Источник

Речь по молебствии при соборном в Новочеркасске храме, по случаю начатия достройки оного с Высочайшего разрешения чрез учрежденную Комиссию 27-го апреля 1844 года

Христолюбивые Воины-граждане!

И так Господь исполняет во благих общее всех нас желание! Мы при дверех4 уже храма, с молитвами, да дастся нам увидеть вскоре окончание оного и потом взойти в самое святилище с непрерывными благодарениями. Желание наше исполняет Господь словом Помазанника Своего! Велико, все велико, что начинается таким образом, по Высочайшему повелению, но особенно, когда дело идет о храме Господнем!

Храмы Божии созидаются не так, чтоб нужно было только желание и способы к созиданию; нет, нужно и именное Божие предопределение на то, кому когда созидать их? Муж по сердцу Божию, славный Царь Израильский, Давид, пока служение Богу отправлялось в куще, столько желал видеть в великом царстве народа Божия дом Божий, что часто воспевал на Псалтири своей песнь сию: Еда дам сон очима моима и веждома моима дремание, дóндеже обрящу место Господевп, селение Богу Иаковдю! Но Господь сказал наконец одному из Пророков Своих: Иди и рцы рабу Моему Давиду, сил глаголет Господь: не ты созиждеши Мне дом, еже обитати Мне. И возставлю семя твое по тебе: той созиждет дом имени моему, и укреплю престола его до века. Известно, словутый храм Иерусалимский создан Соломоном. Так, конечно, суждено свыше создать и у нас храм Божий, Христолюбивые Сыны Дона, не Давиду нашему, Блаженной памяти Александру Благословенному, хотя храм и начался при Нем, а Всеавгустейшему Преемнику Его, Премудрому Царю нашему!

Такое предопределение судеб Божиих становится ясным, как день, когда приведем себе на мысль, что и в других местах множество храмов Божиих, кои должны стать особенными памятниками благочестия, или окончены, или созданы вновь, или зиждутся Державною рукою Благочестивейшего Самодержца нашего Николая Павловича. Храм в первопрестольной столице, Царский памятник благодарения Спасителю Богу за спасение отечества в годину искушения, получил новое основание в Царствование Великого Царя нашего, за представшею невозможностью продолжаться строению на положенном прежде основании, и Царски ныне воздвигается! Соборный храм «Всех Учебных Заведений» в Петровом граде, стоявший в продолжение трех Царствований впусте, десницею Великого Царя нашего докончен и украшен так, что вполне составил одно из живых украшений нашего Царяграда по самому виду, даже стал образцом в Византийском роде, для всех зиждущихся после него храмов православного нашего отечества. Соборный храм там же, за три Царствования начатый, в воспоминание явления Петра Великого в мире, Высочайшим тщанием Великого Царя нашего возрос вновь, как исполин, возрос Царски, не по годам а по дням, – со всеми своими дивными лепотами! Храмы Богу для соборов сил земных, окружающих Царя, – украшения самой прекрасной в мире Столицы, – явились, по манию Великого Царя нашего, едва не так же, как быстро, по слову повелителя, строй воинства производит свои движения. Умолчим о прочих священных памятниках, в окрестностях престольного града и по всему Царству Российскому в Царствование Великого Царя нашего, при особливом Его Величества участии, созданных. Не было ли нужды в них и прежде? Но созидание их, повторяем, предоставлено в судьбах Божиих Великому Царю нашему! –

Столь великое и определенное дело в Судьбах – сооружение святых храмов Богу! Но присовокупите к сему, что велико и воздаяние за дело сие у Бога. Молящиеся во всяком св. храме обязаны, также свыше обязаны, присовокуплять в каждый раз молений особую молитву и о создателях храма. Думаю, что, и без особого упоминания, в сердце вашем, Высочайше празванные к делу созидания храма, пред которым стоим теперь, пылают уже радостные чувствования о том, какая великая дошла до вас чреда делания. Вы – исполнители священной воли Благочестивейшего Монарха и исполнители воли Судеб Господа Бога! Не достает у меня духа продолжать слово в ту сторону, чтобы изъясняться, с каким усердием надобно исполниться настоящему святому делу. Все и всякой, кажется, преисполнены мы таких чувствований сами по себе. Самое камение сие, мнится мне, имеет сегодня чувства. И камение может вопиять пред Господем, как сказал сам Господь.

Возблагодарим Господа Бога, что Он сподобил нас дождаться сего времени. Христолюбивое Донское Воинство! Пределы земли твоей, сверх красот щедрой природы, изукрашены все великолепием, и благолепием храмов Божиих, равно как и наполнены многоразличными памятниками усердия к Богу (я видел их): отныне будешь ты иметь в единственном граде твоем соборный храм Благодателю Богу, соответственный месту, славе и Вере, возвещающейся во всем мире. Чего еще не имеешь ты, Донское Воинство? Во главе рядов твоих стоит Сам Первенец Великого Царя нашего, Наследник Престола! Како убо, скажем словом Писания, како убо не и с ним вся нам царствует Царь наш?

Служители алтаря Христова! Вы каждый от всей души воспеваете ныне песнь Пророка Псалмопевца: Возвеселихся о рекших мне, – в дом Господень пойдем! Конечно, храм Господень, в каком бы ни быль он виде, в малом, в простом, в убогом, всегда достоин полного нашего благоговения; Свят Храм Твой, васпевал пред лицем Господа Св. Певец Израильский, дивен в правде, досточуден собственными своими преимуществами: однако же нельзя нам, нам особенно нельзя не иметь и того, Псаломского также, утешения: Господи! возлюбих благолепие дому Твоего и места селения славы Твоея! Высокопревосходительный Господин, Вождь Донцов5! Твоему благочестию пришла радость украсить бранные подвиги твои и особенным послужением Богу в Его храме мира. Докончание сего храма, – хотим все разделить твое удовольствие, – тебе любезно, сверх прочих, и потому, что храм начался в то время, как Донское воинство вознеслось пред целым светом в бессмертных делах, не для отечества только, но и для целого просвещенного света: ты был там во главе одного из полков наших Донских. Тогдашний, всегда бессмертный, Вождь Донской полагал здесь первый камень: тебе следует положить камень последний, – поставить Крест на храм.

Превосходительный Господин Начальник Всемилостивейшие учрежденного Совета для сооружения храма6! До тебя дошла счастливая в жизни доля – приложить ко многим любезным тебе трудам твоим для Донского воинства еще труд вместе и для Господа Бога, еще в залог будущих воспоминаний о тебе на Дону!

Достопочтенные сотрудники в распоряжениях по созиданию храма сего7! Вам достался особый жребий – к знаменитому в общественной жизни служению, которое поставило вас так близко к настоящему делу Божию, – жребий приложит к прочим делам служения самую яркую для имеющих oчu видети черту почестей, почесть доверия в таком деле, каково настоящее, – Войсковое, всехристианское, Царское, Божие! Делатели, имеющие трудиться над сооружением храма! – Вы слышите, к чему вы здесь допущены? Старайтесь же каждый исполнять свою работу с верностью. При других делах ваших инде и никто, может быть, не назирает; здесь будут смотреть первенствующие чины наши; взирает Сам Бог на дело Свое, столь торжественно, попечением Благочестивейшего Государя нашего, к славе имени Божия предприемлемое! Вы знаете, что в отечестве Донское воинство? Соединитесь с ним теперь вашим радушием, столь свойственным для добрых сынов Церкви Православной. Оставьте здесь по себе добрую память трудами вашими и поведением, чтобы, когда придут на Дон и потомки ваши, слышать и им о вас, о самой отчизне вашей приятные отзывы. Дело ваше останется; время будет своим образом работать над ним, станет испытывать, прочно ли вы будете делать теперь: и когда дело ваше, в каких ни есть частях, окажется непрочным, стыд будет здесь и детям и правнукам вашим, а вам грех пред Богом! Не носи ныне в церковь сребрянника, хорошо положи в здание церковное чужой камень; будет это гораздо многоценнее, Богоугоднее! Исправление испорченного на один сребрянник, со временем стоит ста сребренников.

Христиане-Братия! Все станем делать по возможности, что от кого потребуется, или кому что Бог положит на сердце, в нынешнем общем деле. В особенности будем просить Бога во всякое время, да благопоспешит Он деланию Своею помощью. Когда будете слышать вы, Братия, за службою в Церкви Божией молитву и о создателях храмов, присовокупляйте в душе своей молитву купно о создателях храма сего, дотоле, как в нем самом будем слышать и соединять с Церковью такую молитву.

Со святою Церковью, паче же со святою Церковью Донскою, не престану молить Господа Бога, да пребудет и на делателях и на делании здесь и на всех вас благословение Господне! Аминь.

* * *

4

Молебствие было на возвышении для колоннады пред западными вратами.

5

Обращение к Г. Наказному Атаману Войска Донского, Генералу от Кавалерии, Максиму Григорьевичу Власову.

6

К Г. Начальнику Штаба Войска Донского, Генерал-Лейтенанту, Михаилу Григорьевичу Хомутову, Председателю Комиссии о достройке собора.

7

Члены Комиссии: Войсковой Депутат, Г. Полковник Янов; Войсковой Прокурор, Г. Статский Советник Быков; Председатель Коммерческого Суда, Г. Полковник Попов; Архитектор, Г. Академик Радомский; торгового сословия казаки: Лимарев и Болдырев и Кафедральный Протоиерей Стефан Салтыков.


Источник: Речи христолюбивому воинству Донскому, говоренные Игнатием, архиепископом Донским и Новочеркасским. - Санкт-Петербург : В тип. Деп. внеш. торговли, 1845. - 120, IV с.

Комментарии для сайта Cackle