Источник

ЧТЕНИЕ

(см. также: Писания отеческие). Займись чтением божественных книг с благоразумной умеренностью, сохраняющей надолго вкус и утончающей оный, и умножающей сердечную жажду Божественной правды, сими книгами поведуемой. Таковы книги: Четьи Минеи, сочинения святителя Димитрия Ростовского, сочинения святителя Тихона Воронежского, письма Георгия затворника. В особенности последняя книжка драгоценна. [...] Переводов с немецкого и французского отнюдь не надо читать, от них можно заразить сердце неисцельной язвой. 370.

Читай письма Задонского затворника Георгия; они недавно напечатаны в Москве в 3-х томах. Предуховная книжка, наполненная утешительнейших наставлений для страждущих. 371.

...Познакомимся с вечностью не по романтическим иностранным книжонкам, ведущим в непременное самообольщение читателей своих, но по руководству святых писателей нашей Церкви, в которых нет ничего романтического, мечтательного, льстящего и обманывающего ум и сердце. Чтение писателей нашей Церкви сообщает положительное познание отношений человека к Богу, Творцу и Искупителю и научает приближаться к Нему покаянием, а не льстить себе сладостными чувствованиями мнимой духовной любви, к чему привлекают сумасбродные Фомы Кемпийские, Франсуа де Саль и тому подобные лжеучители. Духовная любовь есть достояние совершенных, а достояние благочестивых и спасающихся есть страх Божий, зрение своих грехов и недостатков; результат того и другого – сердце сокрушенно и смиренно, выражающееся покаянием. Вот истинное нравственное учение Православной Церкви, чуждое обмана и самообольщения. 395.

Со временем надо будет тебе прочитать толкование на Воскресные Евангелия Никифора, архиепископа Астраханского, писателя очень основательного и с помазанием. 405.

Жития гораздо подробнее, чем Четьи Минеи. Также не заботься о толковании Воскресных Евангелий, я писал, чтобы выслали их на твое имя из Петербурга. Писатель Грек – в мирском быту граф Феотока, образовавшийся в европейских университетах, потом вступивший в монашество, приглашенный в Россию и произведенный в архиепископа Астрахани. Он стоит несравненно выше всех наших церковных писателей, т.е. русских, соединяя в себе основательную ученость с духовным помазанием. Есть признаки, по которым догадываются, что тело его нетленно. Сама увидишь, как превосходна его книга и потому какое имеет духовное достоинство писатель. 407.

Относительно книги для чтения, к сожалению, должно сказать, что у нас удовлетворительно объясняющей христианство нет. За неимением лучшей, полагаю прислать Богословие Макария, которая много повреждена школьной системой, данной книге. Странно видеть систему, по которой изложены механика, аналитика и прочее тому подобное, приложенной к изучению Бога! Впрочем, эта книга есть наилучшая у нас. 454.

«Странник» – журнал, вредный для духовенства, как отделяющий его от народа в касту и не только не укрощающий, но и разжигающий ненависть касты к прочим сословиям. Для овец оружие волков неестественно. Овцы покоряли волков любовью и кротостью, а если в дело пошли зубы, то овцам не устоять, особенно при нынешнем охлаждении мирян к религии, а паче к духовенству. 509.

Будучи Вам известно, что житие отца Феофана мной довольно тщательно переправлено, и как Вам угодно, но поостерегитесь хорошее заменить посредственным. Знайте, что его нравоучение, в житии помещенное, прибавкой, мной сделанной, такой получило вид, что для людей, имеющих вкус и знание, кажется весьма связным простым и сильным отрывком. Сие нравоучение вместе с описанием его нравственности и кончины составляют всю красоту сего жизнеописания.

Ограда же, ризница и прочее суть предметы, наименее занимательные в жизни человека, прославившегося возвышенной нравственностью, смирением и презрением всего суетного! 612.


Источник: Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) / под общ. ред. архимандрита Романа (Лукина). – Ставрополь : Издательский центр Ставропольской Духовной Семинарии ; ССШ, 2007. – 368 с. ISBN 978-5-93078-507-4

Комментарии для сайта Cackle