О Символе веры
2. История первых двух вселенских соборов, на которых составлен Символ веры
Первый вселенский собор. Главным поводом к созванию первого вселенского собора было появление и усиление лжеучения Ария, пресвитера александрийского. Сущность его лжеучения состояла в следующем: было время, когда Сына Божия не было; Сын Божий родился во времени, и потому не вечен; когда бы то ни было – только Он сотворен, как и прочие твари, как и всякий человек. Причисляя Сына Божия к совокупности разумных и неразумных тварей, Арий и его сообщники утверждали, что природа Сына изменчива и может воспринимать добро и зло. Как сотворенный во времени, Сын не свободен от условий ограниченности. Он не знает вполне сущности Отца. Таким образом первым пунктом в лжеучении Ариан, – пунктом, из которого они последовательно выводили все прочие, было учение о том, что Сын Божий сотворен и имеет начало Своего бытия. Понятно, такое богохульное учение взволновало не только церковь александрийскую, но и другие церкви. Против Ария и его сторонников вооружились православные епископы, и во главе их епископ Александрийский Александр. В церкви произошли волнения, слух о которых наконец достиг до императора Константина Великого. Желая восстановить мир в церкви, император сначала думал примирить враждующих частным образом. Но дело зашло так далеко, что его уже нельзя было остановить одними частными мерами и одним влиянием императора. Тогда Константин решился отдать это дело на суд всей вселенской церкви. По его указу епископы от всего христианского мира должны были к означенному дню собраться в Никею.
За несколько дней до торжественного открытия собора происходили частные совещания и рассуждения между православными, арианами и философами (Сокр. I, 8, Созом. I, 17). Множество священников и мирян принимали участие в прениях; одни стояли на стороне Ария, другие на стороне православных. На стороне последних особенным одобрением и уважением пользовались св. Афанасий, тогда еще архидиакон александрийский, впоследствии архиепископ, и пресвитер константинопольский Александр, после заступивший место своего престарелого епископа (Сокр. I, 8). Все эти частные прения были в некотором смысле частною подготовкою и черновою работою пред торжественным обсуждением и окончательным решением дела.
Наступил день (по Созомену воскресный), назначенный для разрешения недоумений споривших; все приглашенные на собор вступили во внутреннюю палату царского дворца, и расположились на приготовленных для них по обеим сторонам седалищах. Ожидали прибытия императора. Когда подан был знак, которым обыкновенно возвещалось прибытие царя, все встали; царь вошел и вступил в средину собрания; ему подставили богато украшенное кресло; он сел и дал знак садиться епископам. Затем, один из епископов, занимавший первое место с правой стороны, приветствовал царя краткою речью, и вознес за него благодарение Богу. В ответ на приветственную речь император изъявил радость, что видит вокруг себя собрание стольких пастырей, и убеждал их к единомыслию в вере.
После императорской речи должны были начаться общие совещания и рассуждения. Они начались, по свидетельству Евсевия, взаимными обвинениями и даже взаимными порицаниями: православные обвиняли в еретичестве ариан, ариане в том же обвиняли православных. Весьма деятельное участие в примирении споривших принимал сам император; он всех выслушивал, как замечает Евсевий, незлобиво; со вниманием принимал предложения и, разбирая в частности сказанное тою и другою стороною, мало-помалу примирял упорно состязавшихся. Несравненное большинство членов собора отвергло нечестивое учение Ария. Благодаря мудрой рассудительности ревнителей православия, – сеть арианского лжеучения оказалась проторгнутою отовсюду, все рассуждения арианские были изобличены, вседоказательства еретиков разрушены. Ариане, как изобличенные в богохульстве, были преданы анафеме, сам Арий и сообщники его присуждены к ссылке, а сочинения ариан были преданы огню; иметь у себя сочинения ариан было запрещено под страхом наказания. В предупреждение ересей, подобных Ариевой, отцы церкви изложили православное учение о Лице Сына Божия в особом Символе веры, который хранится православною церковью до сих пор. На непризнавших этого символа было изречено отлучение.
Собор назначен был на 20-е мая 325 года; но открытые заседания собственно начались с 19 июня, до этого же времени были заседания частные; 29 августа того же года заседания собора кончились. – Чтобы постановления собора известны были и тем, которые не присутствовали на нем, император отправил окружную грамоту во все города и кроме того особую грамоту к церкви александрийской – убеждал членов этой церкви оставить всякие разномыслия и единодушно исповедовать изложенную на соборе веру, ибо она есть ни что иное, «как мысль Божия, объявленная Духом Святым чрез согласие столь многих и столь великих архиереев» (собств. слова царя по Созомену 1, 25). Отцы собора с своей стороны разослали окружное послание к церквам, в котором кратко излагали все, что суждено и определено было св. собором. Так покончил собор свои великие деяния! (Четьи-Минеи 29 мая; см. «Душеп. чтение» 1870 года, март).
Второй вселенский собор. Приговором Никейского собора и указом императора Константина Великого Арий и единомышленники его отлучены были от общения церковного и сосланы в ссылку. Но вскоре, по смерти Константина, арианам удалось привлечь на свою сторону сына его Констанция, правителя восточной империи, и для православных настали тяжелые времена. Последующие правители (за исключением Иовиана 363, 364) также принимали сторону ариан и гнали православных. Вследствие всего этого арианство усиливалось и быстро распространялось на востоке. Но это самое торжество, какого достигло арианство особенно при Констанции (337–361) и Валенте (364– 378), послужило лишь ко внутреннему разложению этой системы лжеучения; арианство, как и всякая ложь, будучи несостоятельно само в себе, начало разделяться на различные отрасли, которые взаимно отрицали одна другую. Более опасным из всех порождений арианства, произведшим особенно беспокойные движения между верующими, было духоборство, главным представителем которого был Македоний, патриарх константинопольский. Он Духа Святого не признавал причастником божественных свойств и называл Его служителем, исполнителем и другими именами, приличными св. Ангелам, и вообще именовал Его тварию (Созом. IV, 27. Феодорит II, 6). Македоний не мало нашел последователей своему учению. Но наступило наконец время и торжественного объявления истины. На престол вступил благочестивый православный государь Феодосий Великий (379–395). Желая успокоить волнения в церкви и положить конец злу от всех этих лжеучений, он нашел полезным созвать вселенский собор и издал об этом указ (381 г.). В силу указа съехались на собор в Константинополь 150 отцов. Царь и епископы всячески старались привести последователей Македонии к общению и единомыслию с церковию. Но те не думали внимать голосу истины и, видя, что победа не на их стороне, оставили собрание. Тогда православные, не имея более средств привести еретиков к раскаянию, поразили их анафемой, и, для устранения на будущее. время различных мудрований о лицах Св. Троицы, отчасти подтвердили исповедание веры никейское, отчасти дополнили его новым членом о третьей Ипостаси Святой Троицы – Св. Духе, – исповедав «Духа Святого, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящего, со Отцом и Сыном споклоняема и сславима». Кроме того, на этом же соборе и прочие члены никео-цареградского символа, следующие после члена о Св. Духе, – во едину Святую, Соборную и Апостольскую церковь и т. д. до конца, – внесены в Символ веры. Это исповедание веры, дополненное и законченное на втором вселенском соборе, установлено св. церковию употреблять в христианских церквах навсегда.
Деяния отцов второго вселенского собора были утверждены императором27 (Христ. чт. 1869 г. январь; см. кн. «История свят. вселенск. соборов». В прилож. и книжкам Душеп. чт. за 1870 г., март и др. месяцы).
* * *
Примеч. Вот перечень седми вселенских и десяти поместных соборов, которыми руководится церковь, как правилами: Великие соборы: 1) Никейский первый, бывший в 325 году, в присутствия 318 отцов. 2) Константинопольский первый, бывший в 381 году, в присутствии 150 отцов. 3) Ефесский, бывший в 431 году, в присутствии 200 отцов. 4) Халкидонский, бывший в 451 году, в присутствии 630 отцов. 5) Константинопольский второй, бывший в 553 году, в присутствии 165 отцов. 6) Константинопольский третий, бывший в 680 году, в присутствии 170 отцов. К нему присоединяется Трульский, бывший в 691 году. 7) Никейский второй, бывший в 788 году, в присутствии 367 отцов. Поместные: Анкирский (бывший в 314 и 315 год.), Неокесарийский (в 315 г.), Карфагенский (в 318 г.), Гангрский (в 340 г.), Антиохийский (в 341 г.), Сардийский (в 347 г.), Лаодикийский (в 364 г.), Константинопольский (в 394 г.). Сии соборы, равно правила некоторых святых отцов указаны и одобрены шестым вселенским собором во втором правиле. К правилам осьми поместных соборов в девятом веке присоединены постановления Константинопольского, бывшего в 861 году, именуемого двукратным и правила собора 879 г., бывшего в Софийском храме.