Десятый член Символа веры
1. Учение церкви о таинствах вообще
Исповедую едино крещение во оставление грехов
Под именем таинств православно-христианской церкви разумеются такие священнодействия, в которых под видимыми знаками и образами сообщается человеку и действует на него Божественная благодать Св. Духа – особенная сила Божия, необходимые для спасения. Полнее понятие о таинстве изложено в символической книге нашей церкви, – «Православное исповедание» Петра Могилы (ч. 1, вопр. 99), именно: «Таинство есть священное действие, которое под видимым каким-либо образом душе верующего сообщает невидимую благодать Божию, будучи установлено Господом нашим, через Которого всякий из верующих получает Божественную благодать». Таинства – как говорят о сем между прочим восточные отцы, – «Не суть только знаки обетований Божиих, а суть орудия, которые необходимо действуют благодатию на приступающих к оным»230. («Посл. вост. патр. о прав. вере», чл. 15).
* * *
Примеч. Связь между христианскими таинствами. В церковном смысле под именем таинств разумеются такие священнодействия церкви, в которых под видимым, внешним действием или обрядом подается верующему невидимая благодать Божия. Таинства нигде в Св. Писании не исчисляются в совокупности, и число их не определяется; но в отдельности о каждом из них ясно говорится, и везде дается видеть и Божественное каждого установление и внешний знак, или обряд, я благодать Божию, сообщаемую при сем верующему. Таковых таинств православная церковь признает семь. На каждое из них есть ясные и прямые свидетельства и в Св. Писании, и у древних отцов и учителей церкви. Все они соответствуют главным нашим нуждам и потребностям в духовной нашей жизни. Как вообще жизнь получается чрез рождение, так и в духовную жизнь человек вступает чрез духовное рождение в крещении (Иоан. III, 3, 5 – 6). За рождением следует слабое и немощное детство, имеющее нужду в приращении и укреплении сил: так и христианину, рожденному духовно в крещении, нужны благодатные силы, возращающие, укрепляющие и утверждающие в духовной жизни, которые и подаются ему в миропомазании (1Иоан. II, 20, 27; 2Кор. I, 21 – 22). Для продолжения жизни естественной нужна пища и питие: так и в духовной жизни нужна духовная пища и духовное питие, которые и подаются в причащении (Иоан. VI, 48 – 58. Сн. Мф. XXVI, 26 – 28). Человек в настоящем поврежденном своем состоянии легко может впадать в разные погрешности, которые не могут не тяготит его совести, и ему нужно прощение в них от Бога: церковь и подает ему это в покаянии (Мф. 18, 18; Иоан. XX, 22 – 23; 1Иоан. I, 8 – 9). Человек, осужденный на изнурительные труды, при телесной своей немощи легко может подвергаться тяжким болезням и имеет здесь особенную нужду в помощи: церковь в елеосвящении подает ему исцелеше от болезней телесных чрез исцеление от духовных (Иак. V, 14 – 15). Как важно для общества и церкви состояние супружества, и как много между тем может предстоять здесь опасностей и искушений! Церковь, торжественно благословляя брак, испрашивает при этом брачущимся особенную благодать и помощь от Бога (Быт. I:27–28, II:23 – 24; Мф. XIX, 4–6; Ефес. V, 22 – 25, 31–32; 1Тим. IV, 3 – 5). Как важно, наконец, для церкви и для всего человечества состояние и служение священства, и как необходима особенная благодать и помощь Божия при великой важности и многотрудности обязанностей! И вот в таинстве священства сообщается и сему состоянию особенная благодать и помощь от Бога (Деян. XX, 28; Ефес. IV, 11 – 12; Деян. XIV, 23; 1Тим. 4, 14; 2Тим. I, 6. «Прав. испов.», отв. на вопр. 29. „Посл. вост. патр. о прав. вере“, чл. 15. „Простр. хр кат.“, чл. 10, м. Макар. «Руков. к изуч. хр. прав. богосл.», чл. 111. О Таин. 1869 г., § 134. Его же „Прав. догм. бог.“, т. IV и V о Таинст. ц. сн. Филар Черн. „Догм. бог.“, ч. 2. Сн. „Историко-догматич. изслед.“ А. Л. Катанского 1877 г.)