МОЛИТВА УМНАЯ
1. На чем основывается действие истинной умной молитвы?
Брат сказал авве Сисою: усматриваю, что память Божия (умная молитва) постоянно пребывает во мне. Старец сказал: это невелико, что ум твой постоянно направлен к Богу, велико то, когда кто увидит себя худшим всякой твари.
Стр. 351 (4).
Старец сказал так по той причине, что истинное действие умной молитвы всегда основано на глубочайшем смирении и проистекает из него. Всякое иное действие умной молитвы неправильно, к самообольщению и погибели.
2. Должно ли иноку останавливаться на первой ступени преуспеяния в умной молитве или же необходимо стремиться к большему преуспеянию?
Авва Лот, посетив авву Иосифа, сказал ему: отец мой! по силе моей я исполняю малое молитвенное правило, соблюдая умеренный пост, занимаюсь молитвою, поучением и безмолвием, стараюсь наблюдать чистоту, не принимая греховных помыслов, что надлежит еще мне делать? Старец встал и простер руки к небу: персты его соделались подобными десяти вожженным светильникам. Он сказал авве Лоту: если хочешь, будь весь, как огонь. Не возможешь соделаться монахом, если не будешь пламенеть весь, как огонь.
Стр. 302 (5).
Благодатное осенение умной молитвы, при котором инок начинает ощущать в себе веяние необыкновенной тишины, стяжавает опытное познание сердечного безмолвия, с особенным удобством отталкивает приближающиеся к нему греховные помыслы и ощущения, – есть первая степень преуспеяния в умной молитве. На ней не должно останавливаться подвижнику: должно, при помощи плача, стремиться к большему преуспеянию, которому нет предела. Умная молитва – жилище Небесного Царя: в этом дворце чертогам нет числа; за великолепными и обширными чертогами следуют другие, более великолепные и обширные чертоги.
3. Какие примеры преуспеяния в умной молитве, переходящие в состояние духовного видения, показали святые Отцы в своей жизни?
Авва Иоанн Колов был в великом преуспеянии умной молитвы и переходил от нея в состояние духовного видения. Однажды брат пришел к нему взять корзины. Он вышел к нему и сказал: брат! чего ты хочешь? Брат отвечал: Мне нужны корзины, авва. Старец вошел в келлию, чтоб вынести корзины, и, забыв о них, сидел. Брат опять постучался, и когда старец вышел, то напомнил ему о корзинах. Старец взошел в келлию и опять сидел, забыв о корзинах. Брат постучал в третий раз. Старец вышел к нему и говорит: чего хочешь ты, брат? Брат отвечал: корзин, авва. Старец взял его за руку, ввел в келлию, сказав: если тебе нужны корзины, – возьми и иди! мне недосуг.
Стр. 294 (42).
Однажды хозяин верблюдов пришел к авве Иоанну, чтоб взять его корзины и увезти их, куда следовало по назначению. Авва взошел в келлию, чтоб вынести ему корзины, и, взяв одну корзину, забылся, потому что ум его был восхищен к Богу. Хозяин верблюдов опять обеспокоил его, постучавшись в двери. Авва вышел к нему, но, возвратясь в келлию, опять забылся. Хозяин верблюдов постучался в третий раз. Авва вышел к нему и, возвращаясь в келлию, твердил: корзины – верблюд, корзины – верблюд.
Твердил он это, чтоб снова не забыться.
Стр. 295 (43).
Поведали о нем: От необыкновенного соединения с Богом умною молитвою, он не оставил ее и тогда, не поколебался, когда однажды диавол, приняв образ змея, обвился около его тела, пожирал его плоть и выкидывал ее ему на лицо. (Авва Иоанн Колов).
Стр. 295 (44).
Поведали о нем, что он однажды сшивал две корзины веревкою. Он уже сшил одну корзину, но приметил это только тогда, когда, работая, прикоснулся к стене, потому что ум его был в духовном видении, производимом благодатною умною молитвою. (Авва Иоанн Колов).
Стр. 289 (16).