ГРЕХ
(см. также: Падение, Покаяние). Нет! Не гнушаюсь я арестантами, как Вы пишете в письме Вашем, зная, что и я во узах греха нахожусь. А таковой арест, т.е. греховный, есть самый поносный, только о таковом аресте монаху и тосковать, и заботиться можно и должно, яко срам его и муки его вечны, аще человек покаянием уз греховных не расторгнет заблаговременно. 19.
Умолите Господа, чтобы Он простил меня, дерзнувшего в этом письме на обличение тайных недостатков ближнего, об очищении от коих молится святой Давид, называя их, впрочем, грехом великим, как решительно прекращающим духовное преуспеяние. «От тайных моих очисти мя, – говорит он, – и от чуждих пощади раба Твоего... тогда непорочен буду и очищуся от греха велика» (Пс.18:13–14). Мои грехи, не только тайные, но и явные, мои грехопадения совершаются на самом деле, запечатлеваются нечувствием! 155.
Другой брат спросил того же Великого Пимена: «Что мне делать с грехами?». – Старец отвечал: «Хотящий очиститься от соделанных им грехов плачем очищается от них, и хотящий сохраниться от впадения в новые грехи плачем сохраняется от них. Это путь покаяния, преданный нам Писанием и Отцами, которые говорили: “Плачьте, потому что другого пути, кроме плача, нет”». 156.
Вникни: ничего нет чудного, необыкновенного, что мы впадаем в погрешности, что в нас действует грех! Этому удивляются, этим смущаются одни неопытные. Мы все – в падении; зачинаемся уже в беззаконии, уже родимся во грехах. Должно с терпением и долготерпением носить «ярем Навуходоносоров», т.е. действие в себе греха, и с милостью к себе очищать себя покаянием, повергая немощь свою перед Богом, непрестанно показывая Ему ее. 160.