Источник

Часть 15, Глава 14Часть 15, Глава 16

Девятый член Символа веры

15. Изречение св. отцов и учителей церкви о том что благодать Божия не стесняет свободы человека

Св. отцы и учители церкви единогласно проповедовали, что человек свободно действует в избрании и совершении добрых дел и не стесняется Божиею благодатию. Укажем для примера на слова: а) св. Иустина: «Что мы произошли в начале, это не наше было дело; но чтобы мы последовали Ему (Богу), посредством разумных сил, коими Он одарил нас, избирая то, что Ему приятно, к сему Он убеждает нас и ведет к вере» (Ароlog. 1, п. 10, в «Хр. чт.» 1825, XVII, 2, 3); б) св. Иоанна Златоустого: «Бог не принуждает никого; но если Он хочет, а мы не хочем, то спасение наше невозможно, не потому, чтобы бессильно было хотение Его, но потому, что Он принуждать никого не хочет» (De nomin. mut. homil. III, п. 6. сн. in Joan., homil. X, n. 2, 3); в) Григория Богослова: «Человеческая воля не всегда следует, но весьма часто противоречит и противоборствует воле Божией» (Слов. о богосл. IV, в Тв. св. отц. III, 90); г) св. Макария Египетского: «Природа человеческая способна к принятию и добра и зла, божественной благодати и противной силы, но принуждена к тому быть не может» (Бесед. XV, п. 54). «Без согласия воли человеческой Сам Бог ничего не производит в человеке, хотя и мог бы, по причине свободы, которою одарен человек» (Беседа XXXVII, п. 10). «И от совершенных Господь требует воли души на служение Духу, так чтобы воля и благодать согласовались между собою; ибо говорит апостол: «Духа не угашайте»213 (1Сол. 5:19). (Слово о возвыш. ума, п. 16).

 

* * *

213

Примеч. Пелагиане, последователи британского монаха Пелагия, жившего в V в. по Р. Хр., отрицали необходимость благодати Божией для спасения человека, утверждая, что он может спастись одними естественными силами, и тем ниспровергли все дело искупления. Против еретика Пелагия со всей энергией восстал один из знаменитейших учителей церкви, блаженный Августин, и защищая православное учение о благодати, впал в крайность, – слишком преувеличил действие благодати Божией на человека. По его учению, все в человеке делает благодать, а сам человек есть лишь послушное, мертвое орудие благодати, – лишил, таким образом, человека возможности не только делать, но и желать добра. Учение Пелагия, как еретическое, осуждено на Карфогенском поместном соборе (118 г.), решение которого было подтверждено и 3-м вселенским собором (431 г.). На том же соборе было отвергнуто и учение Августина об отсутствии в человеке всякого свободного произволения, и о безусловном действии на него благодати Божией. Впоследствии, учение Августина получило на западе одностороннее развитие и повело к отрицанию значения добрых дел в деле спасения. (В лютеранском и особенно в реформатском вероисповеданиях).


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle