Источник

Часть 19, Глава 17Часть 20, Глава 1

О таинстве причащения

18. Поучение по причащении Св. Таин

(Иннокентия Херсонского) Куда пошли из-за Тайной вечери апостолы? Они пошли с учителем и Господом своим в Гефсиманию, чтобы там бодрствовать и молиться, страдать и уповать. А куда пошел Иуда? Он пошел один, ко врагам Иисусовым, за слугами, чтобы взять и предать им своего Учителя и Господа. От одной и той же Божественной трапезы – какие два различных плода!.. Из одного и того же места – какие два противоположных пути!.. Куда привел путь апостолов? сначала в Гефсиманскую горницу, а потом – на небо... А путь Иудин? Он привел сначала в чертоги Каиафы, потом завел было несчастного на некоторое мгновение ко храму, но потом и скоро привел к погибельному древу, а с него – в ад!.. До того различна была участь первых причастников Тела и Крови Христовой!

От чего такое ужасное различие? – От благой и злой воли. Благая воля привела апостолов на небо; злая воля низвела во ад Иуду. И Петр падал, но восстал: то же было бы и с Иудою, если бы покаялся и сотворил плоды, достойные покаяния.

Идет ли кто ныне путем апостолов? Идет тот, кто причастившись Тела и Крови Христовой, почитает себя через то самое неразрывно и навсегда соединенным со Христом, а посему следует за Ним всюду, куда ни поведет Он, на Фавор, или в Гефсиманию; кто, принадлежа Спасителю своему всем существом своим, старается уподобляться Ему во всем, – мыслить так, как мыслил Он, говорить так, как говорил Он, стараться жить и умереть, как жил и окончил земную жизнь Он!

Не идет ли кто и ныне путем Иудиным? Идет – тот, кто, принимая Тело и Кровь Господа в евхаристии, принимает их без должной веры (как простой хлеб и вино), и почитает себя через то ничем необязанным своему Спасителю; кто в храме показует некое уважение к святыне и, когда говорят о грехах и измене закону, готов подобно Иуде спросить: не я ли, Господи? а за храмом явно поклоняется миру и его кумирам; продает бесстыдно веру и закон, стыд и совесть.

Таков и ныне путь апостолов и путь Иудин. Перед вами оба пути: и один какой либо избрать должно. «Иже несть со Мною, на Мя есть» (Лк. 11:23) сказал Сам Господь. Итак, с кем вы? с кем, – не здесь и теперь, – в храме; а там, где встретит вас искушение; где, может быть, надобно будет приять честь и богатства неправедные или идти на крест за правду?.. Но уже вы избрали, что должно: – каждый из вас сказал: «Я не дам Тебе лобзания Иудина!» Смотрите: не давайте же сего адского лобзания. Иначе оно будет некогда жечь уста и сердце ваши адским пламенем. Каждый из вас обещал исповедать Господа, подобно благоразумному разбойнику: смотрите исповедуйте же! В случаях к сему не будет недостатка, ибо мир и теперь тот же, что был прежде; весь во зле лежит и ко злу всех влечет. Стойте же мужественно против сего зла и в себе и в других. Не возвращайтесь на прежнее. Благоразумный разбойник, если бы ему досталось сойти с креста живым, без сомнения посвятил бы всю остальную жизнь Господу, и соделался бы ревностнейшим из учеников Его. Посвятим и мы все остальное время жизни нашей Ему же, Всеблагому, дабы в час смерти услышать от Него: «днесь со Мною будеши в раю" (Лк. 23:43)! Аминь (Из проп. Иннок. Херс.).


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle