СМЕРТЬ
Смерть души бедственнее смерти тела: умершее тело воскреснет... душа, умерщвленная злом – жертва вечной смерти. Душу может убить одна мысль, содержащая в себе какой-нибудь вид богохульства. I, 117.
Горестно – состояние наше! Оно – вечная смерть, врачуемая и уничтожаемая Господом Иисусом, Который есть воскрешение и живот. I, 230.
Чтоб помнить смерть, надо вести жизнь сообразно заповедям Христовым. Заповеди Христовы очищают ум и сердце, умерщвляют их для мира, оживляют для Христа: ум, отрешенный от земных пристрастий, начинает часто обращать взоры к таинственному переходу своему в вечность. I, 382.
Если мы не способны желать смерти по хладности нашей к Христу и по любви к тлению: то, по крайней мере, будем употреблять воспоминание о смерти, как горькое врачество против нашей греховности: потому что смертная память... усвоившись душе, рассекает дружбу ее с грехом, со всеми наслаждениями греховными. I, 382.
«Воспоминание о смерти – дар Божий», сказали отцы: он дается исполнителю заповедей Христовых, чтобы усовершить его в святом подвиге покаяния и спасения. I, 385.
Благодатная память смерти предшествуется собственным старанием вспоминать о смерти. Принуждай себя воспоминать часто смерть... и начнет приходить само собою, являться уму твоему воспоминание о смерти... оно будет поражать смертоносными ударами все твои греховные начинания. I, 385.
Падением изменились и душа и тело человеческие... падение было для них вместе и смертию... смерть, в сущности, есть только разлучение души с телом, прежде того уже умерщвленных отступлением от них истинной жизни, Бога. III, 8.
«Слово о смерти». См. III, 69–183.
Смерть – великое таинство. Она – рождение человека из земной временной жизни в вечность. III, 69.
И тело продолжает существовать, хотя видим, что оно разрушается и обращается в землю, из которой взято: оно продолжает существовать в самом тлении своем; оно продолжает существовать в тлении, как семя в земле. III, 70.
Смертью болезненно рассекается и раздирается человек на две части, его составляющие, и по смерти уже нет человека: отдельно существует душа его, и отдельно существует тело его. III, 70.
В собственном смысле разлучение души с телом не есть смерть; оно – только последствие смерти. Есть смерть несравненно более страшная! Есть смерть – начало и источник всех болезней человека, и душевных и телесных, и лютой болезни, исключительно именуемой у нас смертию. III, 113.
Сыны и дщери ветхого Адама, рожденные по его образу и подобию падшими, рожденные для вечной смерти, переходят верою в нового Адама к вечной жизни. III, 117.
Кто ежедневно приготовлен к смерти, тот умирает ежедневно; кто попрал все грехи и все греховные пожелания, чья мысль отселе переселилась на небо и там пребывает, тот умирает ежедневно. III, 173.
Одним из превосходнейших способов приготовления к смерти служит воспоминание и размышление о смерти. III, 174.
После понудительного приобучения себя к воспоминанию о смерти, милосердый Господь посылает живое предощущение ее, – и оно приходит помогать подвижнику Христову при его молитве. III, 177.
Постоянное памятование смерти есть благодать дивная, удел святых Божиих, преимущественно предавшихся тщательному покаянию в нерушимом безмолвии. III, 179.
Человек, начавший плакать при воспоминании о смерти, как при воспоминании о казни, внезапно начинает плакать при этом воспоминании, как при воспоминании о возвращении в свое бесценное отечество. Таков плод памятования смерти. III, 181.
Воспоминание о смерти сопутствует смиренномудрому на пути земной жизни, наставляет его действовать на земле для вечности, и... самые действия его воодушевляют особенною благотворностью. IV, 172.
[Уединение] это – мирная смерть прежде смерти, которая – непременный удел каждого человека, которая для грешников, для рабов мира – люта. IV, 450.
Живая молитва Иисусова неразлучна с живым воспоминанием о смерти; живое воспоминание о смерти сопряжено с живою молитвою ко Господу Иисусу, упразднившему смертию смерть. Ѵ40;, 111.
Инок должен воспоминать ежедневно, и по нескольку раз в день, о предстоящей ему, неизбежной смерти. V, 120.
Забывая о смерти телесной, мы умираем смертью душевною. V, 120.
Человек есть существо падшее. Он низвергнут на землю из рая, в раю привлекши к себе смерть преступлением заповеди Божией. Смерть немедленно по преступлении поразила душу человека, и неисцельно заразила его тело. V, 125.
Душа, не приносящая плода о Христе, пребывающая в падшем естестве своем, приносящая бесплодный плод естественного добра и довольствующаяся им, не привлекает Божественного попечения о себе: она, в свое время, отсекается смертию. V, 133.
Пристрастие к земле умерщвляет душу вечною смертию; она оживляет словом Божиим, которое возносит мысли и чувствования ее к небу. V, 323.
Соблазны, когда немощный человек стоит пред ними лицом к лицу, убивают его вечною смертию. V, 431.
Верующему во Христа невозможно умереть вечною смертию иначе, как отречением от Христа. V, 437.
Спасительно для нас, убийственно для греха воспоминание о смерти, рожденной грехом. V, 447.
Все земные узы, узы теснейшие, узы, возлагаемые естеством и законом, разрываются беспощадно смертию. V, 450.
Горе мне, если дух, при разлучении с телом, окажется умерщвленным вечною смертию! V, 458.