Азбука веры Православная библиотека святитель Игнатий (Брянчанинов) Святитель Игнатий (Брянчанинов) о значении Евхаристии в спасении человека
Алексей Помогов

Святитель Игнатий (Брянчанинов) о значении Евхаристии в спасении человека

Источник

Чистоту и обновление, доставленные святым крещением, восстанавливай покаянием…и по возможности частым Причащением Святых Христовых Таин. Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Без сомнения можно сказать, что святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский, является одним из величайших аскетических писателей в Русской Православной Церкви. Его литературное наследие просто огромно, его творения составляют семь томов, которые выдержали несколько переизданий. Самым широко известным произведением святителя Игнатия является, на наш взгляд, его «Аскетические опыты». Святитель Игнатий так оценивал эту книгу в одном из своих писем: «Вы справедливо говорите, что «Опыты” не суть мое сочинение. Они – дар Божий современным православным христианам. Я был только орудием…»1. Целью епископа Игнатия была проповедь покаяния и исправления жизни. Аскетическому деланию, общеобязательному для всех христиан, святитель уделял огромное, можно сказать, центральное значение. В предисловии к «Аскетическим опытам» святитель Игнатий писал: «Читатель, знакомый с преданием Православной Восточной Церкви, легко усмотрит, что в предлагаемых его вниманию «Опытах” изложено учение святых отцов о науке из наук, о монашестве, – учение, примененное к требованиям современности»2. Святитель в своих трудах постоянно напоминал христианам о тех обетах, которые все мы давали при святом крещении, об обязанности следовать и служить Христу.

Особенно важным святитель считал необходимость чтения Священного Писания и святоотеческих творений, так как живых сосудов благодати Божественной практически не осталось в его время3. Это же, если можно употребить такие слова, испытываем и мы. Во вступлении к сборнику «Отечник» святитель пишет: «Внимательное чтение этих изречений и повестей (то есть святоотеческих – прим. автора) навевает на читателя – как из рая – из первых веков христианства благоухание святой простоты и истинного служения Богу, осененных обильно Божественною благодатию. Оно может направлять деятельность монаха на истинный путь Богоугождения, доставляя на эту деятельность самые верные взгляды; оно может приносить утешение в разнообразных скорбях, восстающих в душе монаха, – устремляющихся на него извне; им может питаться и поддерживаться мирное и молитвенное настроение монаха, как елеем питается и поддерживается горение светильника. Кто усвоит себе предложенное здесь учение отцов, тот, находясь и среди общества человеческого, стяжет сердечное безмолвие. Кто же останется чуждым этого учения, тот и в уединеннейшей пустыне, и в неисходном затворе будет возмущен молвою помыслов и живописью мечтаний, будет проводить жизнь мирскую. Приводится сердце в безмолвие душевным деланием, соединенным с болезнованием или плачем сердца»4.

Некоторые могут сказать, что все это необходимо монахам, а нам, тем, кто живет в миру, достаточно совсем немногого. Но это совершенно неверное мнение, оно в корне ошибочно и, более того, вредно для духовной жизни. Уравнение «аскет ­­ монах» неверно. Аскетическое делание обязательно для каждого христианина5. Поэтому особенно полезно будет для нас обратиться к литературному наследию святителя Игнатия, чтобы его труды помогли нам уяснить сущность и смысл христианского подвижничества.

Что же пишет святитель о покаянии как подготовке к Причащению и о собственно Причащении Святых Христовых Таин?

«Таинством исповеди решительно очищаются все грехи, соделанные словом, делом, помышлением. Для того чтоб изгладить из сердца навыки греховные, вкоренившиеся в него долгим временем, нужно время, нужно постоянное пребывание в покаянии. Постоянное покаяние состоит в постоянном сокрушении духа, в борении с помыслами и ощущениями, которыми обнаруживает себя сокровенная в сердце греховная страсть, в обуздании телесных чувств и чрева, в смиренной молитве, в частой исповеди», ? пишет святитель Игнатий6. Покаяние неразрывно сопутствует вере во Христа, в принципе оно должно предшествовать вере в Господа, а после крещения покаяние врачует грехи, в которые человек впал по своей немощи и греховному навыку. Покаяние должно совершаться не только устами, не кратковременным плачем, не одним только внешним участием в исповеди, но внутренним сокрушением, раскаянием в грехах, а также желанием оставить греховную жизнь и не возвращаться к ней. Епископ Игнатий говорит, что «для того, кто постоянно предает друзей своих, они становятся ему врагами, они отступают от него, как от предателя, а кто исповедует грехи свои, от того отступают они, потому что грехи, основываясь и крепясь на гордости падшего естества, не терпят обличения и позора»7. Но часто человек не может господствовать над влекущим его грехом, и грех, в свою очередь, господствует над человеком. Таким образом, мы становимся рабами греха, и в таком рабском состоянии человек может пробыть всю свою жизнь. Святитель Игнатий напоминает каждому христианину, что Бог дал покаяние в помощь человеку в борьбе с грехом, но этой помощью мы не всегда пользуемся, но даже в надежде на покаяние грешим произвольно и намеренно, пытаемся «перехитрить» Господа. Таких «поразит внезапная смерть, и не дано им будет времени на покаяние и доброделание»8.

Покаяние врачует греховные раны христианина и является подготовкой к восприятию в свою душу и сердце Спасителя Иисуса Христа в таинстве Причащения. Таинство Причащения, установленное Самим Господом на Тайной Вечери через повеление: «И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, Которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 17–19), «является всемогущим повелением действующим во всей земле, действующим через столетия и тысячелетия» 9. То, что происходит за Божественной литургией, совершаемой епископом или священником, непостижимо для человеческого разума, а принимается только нашей верой в то, что под видом хлеба и вина мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Спасителя нашего Иисуса Христа. Святитель пишет: «Какое чудное установление! Естественно уму человеческому придти в недоумение пред установлением сверхъестественным и непостижимым… Плотское мудрование говорит об этом таинстве: «Жестоко... слово сие» (Ин. 6, 60), но это слово произнесено Богом, принявшим человечество для спасения человеков: и потому внимание к слову и суждение о нем не должны быть поверхностными. Послушание слову должно быть принято верою, от всей души, как должен быть принят и вочеловечившийся Бог»10.

Причащаясь Пречистых Тела и Крови Христовых, каждый христианин вступает в теснейшее общение с Господом. В подтверждение этой истины святитель Игнатий приводит слова святителя Иоанна Златоуста: «Мы едино тело с Телом Господа нашего Иисуса Христа, мы – плоть от Плоти Его, кость от Костей Его. Тайнонаучение! Внимайте тому, что говорится: мы соединяемся со всесвятою Плотию Господа не только посредством любви, но и при посредстве самого таинства. Всесвятая Плоть Господа соделывается нам пищею! Он даровал нам эту пищу, желая показать любовь, которую имеет к нам»11. Иисус Христос заменил Собою праотца Адама, через грехопадение которого весь род человеческий осужден на смерть. Возглавив вместо ветхого Адама род человеческий, Господь заменяет Своею Плотью и Кровью плоть и кровь, заимствованные человечеством от Адама, даровав людям жизнь вечную. Сам Спаситель сказал: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни»(Ин. 6, 53).

Святые Тайны есть истинное Тело и Кровь Христовы, но для внешнего восприятия человека Они остаются под видами хлеба и вина. Верою воспринимается это великое таинство, обнаруживая свою силу для искренне верующих людей. Святитель Игнатий, основываясь на своем глубоком духовном опыте, говорит, что при Причащении Святых Таин ясно ощущается прикосновение Христа к душе причащающегося, соединение Христа с душой причастника. Это дивное прикосновение христианин начинает ощущать без наставления словом в успокоении, кротости, смирении, любви ко всем, холодности ко всему земному и в сочувствии к будущему веку. Насаждаются эти дивные ощущения в душе христианина благодатию Христа. «Всякий приобщившийся со вниманием и благоговением, с должным приготовлением, с верою, чувствует в себе изменение. Если не тотчас по Причащении, то по прошествии некоторого времени. Чудный мир нисходит на ум и сердце; облекаются спокойствием члены тела; печать благодати ложится на лице; мысли и чувства связываются священными духовными узами, воспрещающими безрассудную вольность и легкость, обуздывающими их»12.

То есть как естественная пища укрепляет тело человека, так и пища Божественная – Тело и Кровь Христовы – укрепляют и питают не только духовное, но и телесное существо человеческое, укрепляют волю, ум и сердце, а желания и чувства человека приобретают правильную направленность, получая освобождение от греха.

Святая Евхаристия – Тело и Кровь Христовы сообщают человеку свойства Спасителя: «Как вещественное вино распространяется во всех членах пиющего, и бывает вино в нем и он в вине: так и пиющий Кровь Христову наполняется духом Божества, растворяется в совершенной Душе (имеется в виду душа Христова – прим. автора.), и эта Душа в нем, – освятившись таким образом, причастник соделывается достойным Господа»13.

Естественно, что христианин, приступающий к таинству святого Причащения, обязан как следует, должным образом приготовить свою душу для встречи с Господом и Спасителем: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор. 11, 28–29).

Приготовление к принятию Святых Таин, по мнению святителя Игнатия, должно заключаться в углубленном осмыслении своего внутреннего состояния, в очищении себя от грехов посредством покаяния и исповеди, постоянном чтении Евангелия, постоянной молитве. Все уклонения от пути Евангельских Заповедей, даже самые незначительные (как кажется на первый взгляд), нужно исправлять возвращением на путь послушания Христу и твердой решимостью всегда идти путем Евангелия, ведущим в жизнь вечную. Готовящемуся к Причащению полезно размышлять о своем недостоинстве, ничтожности, греховности, удобопреклонности человека ко греху, а также о величии Божием, способном возродить человека для жизни вечной, о неизреченной любви Спасителя к роду человеческому, питающему это падшее изменчивое творение Свое Своею Плотью и Кровью, тем самым возводя человеческое существо на самую высшую степень Богообщения. Как следствие подобных размышлений в человеке должно возникнуть сокрушение, должно появиться искреннее сознание своего собственного недостоинства к принятию Святых Христовых Таин. Искреннее же осознание своего недостойного падшего состояния есть непременное условие для оставления грехов и достойного Причащения. «Хранись от мечтательности, которая может тебе представить, что ты видишь Господа Иисуса Христа, что ты Его осязаешь, объемлешь. Это – пустая игра напыщенного, гордого самомнения! Это – пагубное самообольщение! Исполняй заповеди Господа – и чудным образом увидишь Господа в себе, в своих свойствах. Так видел в себе Господа святой Апостол Павел: он требовал этого видения от христиан; тех, которые его не имели, называл недостигшими состояния, должного христианам. Если ты проводишь жизнь греховную, удовлетворяешь страстям и вместе думаешь, что любишь Господа Иисуса Христа: то присный ученик Его, возлежавший на персях Его во время тайной вечери, обличает тебя в самообольщении. Он говорит: «Глаголяй, яко познах Его, и заповеди Его, не соблюдает, ложь есть, и в сем истины несть. А иже аще соблюдает слово Его поистине, в сем любы Божия совершенна есть» (1Ин.2:4–5)"14.

Чувства, которые должны присутствовать в каждом христианине перед принятием Святых Животворящих Таин, вполне выражены и описаны в составленных святыми отцами молитвах перед святым Причащением. Святитель указывает на то, что святые отцы «этими молитвами вспомоществуют нашему ожесточению, облекают души наши в брачные одежды, в смирение, столько возлюбленное нашему Спасителю»15. Христианин, имеющий сокрушенный дух и сознание своего недостоинства, даже при недостаточной подготовленности приступающий к Евхаристической Чаше, не будет осужден Господом. Недостойным причастником христианина делают не количество вычитанных канонов, акафистов и молитв или проведенных в сухоядении дней, а отсутствие прежде всего внутреннего поста и воздержания, легкомыслие, отсутствие добродетельной жизни, сердечного сокрушения. Наверное, не требует особых пояснений тот факт, что человек, ведущий намеренно греховную жизнь и, несмотря на это, приступающий к Святой Чаше, есть преступник, кощунственно поступающий с Телом и Кровью Христа, насмехающийся над благодатью всемогущего Бога. Такой грех святой апостол Павел в своих посланиях приравнивает к греху богоубийц: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1Кор. 11, 26–27). В одном из писем святитель Игнатий писал: «Христос пришел на землю спасти грешников, а не праведников. Точно так нисходит Он Своим святым Телом и Своею всесвятою Кровию в грешного человека и спасает его. Не сочувствие к нашей праведности и к нашим достоинствам привлекает к нам Господа, но Его милосердие к нашей греховности и немощи, нами сознаваемой и оплакиваемой. Кто по возможности употребляет все усилия, чтобы воздержаться от грехов и при сознании своей греховности и немощи приступает к Господу, того Господь приемлет. Он отвращается от тех грешников, которые приступают к Нему без благоговения и без намерения оставить греховную жизнь. Такие принимают Святыя Таины в осуждение себе»16. Вспомните, что пишет святой апостол Павел к Евреям: "Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живаго!» (Евр. 10, 28 – 31).

Если христианин осознает свою скованность грехом, то в первую очередь ему необходимо освободиться от этих тяжких оков посредством покаяния, очистить свою душу исповедью грехов, а потом только приступать к величайшей святыне, ибо, как уже было нами показано, надругание над Святыми Тайнами есть надругание над Самим Спасителем. Достойно причащается только тот христианин, который оставил греховную жизнь. Решительно раскаялся во всех грехах и запечатлел свое раскаяние исповедью и неукоснительным исполнением заповедей Христовых. Святитель Игнатий обращается к христианам и говорит о том, что при рассмотрении своих грехов и осознании своей падшести нельзя отчаиваться, так как непростительных грехов нет, а отчаяние может привести к ложному стыду и смертельному унынию, человек может остановиться на мысли о том, что спасения ему не достичь, но он навеки обречен мучиться в аду. Святитель пишет: «Святая Православная Церковь признает, что нет греха человеческого, которого бы не могла омыть Кровь Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Сколько бы раз не повторился грех человеческий – Кровь Богочеловека может омыть его… Пребывает неисцеленным тот, кто сам отвергает дарованное ему и всем человекам исцеление и спасение»17.

Святитель Игнатий касается также того, как подобает вести и что делать христианину по принятии Святых и Животворящих Таин Христовых. Этому вопросу святитель посвящает одно из своих писем: «Христианин никогда и ничем не должен смущаться, ибо Промысл Божий носит его на руках Своих. Наше попечение должно состоять в том, чтобы мы пребывали верными Господу. Если к Самому Господу вочеловечившемуся дерзнул приступить искуситель, то не должно удивляться, что он приступает и к нам, хотя бы то было и по принятии нами в сосуд свой Господа. Чем больше сокровище, тем более тати покушаются украсть его. Чем более сокровище, тем более должно бдеть о хранении его. После приобщения Святых Таин, после усердной молитвы, после всякого особенно полезного для души дела нужно, по опытному наставлению отцов, особенное наблюдение за собою, ибо тогда особенно разжигается враг против нас завистию и злобою; видя, что земля и пепел восходит на небо, откуда он низвержен. Духовный рай, который, по учению Спасителя, внутри нас, должно возделывать и хранить, как это при самом сотворении заповедано Богом в лице Адама всем человекам. По обыкновенному ходу я предполагал, что после смущений, должно быть, вы чувствовали утешение, которое посылает Господь законно подвизающимся рабам Своим в подкрепление, во умножение веры, надежды и любви. Понимаете ли, что вы должны Господу более, чем были прежде. Как получившие залог и извещение обетований! «Ему же дано более, с того более и взыщется”, – говорит Писание. Познав это, блюдите, как опасно ходите, то есть, живите с осторожностью и вниманием»18. Нужно не только должным образом подготовиться к принятию Христа в свое существо, но необходимо достойно соблюсти Его в Себе. Это подвиг не меньший, чем Само Причастие. Что спасительного будет для человека, если, причастившись, он предастся мирским развлечениям и суете. Христианский подвиг не знает понятия отдыха от трудов, есть только понятие добродетели и порока, так же, как нет понятий хороший – плохой человек, но праведник и грешник. Поэтому, если мы взяли на себя иго Христово, то должны нести свой крест до конца. До Голгофы, где должны будем распять себя миру и мир себе: «Крест свой делается для ученика Христова крестом Христовым… Крест Христов возносит от земли распятого на нем ученика Христова. Ученик Христов, распятый на кресте своем, мудрствует горняя, умом и сердцем жительствует на небе и созерцает таинства духа во Христе Иисусе Господе нашем»19.

Учитывая все вышеизложенное, наша главнейшая задача, как пастырей Церкви Христовой, – разъяснять верующим смысл и значение христианского подвига, основанного и черпающего свои силы в непрестанном причащении святых Тела и Крови Христовых. Без Евхаристии подвиг превратится в самообольщение, а Церковь – в секту. Осознание этого особенно важно в современном мире, когда ежедневно возникают десятки новых «церквей», появляются сотни «проповедников», зачастую одетых в православные облачения, но по сути своей являющихся служителями отца лжи. Истина не там, где вместо Псалмов поют веселые понятные стихи, и не там, где через каждое слово повторяют «аллилуйя!», Истина одна – Господь Иисус Христос, непрестанно пребывающий в Церкви и соединяющийся с верующими в Евхаристии. Если нет истинной Евхаристии, то нет и жизни.

В заключение следует сказать, что можно найти много параллелей между писаниями святителя Игнатия Брянчанинова и святителя Феофана Затворника. Я имею в виду их писания о святой Евхаристии. Точно так же, как и святитель Игнатий, святитель Феофан пишет о глубокой взаимосвязи между Покаянием и Причащением. Оба святителя усматривают в покаянии основной подготовительный момент к принятию человеком Христа, также они говорят о покаянии как о первейшем средстве очищения себя от грехов, в которые мы по немощи своей впадаем после святого крещения. Также, как и святитель Игнатий, святитель Феофан пишет о «всепрощении таинства покаяния»20, о том, что «без настоящего покаяния и исповеди и подвиги остаются бесплодными, и святое Причащение не будет во исцеление души и тела»21. Можно сказать, что подобная мысль свойственна всем вообще отцам, как древним, так и новым. Несомненно, что святители Игнатий и Феофан основывались и на Священном Писании, и на творениях ранних отцов Церкви. Особенно интересно было бы сравнить с произведениями русских святых творения некоторых отцов Церкви, например, святителей Иоанна Златоустого и Кирилла Иерусалимского, преподобного Николая Кавасилы. Так, преподобный Николай Кавасила в четвертом Слове жизни во Христе пишет о святом Приобщении (Евхаристии): «От трапезы (Евхаристии) принимаем мы Самого Воскресшего, и не дары Святого Духа, какие только можем мы получить, но Самого Благодетеля, самый храм, в коем находится полнота благодатных даров…»22. А вот слова из четвертого тайноводственного поучения святителя Кирилла Иерусалимского «О Теле и Крови Христовой»: «Почему со всякою уверенностью примем сие как Тело и Кровь Христову. Ибо во образе хлеба дается тебе Тело, а во образе вина дается тебе Кровь, дабы приобщився Тела и Крови Христа, соделался ты Ему стелесным и скровным. Ибо, таким образом, бываем и Христоносцами, когда Тело и Кровь Его сообщится нашим членам. Так, по словам блаженного Петра, бываем «Божественного естества причастницы» (2 Пет., 1, 4)"23.

* * *

1

Собрание писем святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского. М.–СПб., 1995. Письмо 321. С. 576.

2

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. М., 1996, с. 83

3

В уже цитированном 321-м письме святитель говорит ужасную вещь, которая была реальной характеристикой того времени: «…Время страшное! Решительно оскудели живые органы Божественной благодати; в облачении их явились волки: обманывают и губят овец. Это понять необходимо, но понимают немногие». Следует сказать, что каждый священник, а в особенности готовящийся стать священнослужителем, должен понимать важность своего служения и опасаться попасть в разряд губителей, а не пастырей стада Христова.

4

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Отечник. Минск, 2002. С. 30.

5

Вопрос об общеобязательности аскетического делания составляет предмет отдельного исследования и рассматривать его в нашей работе не совсем уместно. Подробно об этом говорят такие труды, как «Аскетизм по христианско-православному учению» С. Зарина, «Смысл христианского подвига» архиепископа Феодора (Поздеевского). В этих книгах на основе святоотеческих творений раскрывается смысл аскетического делания и борьбы со страстями как необходимых условий достижения спасения, а также делается вывод о том, что в древней Церкви не было разделения на аскетов и мирян (как это пытаются сделать сейчас), а аскетический подвиг несли все христиане в равной степени.

6

Аскетические опыты. М., 1996. С. 102.

7

Там же.

8

Там же. С. 104.

9

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетическая проповедь и письма к мирянам. / Святитель Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. СПб, 1886. Т. 4. С. 130.

10

Там же. С. 116.

11

Там же. С. 117.

12

Собрание писем святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского. С. 197.

13

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. СПб., 1886. Т. 4. С. 123.

14

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. М., 1996. С. 105.

15

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. Т. 4. С. 127.

16

Собрание писем святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского. М.-СПб., 1995. Письмо 278. С. 527.

17

Там же. Письмо 202. С. 383.

18

Там же. Письмо 324. С. 578–580.

19

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. С. 355.

20

Святитель Феофан Затворник. О нашем спасении. М., 2003. С. 614.

21

О Покаянии, Причащении Святых Христовых Таин и исправлении жизни. Слова преосвященного Феофана. М., 1991. С. 77.

22

Преподобный Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе. М., 2002. С. 51.

23

Святитель Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1991. С. 330.


Источник: Помогов А. Святитель Игнатий (Брянчанинов) о значении Евхаристии в спасении человека. [Электронный ресурс] // Православие.Ru

Комментарии для сайта Cackle