Источник

Падение

Невозможно, чтобы страсти, живущие внутри человека, не обнаруживались в его помышлениях, словах и действиях. Эти обнаружения страстей, когда сопровождаются каким бы то ни было увлечением, называются и признаются падениями200 на поприще истинного христианского подвижничества, стремящегося к совершенству. Врачуются они немедленным покаянием...

Не говорится здесь о падениях в смертные грехи и о произвольно греховной жизни, которая вся – падение: здесь говорится о падениях легких от немощи, называемых грехами простительными, от которых и сами праведники не были вовсе свободны.

Свидетельствует Писание: «семь раз упадет праведник, и встанет» покаянием (Притч. 24, 16). Соответственно очищению покаянием уменьшаются увлечения, но вместе они делаются утонченнее, неприметнее, обольщают и обманывают иногда мужей, исполненных Божественной благодати (см. 1Пар. 21, 1). Увлечения эти охраняют от превозношения, служат причиной смирения, удерживают на спасительной пажити покаяния.201

* * *

Глубоко наше падение: весьма немногие человеки сознают себя существами падшими, нуждающимися в Спасителе; большинство смотрит на свое состояние падения как на состояние полного торжества, употребляет все усилия, чтобы упрочить, развить свое состояние падения.

* * *

Мало того что грех через падение сделался как бы естественным человеку, столь свойственным ему, что Писание назвало грех душой человека (см. Мф. 10, 39), что отречение от греха сделалось отречением от себя (см. Мф. 16, 24), – падший человек принял в себя обольстившего его сатану и сделался жилищем сатаны.

* * *

Весь род человеческий находится в погибели, в падении. Мы лишились общения с Богом в самом корне и источнике нашем: в наших праотцах при посредстве их произвольного согрешения. Они были сотворены непорочными, не причастными греху и тлению, с самого сотворения своего сделались причастниками Святого Духа; получив бытие естественное по человечеству, вместе получили и бытие сверхъестественное от соединения с Божеским Естеством. Произвольно отвергнув подчинение Богу, произвольно вступив в подчинение диаволу, они утратили общение с Богом, свою свободу и достоинство, предали себя в подчинение и рабство падшему духу. Они произвольно отвергли жизнь, призвали в себя смерть, они произвольно нарушили целость дарованного им при сотворении добра, отравили себя грехом. Как начала рода человеческого, они сообщили и не перестают сообщать свою заразу, свою погибель, свою смерть всему человечеству.

* * *

Господь заповедал отречение от естества падшему и слепотствующему человечеству, не сознающему своего горестного падения, а напротив, видящему в нем какое-то великолепное торжество, ищущему развить это торжество.

* * *

200

Преподобный Нил Сорский. Слово 3.

201

Преподобный Нил Сорский называет их мысленными падениями. Слово 3. – Прим. ред.


Источник: Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 775 с. ISBN 978-5-485-0095-7

Комментарии для сайта Cackle