Источник

Рай

Адам и Ева немедленно по согрешении были изгнаны из рая и изринуты в страну горестей (см. Быт. 3, 23–24): я родился в этой стране плача и бедствий! Но это не оправдывает меня: сюда принесен мне рай Искупителем, всажден в сердце мое. Я согнал грехом рай из сердца моего. Теперь там – смешение добра со злом, там – лютая борьба добра со злом, там – столкновение бесчисленных страстей, там мука, предвкушение вечной муки адской.

* * *

Будущие жилища душ соответствуют естеству их, то есть их эфирной природе. Соответствует этой природе Эдем, или рай, соответствует ей и ад. Кроме духовного наслаждения внутреннего царства святой души, раскрывающегося в ней уже отсюда по мере ее очищения, она помещается в такую страну и обитель, каким должно быть местопребывание души, удостоенной милостью Божией вечного блаженства.

* * *

Боговидец Моисей, описывая в Бытейской книге сотворение мира, говорит, что в то же время Господь насадил на востоке «рай» сладости (Быт. 2, 8), куда и поместил первых двух человеков, родоначальников человеческого племени. «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал» (Быт. 2, 8). Согласно этому повествованию, Господь засвидетельствовал... что Царство Небесное уготовано для людей от сложения мира. Праотцы преступили в раю заповедь Божию, после этого они внезапно изменились душой и телом и сделались неспособными пребывать в святом рае. Тогда Бог, – говорит вдохновенный бытописатель, – «изгнал» человека «из рая и изринул» на землю, «и вселил» их на ней «прямо рая сладости»270 «" (Быт. 3, 23–24). Слова »прямо рая" «сладости» приводят к мысли, что земная природа подобна раю красотами своими и напоминает его собой падшему человеку. Когда видим великолепие нашего изгнания – земли, невольно восклицаем: «Это рай!» Такое выражение употреблено и Священным Писанием о плодороднейшей стране Содомской до ее превращения: она уподоблена раю Божию (см. Быт. 13, 10). Боговидец Моисей изображает рай изящнейшим и обширнейшим садом (см. Быт. 2, 9). Именно таким видели рай многие Божии угодники новозаветной Церкви. Таков он и на самом деле, но вещество его и природа тонки, соответствуют естеству его жителей – духов, и потому недоступны для наших чувств, огрубевших и притупившихся от падения. Когда изгнан был из рая человек, первоначально бывший его хранителем, тогда обязанность райского стража была возложена на Херувима (см. Быт. 3, 24). Душа разбойника, исповедавшего на кресте Господа, помещена в рай (см. Лк. 23, 43), туда помещены души многих христиан, удостоившихся спасения: этим объясняется свойство райской природы.

* * *

Апостол Павел был восхищен в рай и потом до третьего неба: «только не знаю»«в теле, или вне тела...» – говорит он, – «и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2Кор. 12, 3–4). Природа рая, благолепие небес, изобилие там благодатного блаженства так превышают все изящное и приятное земное, что святой апостол для изображения виденного им в священном исступлении употребил следующие выражения: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим его. А нам Бог открыл это Духом Своим »(1Кор. 2, 9–10).

В этих словах апостола заключается печальная истина: падение человека так глубоко, что он в состоянии падения уже не может получить сам собой никакого понятия о потерянном своем блаженстве; грехолюбивое его сердце утратило всякое сочувствие к духовному наслаждению. Но слова эти, обличающие бедственное состояние падшего и пребывающего в своем падении, вместе с тем возвещают и радостную истину: обновление Святым Духом тех людей, которые верой и покаянием вступили в духовное племя Нового Адама, Господа нашего Иисуса Христа. Святой Дух, вселившись в человека, разрушает в нем царство греха, уничтожает невидимую внутреннюю борьбу и расстройство, водворяет мир Христов, производящий такое духовное наслаждение, что сердце, упоенное им, умирает для сочувствия греху и начинает постоянно пребывать при Боге и в Боге. Водворив Царство Божие в человеке, Дух Святой нередко возводит достойных служителей своих в страны премирные, в обители, уготованные праведникам для вечного их праздника. Многие из угодников Божиих были восхищены в рай, из него проникли в небо, в небеса небес, к самому Престолу Господа, окруженному пламенными Серафимами и Херувимами. Свидетельства этих очевидцев о рае похожи друг на друга. Так, преподобный Симеон Дивногорец видел в раю чудные сады, видел там душу праотца Адама и душу разбойника, первого из людей, введенного Богочеловеком после искупления в рай.271

Из известных нам видений святых отцов, бывших зрителями рая, с особенной ясностью и подробностями изложено видение святого Андрея, Христа ради юродивого, пребывавшего сверхъестественно в течение целых двух недель в созерцании невидимого мира.272

* * *

Рай есть ближайшая к земле небесная обитель, или первое небо, превыше которого находятся другие небеса, воспетые духоносным Давидом, называющим их «небесами небес» (Пс. 148, 4). В этих горних обителях пребывают ныне души праведников, сообразно достоинству своему. К этим горним обителям будут восхищены праведники после соединения душ их с телами воскресением «на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Фес. 4, 17). Над ними повторится искупленное и возвращенное Спасителем роду человеческому восхищение с земли и взятие в рай Адама. Святые тела их, а не только души, обновленные и воссозданные Богочеловеком, сделаются способными к такому восхищению и взятию на небо, как способно было к нему тело первозданного человека.

* * *

Праотцы наши изринуты из рая на землю, земля проклята из-за них, и Херувим с пламенным, вращающимся оружием поставлен хранить путь Древа жизни (см. Быт. 3, 24).

Но и другой херувим273 стал на пути человека к раю, тот херувим, который не пощадил своего дивного величия, начальник и родитель зла и смерти, ниспавший в пропасть погибели, увлекший туда множество ангелов и весь род человеческий. Этот херувим, по справедливому попущению и распределению Божию, с сонмом ангелов падших, князь воздушный, князь мира и века сего, князь и глава добровольно покорившихся ему ангелов и человеков стал на пути от земли к раю и с того времени до спасительного страдания и животворной смерти Христовой не пропустил по пути тому ни одной души человеческой, разлучившейся с телом. Врата небесные заключились для людей навсегда. И праведники, и грешники нисходили в ад.

Врата вечные и пути непроходимые открылись перед Господом нашим Иисусом Христом, Который, восприяв вольную смерть, сошел Пресвятой Душой Своей и не разлучившимся с нею Божеством в ад, сокрушил его вереи274 и врата, освободил его пленников, потом, воскресив Свое тело, прошел уже с ним пространство поднебесной, небо, небеса небес и вступил на Престол Божества. Ужаснулись темные власти в ожесточении и ослеплении своем, видя шествие Богочеловека, уничтожающего всю силу их: в духовной радости, с величайшим торжеством чиноначалия святых Ангелов отверзли перед Ним горние врата. Потом снова объял ужас демонов, когда они увидели разбойника, за исповедание Христа восходящего за Христом в рай, тогда они с изумлением познали силу искупления.

* * *

Изобразив сотворение видимого нами мира, боговдохновенный Бытописатель говорит: «и насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал» (Быт. 2, 8). Согласно этому повествованию и Сам Господь возвестил, что «Царство,» или страна вечного блаженства, уготовано для человека «от создания мира» (Мф. 25, 34). Рай находится на востоке, таково положение его по отношению к земле. Это указание, по-видимому, довольно неопределенно и недостаточно, но оно недостаточно только для тех, кто желает измерять и объяснять все только по отношению к себе, к кругу действия своих чувств и к видимому миру. В громадном мироздании не только мы, но и обитаемая нами земля – величины весьма малозначительные. Пространства, доступные нашему измерению и кажущиеся нам огромными, не определяют для нас размеров мира, только объясняют неизмеримость их. За этими известными нам пространствами лежат другие пространства – разумеется, большие первых, а за теми пространствами – пространства новые, еще большие. Измерение и исследование их для нас невозможно, как измерение и исследование непостижимо и невыразимо великого, соединенного с идеей о бесконечном. Указание Писанием места для рая на востоке вполне достаточно для нашей ограниченности. Перестанем опираться на слабый разум наш – этот хрупкий жезл, приступим с верой к учению Божественного Откровения: вера позволяет человеку усваивать познания, превышающие его силы постижения.

* * *

Святой бытописатель изображает рай обширнейшим садом, полным всякого рода плодовитых и прекрасного вида деревьев, взятых с земли, между которыми как особенно примечательные называются Древо жизни посреди рая и Древо познания добра и зла. Из Едема выходит река, орошающая рай, и оттуда разделяется на четыре начала. Такое описание рая, имена протоков райской реки, перечисление стран, по которым текут эти протоки, подали повод некоторым заключить, что рай находится на земле. Но протоки реки райской, нося название известных земных рек, имеют одно общее начало, сначала составляют одну реку, потом разделяются на четыре протока; этих условий не выполняют одноименные им земные реки, истоки которых далеки друг от друга. Не на земле находится рай, хотя и имеет с землей ближайшее отношение и сходство. Само устроение рая названо не сотворением, а насаждением, заимствованным с земли (см. Быт. 2, 8–9), так как с земли взяты были и жители для него. Причиной мысли, что рай находится на земле, было, без сомнения, прежде господствовавшее понятие о веществе, когда веществом называлось только грубое, осязательное вещество и когда еще не могли догадаться, что вещество может иметь степень тонкости, превышающую постижение человеческое; прежде утонченное вещество смешивали с духами и называли его духом, или же во всем невидимом, неподверженном и весьма мало подверженном нашим чувствам искали уже бесконечной тонкости, что также ошибочно. Не на земле рай – рай на небе. Апостол Павел, взятый на небо, восходивший «до третьего неба» (2Кор. 12, 2), поведал о себе, «что он был восхищен в рай и слышал» там «неизреченные слова» (2Кор. 12, 4). «Истинно говорю тебе,» – сказал распятый Спаситель сораспятому с Ним разбойнику, исповедавшему Его Господом, – «ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43). Очевидно, что разбойник душой помещен в рай, тело его, когда перебили ему голени, было снято с креста и предано земле. Помещение души разбойника в рай объясняет как свойство души (что она – тонкое тело), так и свойство райской природы, состоящей из тонкого вещества, соответствующего жителям своим – сотворенным духам. Кроме того, этим объясняется состояние тела Адама до его падения: в святом теле своем Адам был способен обитать в одном жилище с сотворенными духами, как будут обитать с ними на небе святые люди в телах своих после воскресения. «Небо, – говорит святой Иоанн Дамаскин, – есть объем тварей видимых и невидимых. В нем заключаются и им ограничиваются умные Силы Ангелов и все чувственное. Одно только Божество беспредельно».275 Святой Андрей был вознесен, подобно святому апостолу Павлу, до третьего неба. На первом небе от земли, по видению святого, помещен рай.276 Согласно с этим повествуют и другие святые, заимствуя знание свое из Божественных откровений и видений, которые им были дарованы.

* * *

Наученные Священным Писанием и святыми отцами, мы признаем рай – это место непорочного наслаждения, в которое был помещен Адам, в котором сейчас находятся многие души праведников, в котором будут помещены многие угодники Божии с телами своими после воскресения, соответствующим и сообразным по своей природе своим жителям. Рай вещественен, но вещество его тонко, как тонки души, как было тонко тело Адама до облечения его в кожаные ризы, как будут тонки воскресшие тела праведников по образу прославленного Тела Господа нашего Иисуса Христа. «Рай, – говорит блаженный Феофилакт Болгарский, – есть село духовного покоя». Рай, по сказанию этого учителя Церкви, был чувственный, Адам видел его, плоды деревьев райских употреблял в пищу, веселился там духовно. В этот рай, древнее достояние и отечество человека, возведен разбойник, исповедавший на кресте Господа (см. Лк. 23, 43).

* * *

Земля служит некоторым подобием рая. Священное Писание сравнило плодороднейшую долину Содомскую до ее запустения, орошенную водами Иордана, с Божиим раем (см. Быт. 13, 10). Если до времени проклятия своего земля была совсем иной, чем теперь, какой видим мы ее в состоянии нестроения, обреченную на сожжение, то как прекрасен должен быть рай, далеко превосходивший землю обилием красот своих и обилием благодати своей. Таким видел рай святой Андрей! Он поведал о реке райской, о райских плодах и цветах, о райских птицах и чудном пении их, о райских виноградниках и деревьях. О них сказал он, что их нельзя сравнить ни с каким земным деревом, потому что, говорил он, Божия рука, а не человеческая, насадила их. Это относится и ко всем предметам, составляющим утонченную и изящную природу рая. Угодник Божий передавал о себе, что он ходил по раю, с удивлением любуясь красотой его, и от созерцания красоты его, от обильного влияния благодати, которой наполнен рай, приходил в несказанный восторг, в сладостнейшее исступление. Очень понятное состояние! Красота земли приводит в восторг созерцателя, когда он чистым оком ума видит в них необъятную силу и премудрость Творца, – тем более чудные красоты рая должны привлекать человека всецело к созерцанию, к видению Бога в делах Его, и от такого видения исполнять видящего духовным нетленным наслаждением.

Все повествования святых о рае похожи друг на друга. Преподобный Григорий Синайский говорит, что рай есть низшее небо, что он состоит из садов, насаженных Богом, что деревья этих садов постоянно покрыты цветами и плодами, что посреди рая течет река, орошающая его и разделяющаяся на четыре начала.277 Преподобный Иоасаф, царь, потом апостол, наконец, инок в Индии, удостоился видеть рай. Однажды после продолжительной молитвы, сопровождаемой обильными слезами, он погрузился в тонкий сон. Во сне он увидел, что некие грозные мужи провели его по странам, которых он никогда не видал, привели на обширнейшее поле, усеянное прекраснейшими цветами и чрезвычайно приятное. Там были растения всех родов, с какими-то необыкновенными и удивительными плодами в изобилии, особенно красивые на вид и особенно приятные на вкус. Листья деревьев трепетали от нежнейшего ветерка, шелестели и, колеблясь, неизъяснимо благоухали. Там были сиденья, устроенные из золота и драгоценнейших камней, блиставшие обильным светом. Там были светлые одры, украшенные чудными покрывалами и пышностью, превышающей всякое слово. Там протекали чистейшие воды, радующие взор. После этого преподобного Иоасафа ввели в небесный город, горний Иерусалим, и он видел красоту и славу его. Упоенный небесным утешением, преподобный не хотел возвращаться на землю, но руководившие им мужи сказали, что пребывание в этих светлых местах достигается многими трудами и потами. Они вывели его оттуда и показали ему страшные места вечных мук, после чего он тотчас пришел в себя.278

Особого внимания достойны две повести, о монахе Павле и о монахе Ефросине, сохраненные нам церковным Преданием. Этих иноков видели в раю, первого – многие из благоговейных братий его монастыря, а второго – игумен его Власий, пришедший в священное исступление или тонкий сон, правильнее, в самозабвение – состояние, в котором обыкновенно находятся видящие видения, что явствует и из Деяний апостольских (см. Деян. 12, 7–11). В том и другом случае рай описывается как обширный сад неизреченной красоты, наполненный благоуханием. Преподобный Павел наделил своих братий, сообразно желанию каждого, цветами и другими растениями святого рая; братия, по окончании видения придя в себя, имели в руках то, что каждый взял из рая.279 Преподобный Ефросин дал игумену Власию три благовонных яблока. Игумен разделил яблоки братии: вкусившие их исполнились духовного веселья, а вкусившие их больные исцелились от недугов своих.280

Не только в двух вышеупомянутых событиях тонкое вещество рая по мановению Божию сгущалось и становилось осязательным для наших телесных чувств. Когда святую мученицу Дорофею повели из претора281 на место казни, чтобы по повелению мучителя игемона отсечь ей голову за исповедание Господа нашего Иисуса Христа, некий ученый по имени Феофил, советник игемона, крикнул ей в насмешку: «Слушай, невеста Христова! Пошли мне яблок и роз из рая, от Жениха твоего». Святая Дорофея сказала: «Непременно исполню это». Придя на место казни, она упросила палача, чтобы разрешил ей немного помолиться Богу своему. Когда она окончила молитву, предстал ей Ангел Господень в виде отрока необыкновенной красоты, он принес ей в чистом платке три прекрасных яблока и три красные розы. Святая сказала Ангелу: «Прошу тебя, отнеси их к Феофилу и скажи ему: вот тебе то, чего ты просил». Сказав это, она склонила под меч голову и была казнена. Между тем Феофил, насмехаясь над обещанием святой, рассказывал о нем друзьям и сверстникам своим. «Теперь, – говорил он, – когда повели на казнь Дорофею, называвшую себя Христовой невестой и хваставшей, что она взойдет в Его рай, я просил ее, чтоб она послала мне оттуда яблок и роз. И она обещалась мне непременно исполнить это!» Рассказывая это своим друзьям, Феофил смеялся; внезапно предстал перед ним Ангел с тремя яблоками и тремя цветками, говоря: «Это посылает тебе святая дева Дорофея, как обещала, из рая Жениха своего». Феофил, увидев яблоки и цветы и взяв их в руки, воскликнул громким голосом: «Истинный Бог – Христос, и нет в Нем никакой неправды!» Друзья его сказали ему: «Феофил! Ты или сошел с ума, или смеешься». Феофил отвечал им: «Я не сошел с ума и не смеюсь, но здравый разум требует от меня, чтобы я верил, что Иисус Христос есть Истинный Бог». Они спросили его: «Отчего ты так внезапно переменился?» Феофил ответил: «Скажите мне, какой сейчас месяц?» Они сказали: «Февраль». Феофил: «Теперь – зима. Вся Каппадокия покрыта снегом и льдом, и нет ни одного дерева или растения, украшенного своими листьями, откуда же, как вы думаете, эти цветы и яблоки со своими сучками и листьями?» Говоря это, он показал им яблоки и розы. Видя их, осязая, поражаясь особенным благовонием их, они в удивлении говорили: «Мы не видали таких плодов и цветов и в положенное для них время». Феофил из гонителя превратился в проповедника веры христианской. Немедленно дано было знать о нем игемону, который сначала обольщал и увещевал Феофила, а потом предал на муки, и Феофил своей кровью засвидетельствовал свое исповедание Христа.282

Образец сгущения райского вещества совершился при Успении Божией Матери. За несколько дней до Святого Успения предстал Пресвятой Деве Архангел Гавриил с сияющей финиковой ветвью из рая283 и возвестил Ей блаженное переселение в горние обители. При погребении Девы апостол Иоанн нес райскую ветвь перед гробом Богоматери.284 Таковы понятия, таковы, так сказать, намеки, подаваемые Божественным откровением человечеству, странствующему и страждущему на земле, о стране упокоения и вечного блаженства, уготованной ему от сотворения мира. По причине греховности нашей, по причине помрачения нашего, по причине падения нашего мы знаем и созерцаем только самую малую частицу чудес Божиих: самыми горячими молитвами от сердца сокрушенного и смиренного и жизнью по евангельским заповедям умолим Господа нашего, чтоб Он явил нам славу Свою, которую увидят и всегда будут видеть избранные Его, которой никогда не увидит ни один служитель греха.

* * *

270

В синодальном переводе: И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни. Прим. ред. 2 Житие святого Андрея. Четьи-Минеи,

271

Житие преподобного Симеона Дивногорца. Четьи-Минеи, 24 мая.

272

Житие святого Андрея. Четьи-Минеи, 2 октября.

273

Преподобный Кассиан полагает, что сатана до падения принадлежал к лицу Херувимов (Col. 7, cap. 8). И другие святые отцы согласны, что он из числа высших Ангелов. – Прим. ред.

274

Вереи – запоры, затворы. – Прим. ред.

275

Точное изложение православной веры. Кн. 2, гл. 6.

276

Четьи-Минеи. 2 октября.

277

Сочинения преподобного Григория Синайского по рукописи молдавского Нямецкого монастыря. Гл. 10.

278

Ioannes Damascenus. Vita Sanctorum Barlaam Eremitae et losaphat Indiae Regis. Cap. 30, Migne // Patrologia graeca. Vol. 63.

279

Пролог. 7 декабря.

280

Там же. 11 сентября.

281

Претор – судебное место. – Прим. ред.

282

Четьи-Минеи. 6 февраля.

283

По этой причине святой Архангел Гавриил изображается с пальмовой ветвью в руке. – Прим. ред.

284

Четьи-Минеи. 15 августа.


Источник: Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 775 с. ISBN 978-5-485-0095-7

Комментарии для сайта Cackle