ТЕЛЕСНЫЕ БОЛЕЗНИ
Как святые Отцы смотрели на телесные болезни?
Однажды посетил я авву в то время, как он был болен. Я нашел его очень страждущим от болезни. Он заметил печаль мою, произведенную его тяжелым недугом, и сказал мне: удручаемый такою болезнию, я едва привел себя к воспоминанию горького часа смерти. Это воспоминание было бы чуждым для меня, если б тело мое было здоровым. Собственно плотское здоровье не приносит пользы: ища поддержать себя единственно для себя, оно вступает в настроение, враждебное Богу. Древо, поливаемое ежедневно, не высохнет, но принесет свойственный себе плод. Скорбь по плоти служит пособием к сохранению заповедей Божиих. (Авва Исаия).
Стр. 149 (79).
Подвижник должен поддерживать здоровье и силы тела настолько, чтоб тело сохраняло способность служить Богу. Чрезмерное развитие здоровья и дебелости в теле вводит его в тяжелое плотское состояние, возбуждает в нем скотоподобные движения и влечения в неодолимой силе, отнимает у него всю способность к ощущениям духовным. Так, кто соделает свое тело легким, посредством умеренного поста и бдения, доставит ему и самое прочное здоровье и соделает его способным принять в себя и сохранить в себе духовные движения, т. е. действие Святого Духа.
Если кто одержим телесною болезнию, то должен ли он малодушествовать по этой причине?
Если будешь одержим телесною болезнию, то не малодушествуй по причине этого. Если Господу Богу угодно, чтоб ты немоществовал по телу: то ты – кто, чтоб тебе огорчаться этим? Не Бог ли промышляет о тебе во всем? Неужели ты живешь без Него? И потому: переноси болезнь терпеливо и проси Бога, чтоб Он даровал тебе полезное, т. е. чтоб совершилась над тобою воля Его, а ты безмолвствуй в терпении, питаясь тем, что доставится любовию.
Стр. 388(73).
Как переносили телесные болезни святые Отцы?
Однажды авва Исаак впал в тяжкий недуг и томился в нем продолжительное время. Брат приготовил для него вареную пищу и вложил в нее приправу. Старец не захотел вкусить этой пищи. Брат упрашивал его, говоря: авва! Вкуси немного ради твоей телесной немощи. Старец отвечал: брат! истину говорю тебе: хотелось бы мне провести в этой болезни тридцать лет.
Стр. 247 (4).
Поведал авва Пимен о авве Коприи: он достиг такого преуспеяния, что будучи болен и лежа неподвижно на постели, воссылал благодарение Богу за болезнь и постоянно отсекал свою волю. Приходившим к нему братиям он советовал переносить скорби с благодарением Бога и говорил: блажен, кто переносит скорби с благодарением.
Стр. 307 (1).
Пример о том, что Господь не оставляет Своей помощью тех, которые с терпением и крепким упованием на Бога переносят болезни, посылая им на служение Своего Ангела.
Некоторый старец отшельник сделался болен. Он не имел при себе никого, кто бы послужил ему, – и потому вставал с одра и употреблял в пищу то, что мог найти в келлии своей. Так прошло много дней, и никто не пришел посетить его. Когда исполнилось тридцать дней, и никто не приходил к нему, Господь послал Ангела Своего для служения ему. Так протекли еще семь дней: тогда вспомнили о нем отцы и сказали друг другу: пойдем, навестим такого-то старца: может быть, он болен. Когда они пришли и постучались в дверь, – Ангел отступил от него. Старец же из келлии закричал им: братия! уйдите отсюда. Они сняли двери с крючьев, вошли и спрашивали его, отчего он кричал. Он отвечал: тридцать дней я томился в болезни, и никто не посетил меня; и вот уже семь дней, как прислуживает мне Ангел, посланный Господом, а когда вы пришли, – он отступил от меня. Сказав это, он почил в мире. Братия удивились и прославили Бога, говоря: Господь не оставляет уповающих на Него.
Стр. 496 (101).
Пример о том, с каким терпением и благодарением переносили подвижники посылаемые им от Господа болезни.
Некоторый старец часто подвергался болезни. Случилось ему в течение одного года не болеть; старец очень скорбел об этом и плакал, говоря: оставил меня Господь мой и не посетил меня.
Стр. 495 (99).