преподобный Иаков (Поспелов)

(31.12.1817–16.01.1896)
преподобный Иаков (Поспелов)
преподобный Иаков (Поспелов)

Архимандрит, первый историк Кирилло-Белозерского монастыря, преподобный, местночтимый святой Тульской и Вологодской епархий

Биография

День памяти: 16(29) января

В миру Поспелов Василий Иванович, родился в 1818 году в селе Кадном Ефремовского округа Тульской губернии в многодетной семье приходского священника Иоанна Поспелова. Родной брат Михаила, буд. еп. Муромского Андрея (Поспелова).

В 1834 году поступил в Тульскую духовную семинарию. Поскольку семья жила бедно, семинарист не имел денег на книги и переписывал от руки все учебные курсы, на каникулы в родное село обыкновенно отправлялся пешком. Невзирая на стесненные обстоятельства, успешно окончил семинарию и в 1838 году поступил в Московскую духовную академию. Его преподавателями были архим. Филарет (Гумилевский), иером. Филофей (Успенский), иером. Платон (Фивейский), протоиереи Ф. А. Голубинский и А. В. Горский. В академии Поспелов увлекся русской историей, получил необходимые навыки архивной работы.

На последнем курсе академии, 6 апреля 1842 года пострижен в монашество с наречением имени Иаков митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым); 12 апреля рукоположен во иеродикона, а 29 июня - во иеромонаха. С самого начала монашеского пути, хотя он и находился вне стен монастыря, отец Иаков строго относился к исполнению монашеских обетов.

По окончании академии, в 1842 году был назначен преподавателем библейской истории Орловской духовной семинарии, а в 1845 году - инспектором Харьковской духовной семинарии, где занялся составлением учебных пособий по богословским дисциплинам. Были изданы проповеди отца Иакова для семинаристов.

30 июля 1849 года возведен в сан архимандрита, а в 1850 году назначен благочинным монастырей Харьковской епархии. Архиеп. Филарет (Гумилевский) рекомендовал о. Иакова как "человека строго монашеской жизни, очень исправного и благонадежного".

В 1852 году о. Иаков был назначен настоятелем церкви при русском посольстве в Риме. Накануне отъезда в Рим он испросил разрешение Святейшего Синода на постоянное ношение за границей монашеской одежды. Его назначение совпало с началом Крымской войны, и нелегкое служение усложнилось проявлением среди части итальянцев враждебного отношения к представителям России. Он не только строго исполнял устав и предписания Церкви, но требовал того же от других. Следствием возникающих по этому поводу конфликтов стало поданное им 1855 году прошение в об увольнении. Перед возвращением в Россию совершил поездку в Бари, чтобы поклониться мощам святителя Николая Чудотворца.

С 1855 года некоторое время жил в московском Новоспасском монастыре, затем был назначен настоятелем Зеленецкого Троицкого монастыря под Петербургом.

19 марта 1857 года назначен настоятелем Кирилло-Новоезерского монастыря.

Здесь о. Иаков организовал больницу, в которой на излечении находилось 10 монахов, а также получали необходимую помощь все приходившие богомольцы. С присущей ему принципиальностью новый настоятель взялся за установление монастырского порядка в жизни братии, основной недостаток которой видел в злоупотреблениях вином. Настоятель запретил белозерскому земскому исправнику и управляющему белозерской акцизно-откупной компанией размещать на Красном острове т. н. выставки, где торговали вином во время местных ярмарок, чем нажил себе немало недоброжелателей. Тогдашний благочинный белозерских монастырей кирилловский архим. Феофан вступился за "древний" обычай проводить ярмарки около обителей, он писал о. Иакову: "Вы отказом своим учиняете урон и казне и вверенному Вам монастырю". Отцу Иакову удалось только отодвинуть размещение "выставок" на пять верст от стен монастыря .

10 января 1866 года был назначен настоятелем Кирилло-Белозерского монастыря.

В преддверии 500-летнего юбилея древней обители под руководством о. Иакова начались ремонтные и реставрационные работы, перестраивались иконостасы, были систематизированы старый монастырский архив и библиотека. Но главное, к чему стремился настоятель, - это восстановить в обители дух истинного монашества. В первые дни первой и Страстной седмиц Великого поста ворота монастыря закрывались для мирян, настоятель вкушал лишь одну просфору в день. На протяжении многих лет о. Иаков добивался вывода с территории монастыря духовного училища и уездной тюрьмы, находившихся здесь с XVIII века. На строительство нового здания для училища он пожертвовал кирпичи и большую сумму денег. Он вел дневник, в котором записывал все нарушения устава, допущенные братией, а по ночам посещал кельи иноков, как это делали древние игумены. Неодобрительно относился к хождениям братии по кельям. "Не вернется монах в келью таким, каким он вышел из нее", - говорил он инокам. Сам никогда не употреблявший вина, о. Иаков строго запретил приносить его в обитель. При нем прекратились праздничные угощения с вином в кельях настоятеля, в трапезной - "водочные порции братии", за монастырские стены был выведен винный склад, сдававшийся в аренду (ранее размещался в башнях обители).

Архим. Иаков также был благочинным близлежащих монастырей. Сохранились документы, которые говорят о его активном участии в делах Нило-Сорской пустыни, Горицкого женского монастыря, Кирилло-Новоезерского монастыря и других. Он старался организовать их внутреннее устроение в соответствии с уставами преподобных Кирилла Белозерского и Нила Сорского, стремился утвердить строгость монашеской жизни и ввести общежительный устав.

Заботился о просвещении окрестного населения и занимался благотворительностью. В предисловии к книге "Пастырь по отношению к себе и пастве" он писал: "Поднятие нравственного и умственного уровня народа - вот та громадная задача, в решении которой наше духовенство по званию своему должно принять самое деятельное участие".

В 1880 году был избран почетным попечителем Кирилловского духовного училища. На собственные средства он содержал несколько учеников училища, обеспечивал деньгами тех, кто отправлялись учиться в духовную семинарию. Богомольцам в обители бесплатно раздавали книги.

За 30 лет настоятельства в Кирилло-Белозерском монастыре о. Иаков приобрел глубокое уважение и любовь местного населения, которое почитало его как подвижника благочестия.

В 1892 году, при учреждении Кирилловского викариатства Новгородской епархии он отказался от предложенного ему епископского сана и остался настоятелем монастыря. В том же году он был избран почетным членом Московской духовной академии "во уважение его 50-летнего ревностного служения церкви и духовному просвещению, совершаемому в духе древнего православия и строгого подвижничества".

12 января 1893 года в монастыре была торжественно открыта церковноприходская школа. Благословляя детей иконой прп. Кирилла Белозерского, архим. Иаков говорил: "Веру имейте, какую имел преподобный". За свой счет он приобретал для школы учебники и письменные принадлежности. Первое время ученикам выдавали бесплатно хлеб на завтрак, а в праздники - булки, впоследствии для учеников в городе устроили бесплатную столовую, на покупку провизии для которой настоятель тратил около 300 р. из личных сбережений. Ученики обеспечивались также обувью и одеждой. Следуя примеру настоятеля, братия монастыря приняла решение выделять из братских сумм 30-40 р. в месяц для раздачи нищим. Кирилловский архимандрит оплачивал лекарства, которые раздавали неимущим в монастырской аптеке. В быту он придерживался строгой нестяжательности. Иногда архимандриту, отдавшему все до последней копейки просителям, не на что было купить чаю, и он занимал его у своего келейника. После его кончины остались клобук, две рясы и шуба, "лишние" подрясник и рясу он сохранил как подарок еп. Можайского Тихона (Никанорова).

По благословению архим. Иакова на горе Мауре в окрестностях Кириллова была построена часовня в память о приходе прп. Кирилла в белозерские пределы.

Умер 16 января 1896 года во время чтения благодарственных молитв по Святом Причащении. Более 6 тысяч человек приехало на погребение, притом что общая численность населения г. Кириллова составляла 4 тысячи. Погребён за алтарем Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Через три года после его кончины почитатели установили на его могилу белый мраморный памятник.