ТЕЛЕСНОЕ ВОЖДЕЛЕНИЕ
Какие возбуждения телесного вожделения бывают в человеке?
Знай, что в душе находится естественное движение вожделения, но оно не производит своего действия, если не последует на то согласия души, потому что вожделение только усвоено телу, и движется; но не движется греховно и понудительно. Находится в душе также и другое действие, которое рождается из покоя и наслаждения телесных, воспламеняет кровь и движется с производством своего действия. По этой причине Божественный Апостол Павел говорит: неупивайтеся вином, в нем же есть блуд. Также Господь заповедал Своим Апостолам в Святом Евангелии: внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваши объядением и пьянством. Кроме этих двух движений имеется еще движение, которое возбуждается в подвижниках от зависти и коварства демонов. Итак, надо знать, что возбуждение телесного вожделения бывает троякое: одно естественное, а два другие – привходящие; из этих двух одно происходит от излишества в пищи и питии, – другое производится демонами. Зависит, следовательно, от нас, от нашего свободного произволения исполнение и отвержение требований вожделения. (Антоний Великий).
Стр. 17 (21).
В какие три подразделения совмещает святой Апостол Иоанн Богослов человеческие вожделения?
Апостол Иоанн, соделавшись обителью Святого Духа, совмещает в следующем премудрейшем изречении человеческие вожделения в три подразделения: все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская. Похоть плотская – в насыщении чрева и во множестве разнообразных яств, чему по необходимости последуют осквернения сладострастием. Похоть очес – когда, по причине зрения, увлекаемся к совершению дел мира сего, или напечатлеваются в сердце нечистые образы. Гордость житейская – это тщеславие, которым наветуется наш дух и влечется к гибнущим и суетным попечениям. (Антоний Великий).
Стр. 28 (132).
Должно ли бегать от плотских вожделений?
Авва Иоанн, бывший игуменом в Райфе, говорил своим инокам: Дети мои! как бежали мы от мира, так бежим и от плотских вожделений; уподобимся отцам нашим, проводившим здесь жительство в строжайшем безмолвии и подвижничестве; не оскверним, дети мои, этого места, которое отцы наши очистили от бесов.
Стр. 297(1).
Чем погашается разжение плотского вожделения?
Разжение вожделения погашается постом, трудом и уединением. (Авва Евагрий).
Стр. 113 (6).
Авва Иоанн Колов говорил: Если царь захочет взять неприятельский город, то прежде всего пресекает подвоз в него съестных припасов; граждане, будучи утеснены голодом и чтобы не погибнуть от голода, покоряются. То же бывает и с плотскими вожделениями: если человек будет проводить жительство в посте и голоде, – вожделения изнемогают в душе его.
Стр. 287 (6).
Всегда ли необходимо молить Бога об освобождении от брани или же иногда только молиться о даровании терпения в брани?
Авва Пимен поведал о авве Иоанне Колове следующее. Он умолил Бога, и отняты были у него страстные вожделения. Он ощутил ненарушимое спокойствие. Тогда он пришел к некоторому отцу и сказал: вижу себя спокойным, не имеющим никакой брани. Старец отвечал ему: иди и умоли Бога, чтоб возвратились брани и то сокрушение сердца и смирение, которые ты имел прежде; по причине браней душа приходит в преуспеяние. Иоанн испросил у Бога возвращения браней, и когда пришли брани, то он уже не молился об освобождении от брани, но говорил: Господи! Даруй мне терпение в брани.
Стр. 288 (11).
Амма Сара была борима бесом блуда в течение тридцати лет и никогда не помолилась о том, чтобы брань отступила от нее, но молила только Бога даровать ей мужество и терпение в брани. (Амма Сарра).
Стр. 357 (1).
Бывает ли страшен для помыслов вожделения искусный монах?
Он говорил: как лев страшен для диких ослов, так страшен искусный монах для помыслов вожделения. (Авва Иперхий).
Стр. 282 (2).