларион (Алфеев). - Москва : Изд. дом Познание, 2017. - 591 с.: цв. ил.

Комментарии для сайта Cackle