ПОМЫСЛЫ (См. также БРАНЬ, ДУХИ ПАДШИЕ, ИСКУШЕНИЯ, ИСПОВЕДЬ, ОТКРОВЕНИЕ ПОМЫСЛОВ)
Авва Агафон, когда видел какое либо дело, и помысл побуждал его к осуждению, – говорил сам себе: Агафон! ты не сделай этого! Таким образом помысл его успокаивался (авва Агафон). VI, 60–61.
Многие, искушаемые сладострастием, не совокупляясь телесно, блудодействуют мыслию; сохраняя девство тела, растлевают девство души. Возлюбленные! Необходимо отречься от услаждения блудными помыслами и мечтаниями, от общения с ними и внимания к ним, по наставлению Писания, которое говорит: всяцем хранением блюди твое сердце: от сих бо исходища живота (авва Геронтий). VI, 88–89.
[Примечание святителя Игнатия:] В хранении сердца от греховных помыслов заключается начальная причина и сущность спасения. Если помысл богопротивный приблизится к твоему сердцу, то молитва твоя да будет о разнообразных предметах, но извлекай слезный меч против того, кто нападает на тебя (авва Евагрий). VI,11З.
Познается древо от плода, и устроение ума от помыслов, в которых он пребывает. По устроению ума познается состояние души (авва Исаия). VI, 192.
Стяжи ощущение того, что Бог взирает на каждое дело твое. Непозволительно размышлять в тайне сердца о таких делах, которые стыдишься совершать пред человеками (авва Исаия). VI, 192.
Хульные помыслы отвергай, не обращая на них внимания, и они убежат от тебя: они расстраивают только того, кто убоится их (авва Исаия). VI, 200.
Не связывай себя делами мира, и помысл твой будет безмолвствовать в тебе (авва Исаия). VI, 203.
Царство Божие есть истребление всякого греха. В сердце, в котором водворилось Царство Божие, хотя враги стараются насеять зло, принося греховные помыслы, но помыслы эти, не находя в человеке никакого сочувствия, не приносят никакого плода (авва Исаия). VI, 211.
Понудь себя к непрестанному труду молитвы пред Богом в сердце, носящем помысл чистый, исполненный умиления, и Бог сохранит твой ум от нечистых и скверных помыслов (Исаак Сирский). VI, 249.
Я подобен человеку, который сидит под высоким деревом и видит, что приближается к нему множество зверей и змей; если он не может противостать им, то взлезает на дерево и спасается. Так и я, безмолвствуя в келии моей, вижу злые помыслы, восстающие на меня, когда не могу противостать им, – прибегаю к Богу молитвою и спасаюсь (Иоанн Колов). VI, 287.
Находящегося [в искушении помыслом] можно уподобить человеку, имеющему огонь по левую сторону себя и сосуд с водою по правую; когда он возгорится огнем, то берет воды из сосуда и погашает огонь. Огонь – семя врага, а вода повергает себя пред Богом (Пимен Великий). VI, 334.
[Примечание святителя Игнатия:] ...Этот способ против греховных помыслов очень действителен и может быть употребляем, когда монах находится один в своей келии. Его употребляла с полным успехом преп. Мария Египетская. Если кто, набрав змей или скорпионов, вложит их в сосуд и залепит, то они в течение года умрут, так и злые помышления, прозябающие от демонов, уничтожаются терпением (Пимен Великий). VI, 342.
Будь привратником сердца твоего, чтобы не входили в него чуждые; постоянно говоря приходящим помыслам: наш ли еси или от сопостат наших (авва Стратигий). VI, 356.
Боримый любодеянием подобен человеку, который идет мимо торжища или корчемницы, обонявает различные явства вареные и жареные. Кто хочет, входит туда и ест, а кто не хочет, тот проходит мимо, услышав мимоходом только запах. Так и ты отвергни от себя смрад скверных помыслов и, встав, помолись, говоря: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помоги мне и прогони борющих меня врагов. Так поступай и по отношению ко всем прилогам и мыслям диавольским. Мы не можем воспретить греховным помыслам, чтобы они не приходили к нам, но можем противиться им (Изречения безымянных старцев). VI, 383.
Брат вопросил старца: что делать мне? многие помышления беспокоят меня, и не знаю, каким образом отразить их. Старец отвечал: не борись против всех помыслов, но против одного: потому что все помышления у каждого монаха имеют одну какую- либо главу. Необходимо рассмотреть, в чем состоит эта глава, и бороться против нее: тогда подавятся и остальные зависящие от нее помышления (Изречения безымянных старцев). VI, 390.
Некоторому старцу говорили помышления его: оставь сегодня, завтра займешься принесением покаяния. Он отвечал помышлениям: нет! сегодня займусь принесением покаяния, а завтра, что Господь устроит по воле Своей (Изречения безымянных старцев). VI, 394.
Как невозможно видеть лице свое в возмущенной воде, так невозможно и душе, если она не очистится от чуждых помышлений, достичь духовной молитвы (Изречения безымянных старцев). VI, 395.
[Примечание святителя Игнатия:] Духовною молитвою называется молитва благодатная, когда ум, по причине чистоты своей и всецелого устремления к Богу, сподобится соединиться Св. Духу и вступить под водительство Святого Духа.