СПАСЕНИЕ
Какое дело является самым первейшим и нужнейшим для каждого христианина?
Первейшее и самонужнейшее дело для каждого христианина есть стяжание вечного спасения. Нужны нам во время земного странствования нашего одежда, пища, питие, жилище и другие подобные потребности; но спасение нужнее всего: оно так нужно, что все временное в сравнении с ним – ничто. Все имеет тот, кто стяжал спасение; ничего не имеет тот, кто не стяжал спасения, хотя бы весь мир принадлежал ему. (Св. Тихон Воронежский).
Стр. 358 (3).
Кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? Спасение едино есть на потребу! Спасение есть та благая часть, яже не отымется от души, стяжавшей его! Все вещественное, что мы имеем, что ни приобретем во время земной жизни, все оставим в день смерти, оставим навсегда родственников, друзей, богатство, почести, оставим самое тело наше. Вечное спасение или вечная погибель, они одни пребудут нашим достоянием, пойдут с нами в вечность, там получат полное развитие, доставят нам или некончающееся блаженство или некончающееся бедствие. (Св. Тихон Воронежский).
Стр. 358 (4).
Главнейшим делом, главнейшими заботами для каждого христианина да будет дело спасения, заботы о снискании спасения. Занимающийся спасением своим из такого сердечного залога спасется, потому что всесильный Бог благодатию Своею поможет ему спастись. (Св. Тихон Воронежский).
Стр. 359 (5).
Как необходимо вести себя среди мира, чтобы вечное спасение было твоим главным делом?
Если хочешь, чтобы вечное спасение было твоим главным делом, будь посреди этого мира, как странник и пришлец. (Св. Тихон Воронежский).
Сгр. 361 (13).
Может ли спастись человек, если не стяжет веры в Бога, стремления к Нему, незлобия, смирения, целомудрия и других добродетелей?
Сказал некто из Отцов: Если человек не стяжет веры в Бога, постоянного стремления к Богу, если не стяжет незлобия, не воздающего злом за зло, если не стяжет подвижничества, смирения, целомудрия, человеколюбия, отречения от мира, кротости, долготерпения, чистой молитвы с болезнию сердца, истинной любви, незрящей вспять, терпения попускаемых скорбей, отвержения упования на свое добродетельное жительство, то не может спастись. (Авва Исаия).
Стр. 218 (495).
Как вести себя, чтобы обрести милосердие у Бога и наследовать спасение?
Некоторый брат спросил авву Антония, что делать мне, чтоб обрести милосердие у Бога? – Святой старец отвечал ему: «что скажу тебе, то сохраняй тщательно: где бы ты ни был, – имей Бога пред очами твоими, делай только то, на что имеешь свидетельство Писания, остерегись скоро оставлять место, в котором ты живешь, каково бы это место ни было». (Антоний Великий).
Стр. 35 (188).
Из ответа преподобного Антония видно, что Священное Писание издревле признавалось основным руководством для монашества. Только те советы и те наставления старцев принимались за правило жизни, которые были согласны со Священным Писанием.
Спросил некогда авва Памво авву Антония, как ему вести себя, чтобы наследовать спасение? – Блаженный старец отвечал: не доверяй своей праведности, искренно раскаивайся в преждесодеянных согрешениях; воздерживай язык, сердце и чрево. (Антоний Великий).
Стр. 35 (189).
Что должен делать тот, кто желает спасения?
Он говорил: Если желаешь спасения – делай все, что ведет к нему. (Преп. Исидор Пилусийский).
Стр.245 (5).
Каким должен быть человек в отношении к бесчестиям со стороны человека и чести, если хочет спастись?
Он сказал: Если хочешь спастись, то будь мертв, не принимая ни бесчестия человеческого, ни чести (т. е. не сочувствуя им и не трогаясь ими), подобно мертвым, и возможешь спастись. (Авва Макарий Великий).
Стр. 310 (3).