О таинстве причащения
8. Догматические и нравственные выводы, вытекающие из учения о пресуществлении хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы
Так как в таинстве евхаристии хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Иисуса Христа, то:
а) По освящении хлеба и вина остаются уже не хлеб и вино, но истинное самое Тело и истинная самая Кровь Господня, под видом хлеба и вина (Посл. вост. патр. чл. 17).
б) В каждой раздробленной даже малейшей частице освященных хлеба и вина находится Тело Христово целое и нераздельное. Сия вера церкви выражается в чиноположении литургии, когда говорится: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый, никогда же иждиваемый, но причащающияся освящаяй».
в) Хотя таинство совершается в многочисленных местах мира, но, как изъясняются восточные патриархи, «не много бывает тел Христовых, а один и тот же Христос присутствует истинно и действительно, одно Тело Его и одна Кровь во всех отдельных церквах верных. Всегда у Господа одно тело, а не многие во многих местах: посему-то таинство сие по общему мнению есть самое чудесное, постигаемое одною верою, а не умствованиями человеческой мудрости» («Посл. о прав. вере», чл. 17).
г) Со времени освящения святые дары остаются истинным Телом и истиною Кровию Господа, принимают их или не принимают верующие, и потому освященные дары, сохраняемые, как для совершения преждеосвященной литургии во время четыредесятницы, так и для причащения больных, суть истинное Тело и истинная Кровь Иисуса Христа.
д) Святым тайнам должно воздавать Божественное поклонение; сие поклонение относится прямо к Самому Господу Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу, присутствующему в них («Прав. исп.», ч. 1, отв. 56, 107253.)
* * *
Примеч. Приведем здесь замечательное по превосходным сравнениям и неотразимой силе убедительности наставление св. Дмитрия Ростовского о пресуществлении Св. Таин. 1) Если кто изъявляет сомнение и неверие касательно Божественного таинства – как хлеб находящийся на трапезе, прелагается в тело, а вино в кровь Иисуса Христа, Сына Божия, и становится в священном служении истинным телом и кровию Его, то всякий православный христианин должен спросить его так: может ли Бог сделать больше человека и выше разума его? И когда скажет: может, – скажи ему: почему же Он не может дать нам своей плоти в пищу? Словом Господним небеса утвердишася (Псал. XXXII, 6): тем же словом Божиим пременяет Он хлеб и вино в тело и кровь Свою“. 2. „И если удивляешься тому, как тот же Христос – и на трапезе, и на небесах, то удивляйся и тому, как одно солнце, которое нас здесь освещает и согревает, в То же время светит и на небе и на земле, и на востоке и на западе, и во всех странах мира. Так и Христос – в то же время и на небе, и на земле – в Пречистых Тайнах, как один всемогущий и всесильный, и на небе истинно по естеству, а на земле властию Божества, совершает великие и преславные дела, непостижимо и несказанно превыше ума человеческого“. 3. «И опять, если удивляешься тому, как один Христос во многих частях подается верным равно целый, не меньший в одной части, и не больший в другой, – удивляйся же и тому, как один мой голос и у меня в устах и в ваших ушах есть один и тот же голос?» 4. «И если удивляешься, как тело не сокрушается в раздроблении Таин, когда раздробляется Агнец, и как во всякой части есть целый и совершенный Христос, – удивляйся и сему, как это, когда зеркало раздробится на малые части, то образ человеческий в нем не раздробляется, но во всякой части представляется целым, как я в полном зеркале». 5. «Если удивляешься тому, как Христос, часто снедаемый, не умаляется, но цел пребывает вовеки, – удивляйся и сему, как, зажегши одною свечою другие свечи, ты не уменьшаешь чрез это светлости первой свечи?» 6. «И если спросишь о том, как Христос, вшедши во внутрь нашего естества, не оскверняется и не заключается? – то и я спрошу: солнце, проходя над нечистыми меcтами, оскверняется ли чрез это или нет? – Знаю, что мудрый и верный не осмелится сказать: да! Тем более не оскверняется Христос, Свет всякой чистоты, и не заключается Сущий, Которого не могли удержать ни ад, ни гробные печати, ни двери во входе к ученикам, затворенные и твердо заключенные». 7. «И если удивляешься, как в такой малой части Таин – весь полный и целый Христос, то дивись и сему, как в таком малом зерне зрачка твоего вмещаются и их объемлются такие великие города? Но узнав сие, ты не испытывай неиспытуемого таинства, а с несомненною верою и сердечною любовию воздавай благодарение страшному и сильному и всемогущему Царю и Богу Вседержителю, и делами и умом, за неисповедимые дары Его». 8. «И опять в рассуждении тела Господня – право веруй с церковию о страшных Тайнах. Хотя телесными очами усматриваешь ты видимый хлеб и вино, но веруй крепко, без сомнения, тому, что существо их, наитием и действием Святого Духа и властию всемогущего слова Божия пременяется в тело и кровь Христову, так что ничего иного здесь не остается, а только самое истинное тело и кровь Господня, под видами пшеничного, квасного, новопеченного мягкого хлеба, и вина, выжитого из виноградных гроздов, т. е. ягод». (Твор. св. Дим. Ч. V, стр. 115).