Плоть
С самого рождения своего человек не имеет ни одного дела, ни одного слова, ни одного помышления, ни одного чувствования ни на кратчайшую минуту, в которых бы добро было без большей или меньшей примеси зла. Это засвидетельствовано Священным Писанием, которое говорит о падших человеках, что между ними «нет праведного ни одного... все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим. 3, 10, 12). Указывая на свое падшее естество, святой апостол Павел говорит: «не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе» (Рим. 7, 18). Здесь под именем «плоти» апостол разумеет не собственно тело человеческое, но плотское состояние всего человека: его ума, сердца и тела. И в Ветхом Завете назван «плотью» весь человек: «Не вечно Духу Моему,» – сказал Бог, – «быть пренебрегаемым человеками (сими), потому что они плоть» (Быт. 6, 3). В этом плотском состоянии, как в своем теле, живут грех и вечная смерть. Апостол называет плотское состояние телом смерти (см. Рим. 7, 24), телом греховным (см. Рим. 6, 6). Состояние это по той причине называется плотью, телом, телом смерти и греха, что в нем мысль и сердце, долженствующие стремиться к духовному и святому, устремлены и пригвождены к одному вещественному и греховному, живут в веществе и грехе. Человеческое тело апостола, как всем известно, было храмом Святого Духа, было проникнуто Божественной благодатью и источало из себя действия Божественной благодати (см. Деян. 19, 12). K нему не могут относиться выражения, так верно относящиеся к плотскому состоянию, в которое низверглось человеческое естество падением: «живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8, 8), да упразднится тело греховное (см. Рим. 6, 6), «кто избавит меня от сего тела смерти»? (Рим. 7, 24).
* * *
Не распявшие плоти своей, не обуздавшие в ней греховных вожделений и стремлений, увлекающиеся сладострастными ощущениями и помыслами не могут быть в общении со Христом, состоя посредством услаждения и увлечения грехом в общении с сатаной. «Живущие по плоти,» – сказал святой апостол Павел, – то есть проводящие плотскую жизнь, живущие в свое тело, изобильно питающие его, упокоивающие, нежащие, – «Богу угодить не могут» (Рим. 8, 8). «Живущие по плоти о плотском помышляют» (Рим. 8, 5), то есть проводящие плотскую жизнь непременно имеют плотский образ мыслей, не помнят и не заботятся о вечности, имеют ложное завещание к земной жизни, признавая ее бесконечной и действуя единственно для нее, высоко ценят земные преходящие положения и преимущества, не могут усвоить себе Нового Завета, не могут отвергнуть падшего естества, развивают его, уважают его достоинства и преуспеяние. «Помышления плотские суть смерть»... «плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» покориться (Рим. 8, 6–7). Несвойственна, невозможна ему эта святая покорность.