ИСКУШЕНИЕ
(см. также: Скорби, Крест). ...Вы испиваете ту чашу, которую пришлось бы мне пить, если бы Промысл Божий не отклонил меня от Угрешской обители. Но Вы сами знаете, где ни жить на земле, а искушения сносить должно. По-видимому искушают нас человеки, но они без мановения Промыслителя и коснуться бы нас не могли. Так будем в скорбях наших предавать себя воле Творца нашего и себя почитать достойными скорбей – и почием.
Исхождение из искушения не есть переменение мест, но предание себя воле Божией и самоукорение и от сих – терпение. Когда будем очень унывать от искушений и роптать на оные, то опасность та предстоит, чтобы не сделаться богоборцами, сказал один святой Отец, как явно вооружающимися против попущений Промысла Божия, к нашей великой пользе и врачеванию попускающего нам искушаться. Простите, батюшка! Я Вам, как себе, говорю, ибо я весьма часто скорблю от своих похотений и страстей, влеком и прельщаем и, зачав, рождаю грех ропота и малодушия и гнева и тогда только обретаю покой, когда предам себя всецело воле Божией. Когда же забуду славословить Господа за все благодеяния Его и предавать себя Его Всесвятой Воле и Промыслу, тогда паки поднимается буря и душа опять находится в опасности потопления в волнах малодушия и боязни. Если Вы скорбите, то недалече стезя Ваша от стези угодников Божиих, кои, шествуя посреди многих скорбей и окровавля ноги свои, достигли града Небесного Иерусалима, в коем не слышатся воздыхания скорбящих, но раздается глас непрестанного радования наследников Царствия Небесного, наследовавших оное скорбями многими.
Отложим, отложим, батюшка, желание безвременного покоя на земле, дабы получить оный вовремя, т.е. по смерти. Уготовим сердце восприять скорбь как от руки Божией, со благодарением и славословием. 17.
Когда вспоминаю о тебе и обители нашей, то приходит мне утешительная мысль: без воли Божией быть ничего не может. Так и с тобой и с обителью ничего не может случиться такого, чего не попустит Бог. А Он попускает тем, кого любит, искушения и вслед за искушениями дарует избавление от них. Утешаемые искуплением, мы прибегаем молитвой к Богу, а получая избавление от искушения, стяжаем веру в Бога, веру не мертвую, теоретическую, но живую, практическую. Настоящее твое положение сопряжено с трудностями, но эти трудности крайне тебе полезны, необходимо нужны: они сформируют тебя. Муж не искушен не искусен, говорит Писание, а искушенный примет венец жизни и стяжает дар помогать искушаемым. Веруй, что власы наши изочтены у Бога – тем более перед очами Его все случающееся с нами. Плыви и правь рулем правления обители в вере в Бога, в терпении и в страхе Божием. Когда стоит кто высоко, должен глядеть вверх, а не вниз, если будет глядеть вниз, то легко у него закружится голова и он упадет. Итак, верой гляди вверх, на Небо, на Промысл Божий, и не закружится у тебя голова, не впадешь в смущение и уныние, которые приходят оттого, когда глядишь вниз, т.е. когда вместо молитвы и веры вдадимся в свои рассуждения и захотим всякое дело решить одним собственным разумом. 58.
Милый Игнатий! Ты очень похож на меня природным характером. – Бог даст тебе вкусить и тех образующих и упремудряющих человека горестей, которые Он даровал вкусить и мне. Будь великодушен: все искушения только пугала, чучела безжизненные, страшные для одних неверующих, для смотрящих одними плотскими глазами. Будь осторожен, благоразумен перед ругателями, подражай Христову молчанию и ничего не бойся, влас главы твоей не падет. 73.
Много наши добрые знакомые, говоря о нас доброе, сделали нам зла, потому что люди неблагонамеренные думают, что это – внушение и интриги наши. Напоминать об этом со всей любовью надо всем любящим нас. Впрочем, когда Богу угодно попустить кому искушения, то они придут, возникнут оттуда, откуда их вовсе ожидать невозможно. 74.
Что может быть тяжелее состояния души, томимой искушениями? Это пребывание в аду, в вечных муках. Воспоминание о них облегчает здешние искушения. «Враг мой, – говорит (в Лествице) уныние, – есть память смертная». Вспомните об обществе бесов в аду – и люди покажутся Вам добрыми; вспомните о муках в аду – и искушения сделаются для Вас легкими. 79.
На искушение Ваше, пришедшее ныне, и на те, которые впредь могут прийти, не обращайте особенного внимания, а внимайте тому, чтобы искушение перенести с терпением и благодарением, молясь за оскорбивших и призывая их молитвы. Бояться искушений не должно, ибо Тот Бог, Который нам их попускает, Тот нас в них и хранит. К искушениям надо иметь расположение и горячность, ибо ими изображается на душах наших Крест Христов, ими предохраняемся от пороков, ими сохраняемся в добродетели, и при них только дается благодать. Перед сестрами излишне не оправдывайтесь, ибо и Господь Самая Истина и Самая Правда, стоя перед иудейскими архиереями и Пилатом, не скрывал от них истины, чтобы не подать им причины к заблуждению, но, сказав ее в кратких словах, далее не оправдывался, но с молчанием переносил клевету и мучения, нам подавая образ, как себя отвергаться и как носить крест Господень, т.е. скорби, Господом посылаемые. 120.
Путь христиан, сказали святые Отцы, есть крест повседневный. Сказали они это, руководясь словами Самого Господа Иисуса Христа, Который повелел желающему совершенства взять крест свой и последовать за Ним, Господом. Крест – готовность к благодушному подъятию всякой скорби, попущаемой Промыслом Божиим. Потому познается, что человек находится под особенным Промыслом Божиим, когда этому человеку попущаются постоянные скорби, сказал святой Исаак. «Пей поругания на всяк час, яко воду живую», – говорит святой Иоанн Лествичник, а кто отвергся правильного или неправильного выговора, тот отвергся своего спасения. Господь помянул Вас и послал Вам искушение для Вашего очищения и умерщвления миру, а потому для Вашего преуспеяния. Я, окаяннейший грешник, благоволю об искушении, Вас постигшем. Благоволят о нем Ангелы Хранители Ваши, видя в нем залог спасения Вашего. Помяните меня, грешного, в молитвах Ваших! Говорит святой Исаак Сирин, что человек, до вступления в искушения, молится Богу, как чужой Ему, а подвергшись ради Него искушениям, молится Ему, как свой и как бы имея Его – Бога – должником себе. Помолитесь обо мне Богу, рабы Божии! Ибо мне в моей жизни не довелось потерпеть ни единого искушения, а что случилось противное моему гордому сердцу, то – мелочь, мелочь, мелочь... не заслуживающая никакого внимания; и если бы я вздумал говорить о моих искушениях, то впал бы в одно пустословие. 126.