Письма к бл. Анастасию, Патриарху Антиохийскому

Источник

Письмо I II III IV V

I 1

Письмо Вашего Блаженства было приятно для меня также, как для утружденного покой, для больного здоровье, для жаждущего источник, для палимого зноем тень. Мне казалось, что слова сего письма не были выражением языка телесного, а открывали духовную любовь так, что как бы сам дух говорил непосредственно. Но вот что очень тяжело было для меня: любовь Ваша заставила меня понести тягости земные, и Вы, прежде любившие меня духовно, возлюбив потом и временною любовью, до того склонили меня наложенным мне бременем к земле, что, совсем потеряв правоту сердца и остроту духовного зрения, я могу сказать не по духу только пророчества, а по собственному опыту: слячен есмь и смирихся до зела (Пс.118:107). Мне, потрясаемому многими волнами обстоятельств и смущаемому бурями мятежной жизни, прилично сказать и сии слова Давида: пpиидох во глубины морские, и буря потопи мя (Пс.68:3). И так мне бедствующему, Вы, стоящие на брегу добродетелей, прострите руку Вашего слова. А что Вы называете меня то устами Господними, то светильником, и утверждаете, будто и пользую многих, это обращается также в умножение моих беззаконий, когда я, заслуживая наказание за беззакония, вместо наказания приемлю похвалы. Не могу и изобразить словами, какие здесь теснят меня земные смущения: это можете заключать из самой краткости письма, в котором так мало говорю и к тому, кого более всех люблю. Кроме того извещаю Вас, что я употребил все возможные моления у светлейших Государей2, да позволят они Вам, по возвращении чести, прийти ко праху св. Верховного Апостола Петра, и жить здесь со мною, сколько угодно будет Богу. Тогда-то, если удостоюсь видеть Вас, мы взаимными беседами о вечном отечестве будем облегчать скорбь нашего странствования.

II3

Слова в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение! великая река, оставившая некогда иссохшие камни Антиохии, возвратилась наконец на свое логовище, и орошает близ лежащие долины, да приносит семена плод ово на тридесять, ово на шестьдесят и ово на сто. Теперь уже нет сомнения, что на сих долинах возрастают многие цветы душ и силою струй языка Вашего достигают зрелых плодов. За сие от всех членов наших, гласом сердца и устен, воздаем мы всемогущему Богу должную хвалу, и сорадуемся не только Вам, но в вашем Блаженстве и всем, кои Вам подчинены. Я получил письмо вселюбезной и вожделенной вашей Святости, покрытое, так сказать, еще потом труда. И мне известно, что после тех вершин покоя, на которых ты, рукою сердца, касался таинств небесных, очень тяжело переносить внешнее. Но вспомни, что ты на седалище Апостольском правительствуешь, и скорее укротишь скорбь; потому что ты стал для всех всем. В книге Царств, как это вполне известно вашей Святости, описывается некто, употреблявший обе руки, как десницу. И я не сомневаюсь, что эту способность имеет вселюбезный и святейший Анастасий, мой давний покровитель и господин; ибо когда земные дела обращает он к небесной пользе, то употребляет шуйцу как десницу, так что у него, и ревность о небесном совершает свое дело десницею, и попечение о временном, возводимое ко благу правды, с твердостью десницы действует шуйцею.

Все это, конечно, не может быть без тяжкого труда и неудовольствия. Но вспомним труды предшественников, и переносимое нами не будет тяжким. Ибо (говорят они) многими скорбми подобает нам внитц в царствие Божие (Деян.14:22); и по премногу и naчe силы отяготихомся, яко не надеятися нам и жити; но сами в себе осуждение смерти имехом, да не надеющеся будем на ся (2Кор.1:8, 9); недостойны однако страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас (Рим.8:18) Как же мы, немощные овцы, можем без труда проходить безводный путь настоящего века, когда на нем и овны4 терпели столь изнурительные труды?

Нельзя выразить ни пером ни языком, какие терплю я на сей земле скорби от мечей Лонгобардов, от беззакония судей, от необычайных и докучливых судебных дел, от надзора за подчиненными, и даже от тягости телесной. Говоря о сем и кратко, я опасаюсь, чтоб Ваша святейшая любовь, страдая от своих скорбей, не страдали еще более от моих. Но всемогущий Бог, по щедроте любви своей, и дух Вашего святейшего Блаженства да исполнит всякого утешения, и мне недостойному, по вашему ходатайству, дарует наконец успокоиться от бедствий, какие претерпеваю. Аминь, Благодать, (Gratia).5 Я полагаю эти слова, заимствуя их из ваших писаний, для того, да познает Блаженство ваше, что святой Игнатий не только ваш, но и наш. Ибо как верховный Апостол, его учитель, для нас общий; так и ученика сего Апостола никто из нас не почитает себе одному принадлежащим. Благословение ваше мы приняли с должным расположением духа, как дар благоухающий. И благодарим всемогущего Бога, что благовонны и дела ваши, и слово, и дары. Посему о жизни вашей опять скажем и скажем все: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!

III 6

Я получил от вселюбезного Блаженства Вашего письмо, источающее не слова, а слезы; ибо в нем увидел я облако, по свойству своему, летающее в высоте, но несущее некий мрак скорби, и в начале трудно было мне постигнуть, откуда и куда оно несется, потому что, по причине сказанного мрака, я не разумел вполне причин. Впрочем Вам, Святейшие, нужно всегда воспоминать, что Вы и делаете, слова проповедника языков: в последние дни настанут времена люта; будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, величавы, и прочее, что досказывать для меня излишний труд, а Вам слышать нет особенной нужды. Вот, Блаженство ваше, в святой старости, подвергается многим напастям; но пусть представит, чье седалище оно занимает. Не того ли, кому глас Истины рек: егда состареешися, ин тя пояшет, и ведет, аможе не хощеши? (Ин.21:18). При сем вспоминаю я, что Ваша Святость и от юности претерпевали многие бедствия. Да скажет же она с благим Царем7: размыслю о всех летах моих в горести души моей8. Конечно, многие, как Вы пишете, находят себе удовольствие от наших язв; но мы знаем Того, кто сказал: восплачетеся и возрыдаете Вы, а мир возрадуется; Вы же печальни будете, и тотчас присовокупил: но печаль Ваша в радость будет (Ин.16:20). А как мы уже терпим предсказанное, то нам остается ожидать и обетованного. Ибо те, о которых Вы говорите, что они увеличивают тяжесть, которую должны были облегчать, я уверен, принадлежат к числу тех, кои приходят в одежде овчей, внутрь же суть волцы хищницы. Но тем более должно терпеть их, что они гонять нас не только по злому умыслу, но и под видом благочестия. Что касается до того, что они одни хотят иметь паче прочих, чего непристойно было иметь и вместе с братьями, то это нас ни сколько не смущает: ибо мы уповаем на всемогущего Бога и уверены, что желающие чужого скоро лишаются и своего. Мы знаем Того, кто сказал: всяк возносяйся смирится (Лк.14:11). Писано также: прежде сокрушения предваряет досаждение (превозношение), (Притч.16:18).

В настоящие дни, нахожу я, восстают новые брани еретиков, о коих я писал уже вашему Блаженству, так что грозят упразднить и Пророков, и Евангелия, и все сказанное Отцами. Но в продолжение жизни вашей Святости, мы надеемся на милость нашего покровителя, уста, отверстые на твердость истины, скоро онемеют, и хотя устремляются острые мечи на камень, но сокрушенные им отражаются. Велика и то милость всемогущего Бога, что в отделившихся от учения святой Церкви нет единства; ибо всяко царство, раздельшееся на ся, не станет. Святая Церковь, когда терпит нападение от возражений еретических, всегда приобретает более тонкости в своем учении, так что явно исполняется то, что сказано против еретиков Богом чрез Псалмопевца: Разделишася от гнева лица Его, и приближися сердце его9 (Пс.54:21). Ибо когда они в своем нечестивом заблуждении разделяются, Бог приближает к Вам сердце, потому что наставленные обстоятельствами противными, мы точнее понимаем разум Его.

А какие терпим мы бедствия от мечей варварских и развращенных судей, о том боюсь и пересказывать вашему Блаженству, чтобы не увеличить стенаний того, кого я должен утешать. Во всем этом утешают меня заповеди нашего Вождя, который говорит: сия глаголах Вам да во мне мир имате. В мире скорбни будете (Ин.16:33). Помышляю и о том, что некоторым сказано: се есть вата година и область тeмная (Лк.22:53). И так как после сего долженствует быть область света у избранных, которым сказано: Вы есте свет мира (Мф.5:14) и о коих писано: и обладают ими правии заутра (Пс.48:15); то и не должно плакать от того, что терпим мы в настоящую годину и область темную.

Вселюбезная Святость Ваша изъявляет мне желание беседовать со мною, если б возможно было, без пера и бумаги, и скорбит, что нас разделяет почти целое расстояние Востока и Запада. Но я истину скажу, какую чувствую: дух ваш и на бумаге говорит мне без бумаги; ибо в слове вашей Святости слышан глас одной любви, и когда, по дару всемогущего Господа, нас соединяет союз любви, то место не разделяет нас. Для чего же ищете Вы крыльев голубицы посребренной, которые уже имеете? Крылья сии суть любовь к Богу и любовь к ближнему. Сими крыльями возносится святая Церковь; ими возвышается она над всем земным. Если б Ваша Святость не имела их, то не пришла бы ко мне с такою любовью посредством письма.

Прошу усерднее помолиться за немощь моего сердца, да всемогущий Бог, по вашему ходатайству, защитит дух мой от всех зол, да скорее избавит меня от стольких бурь настоящего времени и приведет к берегам покоя вечного.

Я получил все те обильнейшие благословения, какие препослал ко мне ты, муж Божий, нищий духом. О них говорите Вы: что даст бедный, как не то, что также бедно? Но если б Вы, по духу смирения, не были нищими, то благословения ваши не были бы обильны. Всемогущий Бог, под своим покровом, да сохранит Вас от всех зол, и, поскольку, жизнь Ваша для всех добрых весьма нужна, после многих еще лет да приведет Вас к радостям отечества небесного.

IV 10

Я получил писание твоего Братства, содержащее в себе правое исповедание веры, и много благодарил всемогущего Бога, который, и переменяя пастырей своего стада, веру, преданную однажды святым Отцам, сохраняет неизменною и после их. Превосходный проповедник говорит: основания иного никто нe мотет положити naчe лежащего, еже есть Иисус Христос (1Кор.3:11). Посему тот, кто с любовью к Богу и ближнему содержит твердую веру во Христе, положил у себя основание того же Иисуса Христа Сына Божия и человеческого. И должно надеятися, что где основание Христос, там последует и здание благих дел. Да и сама Истина говорит: не входяй дверми во двор овчий, но прелазя инуде, той тать есть и разбойник; а входяй дверми, пастырь есть овцам (Ин.10:1, 2). За тем вскоре присовокупляет: Аз есмь дверь (Ин.10:9). И так, тот входит дверью во двор овчий, кто входит чрез Христа. А входит чрез Христа тот, кто истинно разумеет о Нем, Творце и Искупителе рода человеческого, и соблюдает проповеданное; кто высоту правления приемлет в обязанность себе нести бремя, а не с желанием славы от преходящей почести. Такой бодрственно печется о вверенном ему овчем дворе, чтобы овец Божиих не терзали нечестивыми словами развратные люди, и не опустошали злые духи, увлекающие людей утехами пороков.

Памятно нам, что сказал блаженный (Патриарх) Иаков, долгое время служивший за жен своих: се двадесять лет аз есмь с тобою; овцы твои и козы твоя не быша без плода; овнов овец твоих не поядох; звероядины не принесох к тебе. Аз воздаях тебе от мене самого татбины денные и татбины нощные. Бых во дни жегом зноем и студению в нощи, и отхождаше сон от очию моею. (Быт.31:38–40). Если так трудится и бодрствует пасущий овец Лавана, то какого труда, какой бдительности требуется от того, кто пасет овец Божиих? Но во всем этом да наставит нас Тот, кто ради нас соделался человеком, кто благоволил соделаться тем, что сотворил; Он сам да вдохнет дух любви своей и в мою немощь, и в твое братолюбие, и да отверзет око сердца нашего для всякой заботливости и осмотрительности пастырской.

За то, что на священные должности производятся мужи правоверные, мы должны непрестанно воздавать благодарение всемогущему Богу, и всегда молиться о жизни Благочестивейшего и Христолюбивейшего (Christianissimi) Государя нашего Императора, за миролюбивейшую супругу его и кротчайших чад его, во дни которых умолкают уста еретические, ибо хотя сердца еретиков воскипают в безумии развращенного смысла, но во время Православного Императора не смеют обнаружить словом своих нечестивых умствований.

Сверх того, говоря о соблюдении святых Соборов, Братство твое исповедало, что ты соблюдаешь Святой Ефесский Собор первый. Но как из примечания на еретический кодекс, присланный мне из царского града, я узнал, что с еретическими и некоторые положения православные подвергнуты нареканию – оттого, что некоторые почитают первым Ефесским собором тот, бывший в Ефесе, который некогда, сказывают, составлен был еретиками, – то необходимо любви вашей истребовать этот Собор у святой Церкви Александрийской или Антиохийской, и таким образом найдется, каков он по самой истине. А если угодно, то и отсюда отправляем мы, что у нас хранится издревле в наших сокровищницах цам. (in scriniis). Ибо тот Собор, который составлен под видом первого Ефесского, некоторые положения, представленные ему, выдает за одобренные, хотя они не что иное, как умствования Целестия и Пелагия11. Поскольку же Целестий и Пелагий на Соборе Ефесском были осуждены, то как могли быть на нем приняты такие положения, которых виновники подвергались осуждению?

Дошло до нас, будто в церквах восточных вступают в священные должности не иначе, как за мзду и дары. Если Братство ваше это дознает за верное, то сию первую жертву да принесет всемогущему Богу, чтобы прекратить в подчиненных Вам Церквах эту ересь Симонии. Ибо (умалчиваю о прочем) какими могут быть в священном звании те, которые возводятся в него не по заслуге, а по дарам? Всемогущий Бог да сохраняет любовь твою благодатью небесною, и да даст тебе насладиться, от вверенных твоему попечению, плодом многочисленным и мерою преизбыточествующею – в радостях вечных.

V

Письмо твое, возлюбленный брат, исполненное слез вместо слов, получено. Я видел в нем облако, которое, как обыкновенно бывает, поднималось выше и выше, и носило какой-то мрак скорби; но я не мог вдруг совершенно разглядеть, откуда и куда неслось оно; потому что самый мрак препятствовал мне вполне узнать причину сей скорби. Впрочем, все это должно непрестанно приводить тебе на память слова учителя языков: в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды (2Тим.3:2), и сим подобные, которых мне перечислять трудно, а тебе знать нет нужды. В самом деле, в старости ты претерпеваешь множество бедствий; но помни, что ты преемник того, которому рекла Сама Истина: егда же состареешися, ин тя пояшет, и ведет, аможе не хощеши (Ин.21:18). Впрочем, что я говорю? Не претерпеваешь ли ты подобных бедствий от самой юности? Повтори же слова кроткого Царя (Езекии): в уничижении провел я все лета моей жизни по причине скорби души моей (Ис. 38с подлинника). Если и есть много таких, которые, по словам твоим, радуются, смотря на наши несчастия; то мы должны помнить слова, сказанные Спасителем: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете: но печаль ваша в радость превратится (Ин.16:20). Если теперь уже мы претерпеваем предсказанное; то должны ожидать, что исполнится и то, что обещено, я совершенно знаю, что бремя горестей наших увеличивают именно те, которые, по словам Спасителя, приходят в одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы (Мф. 7:15). Но они тем более должны быть терпимы, чем более преследуют нас как по злобе души своей, так и по своему образу мыслей о вере. Меня нимало не смущает то, что они одни только желают иметь то, чего бы им не следовало иметь, наравне с своими братьями. Я твердо надеюсь на Всемогущего Бога, что желающие чужого скоро потеряют и то, что имеют, я помню слова Спасителя: всяк возносяйся, смирится (Лк.14:15). По словам Писания, сердце возносится всегда пред погибелью. На сих днях, как я слышу, снова начинают преследовать нас Еретики, о которых прежде писал я к тебе. Они отвергают даже Пророков, Евангелие и все писания Отцев, доколе продолжится святая жизнь твоя, я вполне уверен, что, при твоем старании, уста, вооружающиеся против истины, скоро умолкнут, точно также как мечи, попадая на камень, скоро притупляются. Уже то одно должно почитать величайшим благодеянием Божиим, что отделившиеся от учения святой Церкви, не имеют никакого между собой согласия. Ибо всяко царство, само в себе разделяяся, запустеет (Лк.11:17). Святая Церковь получает гораздо больше твердости в своем учении, если истины онаго оспориваются Еретиками. На них явно исполняются слова Псалмопевца: разделишася от гнева лица Его, приближишася сердца их (Пс. 54:22). Ибо в то самое время, как они разделяются в своем неправом учении, к нам приближается сердце Божие. Наученные несчастиями, мы гораздо скорее постигаем смысл сего учения, я не буду упоминать тебе о том, сколько бедствий претерпевали мы от мечей варваров, от жестокости судей, чтобы не умножить той скорби, которую я утешением должен уменьшить. Впрочем, во всем этом утешают меня повеления нашего Господа, Который говорит: сия глаголах вам, да во мне мире имате: в мире скорбни будете (Ин.16:33). Я знаю, к кому относятся слова: теперь ваше время и власть тьмы (Лк.22:53). Если власть света явится после тьмы, потому что избранным сказано: вы есте свет мира (Мф.5:14): то мы не должны скорбеть, что, находясь во времени и в области тьмы, подвержены многим бедствиям. Тебе желательно, если бы только возможно было, беседовать со мною без пера и чернил, и очень жалеешь, что между Востоком и Западом большое расстояние. Но я думаю и надеюсь, что и на бумаге могу беседовать с тобою также, как и лично: ибо в письме твоем выражается одна только любовь, и если мы, по благодати Всемогущего Бога, соединены между собою ее узами, то пространство не разделяет нас нисколько. Зачем ты требуешь позлащенных крыльев голубицы, которые уже имеешь? Эти крылья – любовь к Богу и ближнему. На них возносится святая Церковь, на них-то все земное поднимается вверх. Если бы ты не имел их, ты никогда не писал бы ко мне с такой любовью. Я только прошу тебя более и болеe молиться о грехах моих, чтобы Всемогущий Бог, ходатайством твоим, сохранил душу мою от всякого зла, скорее избавил меня от несчастий, и привел ко брегу вечного успокоения. Я получил от тебя те богатые благословения, которые ты, по смирению духа, назвал скудными. Но если бы ты, по духу, не был нищ, то благословения твои никогда не были бы богаты. Всемогущий Бог да сохранит тебя Своим покровом от всякого зла, и, поскольку жизнь твоя необходима для поддержания всего доброго, да приведет тебя после долгих дней к радостям отечества небесного.

Палладию, пресвитеру горы синайской.

Получив письмо от тебя, возлюбленный брат, я старался расспросить обо всем сына моего, Симплиция, и узнал теперь, какому ты подвергался искушению. Впрочем, для тебя не нужно мое утешение, потому что Сама Истина говорит: аще господина дому веельзевула нарекоша, кольми паче домашния его (Мф.10:25); и в другом месте: аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы; якоже от мира несте, но Аз избрал вы от мира, сего ради ненавидит вас мир (Ин. 15:19), разумея под миром сердца плотские, преданные миру. Поскольку я вполне уверен, что все сие тебе совершенно известно, то весьма удивляюсь тому, что тебя огорчает злословие людей. Всегда должно вникать в смысл слов как тех, которые нас хвалят, так и тех, которые порицают, и ты должен скорбеть тогда, когда другие ничего не говорят о тебе доброго, и напротив должен радоваться, если в отзыве их о тебе нет ничего худого. Впрочем, какая польза, если люди нас хвалят, а совесть осуждает? И какое для нас несчастие, если все нас осуждают, а совесть оправдывает? Мы должны помнить слова Апостола Павла: похваление наше сие есть, свидетельство совести нашея (2Кор.1:12). Иов также говорит: се на небесех послух мой, свидетель же ми во вышних (Иов. 16:19). Если же у нас есть свидетель на небесах, и есть в сердце; то пусть безумные говорят о нас, что им угодно. Не тоже ли они злословием своим делают, что дуют на пыль, которая, поднимаясь падает им в глаза, так что там, где более злословие веет, тем менее и видят истину? Но мы должны прощать злословящим, спокойно увещевать их, и скоро всеми мерами удовлетворять, помня, что говорит о них Истина: да не соблазним их (Мат.17:27). Если же трудно будет удовлетворить их истиною, то ты найдешь утешение во святом Евангелии. Когда Спасителю было сказано: веси ли, яко Фарисеи, слышавше слово, соблазнишася? Он отвечал: оставите их: вожди суть слепи слепцем пел (Мф.15:12). Апостол Павел также увещевает: аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте (Рим.12:18). Намереваясь сказать чтобы мы со всеми имели мир, и зная что это очень трудно, он предварительно сказал: аще возможно. Впрочем, прибавив: еже от вас, тем самым показывает, что это возможно. Ибо если мы желаем сохранить любовь к ненавидящим нас; то, хотя они и не имеют мира с нами, мы, без всякого сомнения, имеем мир с ними. И так во всем, возлюбленный, храни сердце твое по словам Писания: всяцем хранением блюди твое сердце: от сих бо исходяща живота (Притч.4:23). Вот все, что я из любви мог кратко написать к тебе! Прошу тебя еще молиться обо мне; да сохранит меня Всемогущий Бог от злых духов и развращенных людей: поскольку в жизни пришельствия моего окружают меня многие несчастия, так что по справедливости я должен сказать с Псалмопевцем: на мне преидоша гневи Твои, устрашения Твоя возмутиша мя (Пс.87:17). Да сохранит нас в городах, и вас в пустыне, благодать небесная; ибо исконный враг рода человеческого во всех местах земли может искушать людей. Если в раю он погубил человека, то вне рая найдется ли место, куда не могли бы проникать его ухищрения? Но будем уповать на промысл Творца нашего и взывать к Нему из глубины сердца: буди ми в Бога защитителя и в место крепко спасти мя (Пс.70:3).

* * *

1

L. 1. ер 7 et L. V. ср. 39. Бл. Анастасий терпел заточение за свою твердость в православии. См. Чет. Мин. Апр. 20.

2

Разумеются Имп. Маврикий и сын его Феодосий, тогда уже венчанный.

3

Писано уже по возращении Бл. Анастасия из заточения, около 595 г.

4

Разумеются вожди стада, св. Апостолы.

5

Слова, взятые из посланий св. Игнатия Богоносца.

6

L. VIII. c 2.

7

Езекиею.

8

Ис.38:15, перевод Вульгаты.

9

Так в перен. латинском вместо: приближишася сердца их.

10

L. IX. ер 49. Полагают, что это письмо писано к Анастасию младшему, бывшему на Кафедре Антиохийской с 599 г.

11

Разумеется ложный Собор, бывший во время истинного собора Ефесского, составленный недоброжелателями св. Кирилла и благоприятствовавшими Несторию, этот ложный Собор был также в Ефессе.


Источник: Св. Григория Двоеслова, папы Римского, письма к бл. Анастасию, Патриарху Антиохийскому. // Воскресное чтение. 1849. № 28. С 301-303; № 30. С. 321-323; № 31. С. 229-230.

Комментарии для сайта Cackle