Источник

Мир сей

Взоры мои обратились к миру; утехи, служения временные посреди него казались мне достоянием, назначением человека. Смерти не существовало для меня! Земная жизнь представлялась мне вечной: так мысль о смерти была чужда уму моему. Вечность!.. В необозримую даль ее не пускались мои взоры! Я знал догматы и учение Святой Восточной Церкви, веровал им, но знание мое и вера были мертвые. В чем состояло падение человека, в чем состоит спасение его, какие их признаки, какие доказательства? – я не имел о том никакого опытного живого знания. Я почитал заповедями Божиими одно ветхозаветное десятисловие, а заповедания Спасителя моего, всесвятые слова Его – одним нравоучением, последование которому и полезно, и похвально, но не долг непременный. Таким образом, несказанный дар благодати, данный при Крещении, был завернут, как талант евангельский, в убрусе незнания, закопан, глубоко сокрыт в землю, – в попечениях о снискании преходящих знаний преходящего мира, – засыпан, как прахом, помышлениями о преуспеянии и наслаждениях временных, о служении суете и темному свету суетного века.

* * *

Страшны ликование сынов мира, их непрерывающаяся рассеянность и многопопечительность о тленном, их упоение обольщением суетного мира. В этом состоянии – условие погибели. Уже отверзла на самопроизвольные жертвы свои вечная смерть темную, адскую пасть, готова пожрать и поглотить их при первом миновании попущения Божия, по миновании долготерпения Божия, ожидающего покаяния грешников, при решительном отступлении Бога от нераскаянных грешников. Убоимся впадения в состояние точно страшное! Устремим во времени и благовременно все силы наши к Богу нашему, чтобы усвоиться Ему навечно и в усвоении Ему обрести наше спасение и блаженство во времени и в вечности.

* * *

Тяжел, несносен для сынов мира свет учения Христова. Бегут они от него в темные, глухие пропасти: в рассеянность, в многообразное развлечение, в плотские увеселения. Там, в нравственном мраке, проводят они земную жизнь без духовной, вечной цели. Таких человеков Писание не удостаивает имени человеков. «Но человек, будучи в чести, не уразумел» (сего), «сравнялся со скотами несмысленными и уподобился им» (Пс. 48, 13).

* * *

Внуки Адама еще больше устремились к развитию вещественной жизни на земле, забывая о вечности. Сюда, наконец, устремилось все его потомство, за исключением немногих избранных мужей, считая сказание о рае басней, изобретением суеверного воображения. Тщетно смерть пожинала людей с лица земли, они продолжали жить и действовать, будто они вечные. Поддержание телесных сил необходимым количеством простой пищи перешло в лакомство и пресыщение изысканными яствами. Утоление жажды перешло к наслаждению различными напитками и к пьянству. Прикрытие наготы кожаными ризами преобразилось в украшение себя богатыми одеждами и утварью. Скромные жилища для убежища и ограждения от стихий и зверей, восставших на человека, стали заменяться огромными и великолепными палатами. Явилась роскошь с ее бесчисленными требованиями, которые обращались в неумолимый закон среди общества падших людей. Законное совокупление полов для размножения рода человеческого изменилось в ненасытное любодеяние, противодействующее размножению людей. Этого мало, люди, распаленные необузданными желаниями, вполне лишившимися правильного стремления, изобрели грехи противоестественные. Сила душевной энергии стала подчиняться ненасытным желаниям и требованиям грехолюбивого человека: явились ссоры, обиды, убийства, разбой, грабеж, война, завоевание. Словесная сила человека всецело употреблена для получения выгод и преимуществ земных, употреблена для содействия греху: явились ложь, обманы, лукавство, лицемерие. Таким образом, немедленно после грехопадения начал образовываться на земле, а с течением времен получать большее и большее развитие по самому началу своему враждебный Богу мир.

Мир – это жизнь человека на земле только для земли, с единственной целью удовлетворения своим греховным желаниям, с целью плотского наслаждения, с целью вещественного преуспеяния, с целью, вполне противоположной той высокой и всеблагой цели, с которой человек помещен Богом на земле... K этому миру – ненависть, от этого мира отречение заповедует Дух Святой ученикам Своим, когда говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Ин. 2, 15–17). «Весь мир лежит во зле» (1Ин. 5, 19). «Дружба с миром есть вражда против Бога. Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4, 4). Когда же Священное Писание говорит, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16), тогда надо разуметь под словом «мир» всех людей, не исключая и грешников, как и апостол Иоанн Богослов говорит: «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (1Ин. 4, 9).

Также и все общество человеческое в соединении с их греховной жизнью, в соединении с их плотскими наслаждениями, с их вещественным преуспеянием, с их столпотворением называется «миром». Этот мир враждебен Богу и служителям Его. «Если мир вас ненавидит,» – говорил Богочеловек ученикам Своим, – «знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15, 18–19). Этот мир был и пребывает чуждым и Богу-Создателю и Богу-Искупителю, гонение и убийство служителей Божиих Он признает служением правде (см. Ин. 16, 2).

Глава и начальник этого мира, враждебного Богу, – падший ангел, содействуют ему и служат в этой безумной и дерзостной брани прочие падшие ангелы и увлеченные им люди. Сама земля и ее твари, прежде подчиненные Адаму, после его падения вместе с ним подчинились сатане. Сам сатана так засвидетельствовал о власти своей над миром: дерзнув приступить к Сыну Божию для искушения, он возвел Его на высокую гору и, показав все царства вселенной и славу их, сказал: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее» (Лк. 4, 6). Сатана называет власть над миром не собственно своей, но преданной себе. Да, она предана ему... Священное Писание по этой причине называет падшего ангела миродержцем, князем века сего (см. Ин. 12, 31; Еф. 2, 2; 6, 11–12).


Источник: Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 775 с. ISBN 978-5-485-0095-7

Комментарии для сайта Cackle