митрополит Иоанн (Снычёв)
МОЛИТВА (УКЛОНЕНИЕ СЕРДЦА В МОЛИТВЕ)
Если во время умственной молитвы при молчании уст сердце уклоняется во что-либо злое, то должно ли считать это уклонение грехом или же рассеянностью, причиненною посторонними помыслами?
Опять сказал: Проводя жительство безмолвника и совершая молитвенное служение Богу умом при молчании уст, если увидишь, что сердце твое уклонится во что-либо не благоугодное Богу, то не сочти, что такое увлечение не грех, а только рассеянность, причиненная посторонними помыслами. Если такая рассеянность не грех, то и молитва твоя, совершаемая одним умом, не есть истинная молитва. Если же утверждаешь, что Бог приемлет молитву сердечную, совершаемую при молчании уст, то и повиновение злу, совершаемое одним сердцем, вменяется в грех человеку Богом. – Я просил объяснить мне это. Он сказал: не обретающий помощи во время брани не может иметь и сердечного мира. (Авва Исаия).
Стр. 148 (73).