Источник

Речь по благодарственном молебне в круге Донского Войска, ежегодно бывающем 9 мая, в воспоминание Всемилостивейшего пожалования в 1826 году войску Государем Императором Николаем Павловичем той самой сабли, которую носил почивающий в Бозе Государь Император Александр Первый 1843 года

Христолюбивые Донские Воины!

В славный наш военный 12-й год настоящего великого столетия носилось в мире Царственное слово О мече, что меч тот не будет положен во влагалище, доколе хотя один воин бывшего тогда нашествия на нас оставаться будет на земле Русской. Слово носилось грозою для врагов; для нас и будущих союзников наших – небесным предзнаменованием побед.

Слово исполнилось, можно сказать, Божественным образом, как, видно, и было оно Боговдохновенное. Царский меч, о котором было слово, как меч Божий, у одного из Пророков упоминаемый, посекал врагов так, что тысящи падали от страны его и тмы одесную eгo. Поражение было в том виде, в каком может быть только поражение свыше, от Господа. Отечество и вселенная давно, давно уже наслаждаются плодами особеннейшего мира после тогдашней брани.

Столь чудный меч – меч блаженной памяти Великого Государя Александра Благословенного! И где же меч сей ныне? Он здесь, у вас, Донские воины! он, и с новым великим Царским словом о нем, пред нами. Всеавгустейший Преемник Благословенного Миротворца народов вручил положенный Царем-Героем мира во влагалище меч вам именно, Воины, изъясняясь, что залог сей завещан вам самыми судьбами Небес и должен быть при сем свидетельством особливого благоволения Его Величества к вам. Всемилостивейший завет о том Благочестивейшего Государя нашего пред очами нашими. Воистину «судьбами Небес». Господь судил Христолюбивому Донскому Воинству участвовать в подвигах и слав меча Александрова, и – оно носилось вихрями, блистало молниями в рядах Александровых, прослыло в мире чудом военных доблестей. Господь судил Царелюбивому Донскому Воинству, чтобы, наконец, последние дни Александра прокатились в близи к самым местам жительства вашего и с вашим последним для Него служением в высокой для всякого воина чести, в чести служения при священной Особе Государя. Среди сих-то последних обстоятельств жизни почивающий ныне в Бозе Государь-Миротворец положил меч Свой уже не во влагалище только, но и в покоище его. Ковчег предан вам, Воины, как памятник, который Царски напоминает нам и должен напоминать потомкам нашим обо всем, что заключается в таком залоге двух Царей и Божием.

Так, по судьбам Небес, и надлежит покоиться мечу Александра Благословенного, как покоится меч в покоище своем здесь. Бессмертный Миротворец всю славу меча своего приписывал единому Богу. Не нам, не нам, а имени Твоему, Господи, – таким знамением запечатлел Он и грудь сподвижников своего 12-го года. Слово сие так же, как и первое, пророчественное, так же действенно, не только в особливом, известном всему миру духе благочестия вашего, храбрые Донские Воины, но и в самых чиноположениях ваших военно-Христианских. Се и ныне меч Александров с вами, среди дарованных вам Царями знамений доблестей ваших, приходит и будет приходить до века во храм Божий, пред лице Господа Бога: не торжественное ли это явление того самого духа благочестия, который одушевлял Героя-Царя в его делах брани и мира?

С таким торжеством приветствую вас, храбрый вождь Донцев, украшенный знаками своего геройства и милостей Царских1! С таким торжеством приветствую всех вас, храбрые Донские Воины! Не престану со Св. Церковию молить Бога, да благославляет Он оружие Благочестивейшего Государя нашего и да почиет на вас, Воины, во веки Дух Божий, Дух крепости и благочестия. Се и ныне, скажу псаломски, благословихом Вы из дому Господня!

* * *

1

Обращение к Г. Войсковому Наказному Атаману, Генерал-Лейтенанту М.Г. Власову.


Источник: Речи христолюбивому воинству Донскому, говоренные Игнатием, архиепископом Донским и Новочеркасским. - Санкт-Петербург : В тип. Деп. внеш. торговли, 1845. - 120, IV с.

Комментарии для сайта Cackle