Источник

МОЛИТВА ИИСУСОВА (См. также МОЛИТВА, ИМЯ ИИСУСА)

При пострижении в монашество, когда новопостриженному вручаются четки, называемые при этом мечом духовным, завещавается ему непрестанное, деннонощное моление молитвою Иисусовой упражнение в молитве Иисусовой есть обет монаха. Исполнение обета есть обязанность [монаха]. I, 205.

Уединение человека в самом себе не может совершиться иначе, как при посредстве внимательной молитвы, преимущественно же при посредстве внимательной молитвы Иисусовой. I, 206.

Внутренним деланием, умным, душевным деланием, умною молитвою, трезвением, хранением и блюдением ума, вниманием называется одно и то же: благоговейное, тщательное упражнение в молитве Иисусовой. I, 207.

Невозможно плавание кораблю без воды: и блюдение ума не возможет состояться без трезвения, соединенного со смирением и с непрерывающеюся молитвою Иисусовой. I, 209.

Желающий заняться успешно молитвою Иисусовой должен оградить себя, и извне, и внутри поведением самым благоразумным, самым осторожным: падшее естество наше готово ежечасно изменить нам, предать нас; падшие духи с особенным неистовством и коварством наветуют упражнение молитвою Иисусовою. Нередко из неосторожности, из небрежности и самонадеянности непримеченных возникает важное последствие, имеющее влияние на жизнь, на вечную участь подвижника. I, 211.

Правильное, благодатное действие молитвы Иисусовой может прозябнуть только из Духа Христова: прозябает и произрастает оно исключительно на одной этой почве. Зрение, слух и прочие чувства должны быть строго хранимы, чтобы чрез них, как чрез врата, не ворвались в душу супостаты. I, 211–212.

Справедливо называют отцы упражнение молитвою Иисусовою и тесным путем, и самоотвержением, и отречением от мира. I, 213.

Установил и заповедал священнейшую молитву Иисусову Сам Господь наш, Иисус Христос Господь, в прощальной беседе с учениками Своими даровал дозволение и заповедание молиться именем Его. I, 214.

[Сила молитвы Иисусовой заключается] в Божественном имени Богочеловека, Господа и Бога нашего, Иисуса Христа. I, 215.

Некоторые утверждают, что от упражнения Иисусовой молитвою всегда, или почти всегда последует прелесть, и очень запрещают заниматься этой молитвой. В усвоении себе такой мысли и в таком запрещении заключается странное богохульство, заключается достойная сожаления прелесть. I, 217.

В предостережение им [получившим и усвоившим себе предубеждение против молитвы Иисусовой], нахожу необходимым сказать, что хуление молитвы именем Иисуса, приписание зловредного действия этому имени равновесны той хуле, которую произносили фарисеи на чудеса, совершаемые Господом. I, 221–222.

В упражнении молитвою Иисусовой есть свое начало, своя постепенность, свой конец бесконечный. Необходимо начинать упражнения с начала, а не с средины и не с конца. I, 224.

Должно начинать [упражнение молитвой Иисусовой] с начала, то есть, совершать молитву со вниманием и благоговением, с целью покаяния, заботясь единственно о том, чтобы эти три качества постоянно соприсутствовали молитве. I, 225.

Начинают с средины [упражнение молитвой Иисусовою] т.е., которые, без всякого предварительного приготовления, усиливаются взойти умом в сердечный храм, и оттуда возсылать молитву. I, 225.

С конца начинают [упражнение молитвой Иисусовою] те, которые ищут немедленно раскрыть в себе благодатную сладость молитвы и прочие благодатные действия ее. I, 225.

Опыт не замедлит открыть уму молящегося теснейшую связь между заповедями Евангелия и молитвою Иисусовою. I, 225–226.

Истинное безмолвие состоит в усвоившейся сердцу Иисусовой молитве, – и некоторые из святых отцов совершили великий подвиг сердечного безмолвия и затвора, окруженные молвою человеческою. I, 226.

При упражнении же молитвою Иисусовою и вообще молитвою, вполне и со всей верностью предохраняет [от прелести] вид смирения, называемый плачем. I, 228.

Не без основания относят к состоянию самообольщения и прелести душевное настроение тех иноков, которые, отвергнув упражнение молитвою Иисусовою и вообще умное делание, удовлетворяются одним внешним молением. I, 257.

Устное и гласное моление тогда плодоносно, когда оно сопряжено со вниманием, что встречается очень редко: потому что вниманию научаемся преимущественно при упражнении молитвою Иисусовою. I, 258.

Правильное упражнение молитвою Иисусовою вытекает само собою из правильных понятий о Боге, о всесвятом имени Господа Иисуса и об отношении человека к Богу. I, 259.

Слова молитвы [Иисусовой] должно произносить очень неспешно, даже протяжно, чтобы ум имел возможность заключаться в слова. I, 261.

Начинающему обучаться молитве Иисусовой очень вспомоществует к обучению ей ежедневное келейное правило из известного числа земных и поясных поклонов, соответственно силам. Полагаются поклоны неспешно, с чувством покаяния, и при каждом поклоне произносится молитва Иисусова. I, 263.

Очень полезно совершать молитву Иисусову гласно при усиленном нашествии помыслов и мечтаний плотского вожделения и гнева, когда от действия их разгорячится и закипит кровь, отымутся мир и тишина у сердца. I, 262–263.

Упражнение молитвою Иисусовою имеет два главнейших подразделения или периода, оканчивающихся чистою молитвою. В первом периоде предоставляется молящемуся молиться при одном собственном усилии; благодать Божия несомненно содействует молящемуся но она не обнаруживает своего присутствия. В это время страсти, сокровенные в сердце, приходят в движение, и возводят делателя молитвы к мученическому подвигу. Во втором периоде благодать Божия являет ощутительное свое присутствие и действие, соединяя ум с сердцем, доставляя возможность молиться непарительно с сердечным плачем и теплотою; при этом греховные помыслы утрачивают насильственную власть над умом. I, 270–271.

Первоначальные плоды молитвы заключаются во внимании и умилении. Эти плоды являются прежде всех других от всякой правильно совершаемой молитвы, преимущественно же от молитвы Иисусовой. I, 292.

Скорби внешние и внутренние, долженствующие непременно повстречаться на поприще этого подвига [молитвы Иисусовой], подобает преодолевать верою, мужеством, смирением, терпением и долготерпением, врачуя покаянием уклонения и увлечения. I, 295–296.

Поучение вообще, в особенности Иисусова молитва, служат превосходным оружием против греховных помыслов. II, 194.

«Слово о молитве Иисусовой». См. II, 233–313.

Молитва Иисусова и открывает присутствие бесов в человеке, и изгоняет их из человека. II, 246.

Когда увидим при упражнении Иисусовою молитвою особенное волнение и вскипение страстей, – не придем в уныние и недоумение. Напротив... ободримся, и уготовимся к подвигу как получившие знамение, что молитва Иисусова начала производить свойственное ей действие. II, 246–247.

В действии молитвы Иисусовой имеется своя постепенность: сперва она действует на один ум, приводя его в состояние тишины и внимания, потом начнет проникать к сердцу, возбуждая его от сна смертного, и знаменуя оживление его явлением в нем чувств умиления и плача. Углубляясь еще далее, она мало-помалу начинает действовать во всех членах души и тела, отвсюду изгонять грех, повсюду уничтожать владычество, влияние и яд демонов. II, 249–250.

[Молитва Иисусова]... возводит с земли на небо делателя своего, и включает его в число небожителей. Пребывание умом и сердцем на небе и в Боге, – вот главный плод, вот цель молитвы; отражение и попрание врагов, противодействующих достижению цели – дело второстепенное: не должно оно привлекать к себе всего внимания, чтобы сознанием и созерцанием победы не дать входа в себя высокоумию и самомнению. II, 251.

Всем христианам можно и должно заниматься молитвою Иисусовою с целью покаяния и призывания Господа на помощь, заниматься со страхом Божиим и верою, с величайшим вниманием к мысли и словам молитвы, с сокрушением духа; но не всем дозволяется приступать к молитвенному священнодействию умом в сердечной клети. II, 257.

Упражняющиеся молением именем Господа Иисуса подвергаются особенным гонениям диавола. II, 300.

Упражнение молитвою Иисусовой по самому свойству этого упражнения требует непрерывного бодрствования над собой. II, 309.

Внимательная молитва, особливо молитва именем Господа нашего Иисуса Христа, при усилии соединять сердце с умом, обличает гнездящегося в сердечной глубине змея, и, уязвляя его, побуждает к движению. II, 370.

«О молитве Иисусовой». См. V, 107–109.

Что ж такое, могущее принявшего преисполнить радости, даровано будет молящемуся именем Господа Иисуса? Будет дарован... Дух Святой. V, 109.

«О упражнении молитвой Иисусовой». См. V, 110–111.

Живая молитва Иисусова неразлучна с живым воспоминанием о смерти; живое воспоминание о смерти сопряжено с живою молитвою ко Господу Иисусу, упразднившему смертию смерть. V, 111.

«О молитве Иисусовой устной, умной и сердечной». См. V, 114–117.

Желающему непогрешительно заниматься молитвою Иисусовой надо проверять себя, свое упражнение ею, частым чтением... отеческих писаний. V, 114.


Источник: Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия епископа Ставропольского. - Репр. изд. - М. : Сретенский монастырь, 1998-. / Т. 7: Симфония по творениям святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского : С предм. и имен. указ. / [Сост. игуменом Марком (Лозинским)]. - 2001. - 477, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle