Источник

ОПТИНА ПУСТЫНЬ

Для уединенного жительства и для удобства к покаянию у меня есть в виду Оптина пустынь, Калужской губернии, близ города Козельска, в пяти верстах. Удобства этого места суть: при пустыни находится скит, куда запрещен вход женскому полу, окруженный мачтовыми соснами, следовательно, защищенный от ветра вполне; в этом скиту живет довольно дворян, под руководством старца, также из дворян, весьма хорошей жизни; занимаются переводом с греческого святых Отцов и изданием их. Вот нравственная сторона: есть уединение и есть духовное общество, свое, благородное, а этого нет ни в одном монастыре русском. Святой Пимен Великий сказал, что всего важнее хорошее общество. [...]

В материальном отношении Оптина пустынь также хороша; невыгодная сторона состоит в том, что живой рыбы мало и дорога, также и дрова дороги. 450.

Живя в Сергиевой пустыни, которая все-таки монастырь, я не выдерживаю напора волн и вихрей житейских, часто колеблюсь и падаю. Что же сказать о жизни в полной зависимости от мира и посреди его?

В таком убеждении я захотел соглядать собственными очами Оптину пустынь, которая в настоящее время есть, бесспорно, лучший монастырь в России в нравственном отношении, особенно скит ее, находящийся в 100 саженях от самой пустыни, огражденный со всех сторон вековыми соснами, на песчаном грунте, недоступный для женского пола, может удовлетворить благочестивым желаниям отшельника в наш век. В нем живет много дворян, занимающихся духовной литературой, но тамошнее сокровище – духовник, или старец, их, в руках которого нравственное руководство скитской братии и большей части братии монастырских, т.е. всех благонамеренных и преуспевающих в добродетели. Он – из дворян, 68-ми лет; со мной в самых дружеских отношениях. Соображая потребности души моей и моего тела, я избрал скит местом для окончания дней моих в безмолвии и, чтобы дать этому начинанию некоторую прочность, покупаю корпус деревянных келий. При этом деле я упомянул здешним главным инокам, беседовавшим со мной, и о тебе. Келии требуют поправки, даже перестройки, для жительства они будут годны лишь к лету 1858 года. Таковы мои собственные действия, в которых явствует мое произволение и суждение, но это произволение, это суждение, эти действия вручаю воле Божией, моля Ее руководить мной и располагать по Ее премудрым и всеблагим целям. 452.

Несмотря на мое желание остаться в Оптиной пустыни, я не сошелся с настоятелем ее, и потому время удаления моего из Сергиевской отсрочилось на неограниченное время. Отдаюсь на волю Божию. Приходится жить иначе, нежели как рассуждается. Такова участь не одного меня. По человеческому суждению общество скита Оптинского и духовник – отец Макарий – лучшее, чего бы можно было желать по настоящему состоянию христианства и монашества в России, но Промысл Божий, руководящий нашей участью, мудрее суждения человеческого. 454.

Потрудись передать П.В., что я хотя и не знаком с ней лично, но по духу весьма знаком и очень радуюсь ее знакомству с Оптинскими старцами. Судьбы Божии непостижимы, но по человеческому суждению нельзя довольно не пожалеть о кончине отца Макария Оптинского. Этот человек был неоцененное сокровище для христиан, живущих среди мира. Он был приготовлен и предназначен для того служения, которое проходил. Простота и свобода в обращении, любовь и смирение врожденные, образование себя чтением отеческих книг, повиновением искусным старцам дали ему возможность рано сделаться духовником и наставником, а долговременный опыт усовершил его в этом служении. Совет его А.В. был бы существенно полезным. 500.

В Оптиной 7 сентября скончался иеросхимонах Макарий (Иванов), знаменитый старец. Он постоянно переписывался со мной с того времени, как я на Кавказе. Скажи Ш-ву, что я сердечно радуюсь воздвигнутой им обители для иноков; за это, по всей вероятности, он найдет в той жизни уготованную себе богозданную обитель вечную. Не могут остаться без исполнения слова Христовы: «В меру, в нюже мерите, возмерится вам» (см.: Мф.7:2). 583.

Отец архимандрит Моисей известил меня о кончине старца иеросхи-монаха Макария и просил брошюру сочинения отца Леонида Кавелина. Оптина лишилась души своей. Отец Макарий хотя и был наиболее телесным исполнителем заповедей, но имел любовь к ближнему и ею поддерживал братство. Он незаменим, по моему мнению и взгляду!.. Святой Исаак Сирский сказал, что телесное делание без душевного к разуму Божию приближаться не может, а весьма способно к доставлению мнения о себе... Оскудело монашество и еще более должно оскудеть. Спасаяй, да спасет свою душу. 584.


Источник: Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) / под общ. ред. архимандрита Романа (Лукина). – Ставрополь : Издательский центр Ставропольской Духовной Семинарии ; ССШ, 2007. – 368 с. ISBN 978-5-93078-507-4

Комментарии для сайта Cackle