Источник

Часть 16, Глава 1Часть 16, Глава 3

Десятый член Символа веры

2. Изречения св. отцов и учителей церкви о том, что благодатная сила таинств не зависит от нравственного достоинства или недостоинства совершителей таинств

1. Св. Григорий Богослов говорить: «К очищению тебя всякий достоин веры, только бы был он из числа получивших на сие власть, не осужденных явно и не отчужденных от церкви. Не суди судей ты, требующий врачевания, не разбирай достоинства очищающих тебя, не делай выбора, смотря на родителей. Хотя один другого лучше, и ниже, но всякий выше тебя. Рассуди так: два перстня, золотой и железный, и на обоих вырезан один и тот же царский лик, и обоими сделаны печати на воске. Чем одна отлична от другой? – ничем. Распознай вещество на воске, если ты всех премудрее; скажи: который оттиск железного, и который золотого перстня? И от чего он одинаков? Ибо хотя вещество различно, но в начертании нет различия. Так и крестителем да будет у тебя всякий, ибо хотя бы один превосходил другого по жизни, но силы крещения равны, и одинаково может привести тебя к совершенству всякий, кто наставлен в той же вере» («Сл. на св. Крещ.», в «Тв. св. отц.», III, стр. 298 – 299).

2. Св. Иоанн Златоуст: «Случается, что миряне живут в благочестии, а священники в неправде, и потому через них не надлежало бы совершаться ни крещению, ни приношению тела Христова, если бы благодать искала везде только достойных. Но ныне Господь обыкновенно действует и через недостойных, и благодать крещения ни мало не оскорбляется жизнию священника. Говорю это, чтобы кто-либо, строго рассматривая жизнь священника, не стал соблазняться в рассуждении им совершаемого в таинствах. Ибо человек ничего не привносить от себя в предлагаемое, но все это есть дело силы Божией, и Бог-то освящает вас в таинствах» (iп 1 Соrinth. homil. VIII, n. 1).

3. Блаж. Августин: «Богу всегда принадлежит благодать, Богу и таинство, а человеку (совершителю таинства) одно служение. Если он хорош, то согласуется с Богом, действует с Богом; если – худ, то через него совершает Бог видимую форму таинства, а Сам дарует невидимую благодать» (Epist, аd Dоnаtistas, СV, n, 12). «Не думайте, будто от нравов людей и действий зависят божественные таинства: они святы от того, кому принадлежат» («Соntr. lib. Рitit.» II, 37).

4. Блаж. Феофилакт Болгарский: «Действует благодать и через недостойных, так что мы освящаемся и через недостойных иереев» («In Matth.» VII).

Для объяснения этих мыслей можно указать на то, что и через сухой, безжизненный канал может передаваться живительная влага, что доброе семя принесет свой плод, будет ли брошено в землю чистыми или нечистыми руками, что солнечный луч, протекая и нечистые среды, не делается от того нечистым (Сост. по «Прав.-догм. Богосл.» – Макария, 1853 г., т. V, стр, 59 – 61).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle