О разделении заповеди на две скрижали, или о любви к Богу и ближнему и о любви к самому себе, как вытекающей из того, что себя самого любить должно, как ближнего
Б. Праздники Православной церкви
1. День Рождества Пресвятой Богородицы
Пресвятая Дева Мария, Матерь Господа нашего И. Христа, родилась в уничиженном у иудеев галилейском городе Назарете, от праведных и целомудренных родителей Иоакима и Анны, имена которых сохранило предание. Епифаний (кипрский) говорит: «Иоаким значит приготовление для Господа, ибо от Иоакима приготовился храм Господень, т. е. Пресвятая Дева Мария; Анна – благодать, потому что Иоаким и Анна получили благодать чрез зачатие от них благословенной Девы». «По отце Дева Мария происходила от рода царского, – по матери от архиерейского, и таким образом Она венчана славою и честию; славою, – как от корня царского прозябшая, честию, – яко от архиерейского племени израстшая». («Четь-Мин.» 8-го сен.).
Дева Мария была единственная дочь Иоакима и Анны, рожденная ими в старости, по их усердным молитвам, по обетованию и благословению Божию. «Пресв. Дева, говорит блаженный Иероним, названа Мариею, ибо так назвал Ее ангел, предвозвестивший родителям о Ее рождении». (Нiеrоnym. De nativitate s. Маriae). «Мария или Мариам с еврейского языка, говорит св. Епифаний, значит Госпожа и надежда, ибо Она имела родить Господа, Который есть чаяние языков»117.
2. Введение пресвятой Девы Марии во храм
Пресвятая Дева введена была в храм в трехлетнем возрасте для того, чтобы воспитатися Господу. Ее благочестивые родители Иоаким и Анна, вводя Ее во храм, исполняли, вместе с тем, обет, данный ими во время бездетности. Сопровождали пресвятую Отроковицу, происходившую из царского рода, при шествии во храм, сверстницы и другие девы, во исполнение пророчества псалмопевца: приведутся царю девы вслед ее (Псал. ХLIV, 15), неся зажженные свечи. Св. церковь верует, что и горнего Иерусалима граждане, по выражению Четьих-Миней, именно святые ангелы с удивлением созерцали преславное введение пречистой Девы: ангели вхождение Пречистой видевше удивишася, поет она в 9 песни канона.
В храм иерусалимский, созданный Соломоном и после плена вавилонского возобновленный Зоровавелем, вели 15 ступеней; на каждой из этих ступеней воспевался один псалом священниками и левитами, входившими в храм для служения Богу. Праведные родители пренепорочной Отроковицы, дойдя до храма, поставили Ее на первой ступени, а Она Сама быстро поднялась, без всякой сторонней поддержки, по прочим ступеням и на верхней ступени остановилась. Укрепляла Ее невидимая Божия сила, показуя, сколь велика Она будет, когда придет в совершенный возраст.
Прияв пресвятую Деву от Ее благочестивых родителей, первосвященник Захария, которого богослужебные песни называют родителем Предтечи, по особенному откровению Божию, ввел Ее во Святое святых. Так называлось самое сокровенное и самое важное отделение храма иерусалимского, находившееся за второю завесою и заключавшее ковчег завета, в котором хранились золотой сосуд с манною, жезл Аарова процветший и скрижали завета. Входить в это отделение воспрещалось не только женщинам, но и священникам, и дозволялось лишь первосвященнику, и то однажды в год (Евр. IX, 4 – 7). Введение пренепорочной Девы во Святое святых означало дозволение Ей приходить для молитвы в это сокровеннейшее отделение храма.
Отличенная от других дев необыкновенным дозволением молиться во Святом святых, преблагоcловенная Отроковица во время жизни в храме процвела добродетелями, воссияла, как многосвещный светильник в доме Господнем, по выражению церковной песни. Пред избранная быть Материю Господа имела правилом – молиться с раннего утра до третьего часа по вcходе солнца, а от третьего часа до девятого заниматься ручным трудом; после девятого часа Она снова пребывала в молитве, доколе ангел Господень не являлся Ей и не приносил пищи. Из других дев, воспитывавшихся вместе с Нею в храме, даже более возрастных, не было ни одной более ревностной в изучении закона Божия и более исполненной смирения и других добродетелей; во всех беседах истина гласила Ее устами; она была искусна и в женских рукоделиях: по преданию, нешвенный хитон, служивший одеждою Господа Иисуса в день предания Его на смерть (Иоан. XIX, 23), был выткан руками пречистой Его Матери.
Таковы дивные обстоятельства введения пресвятой Девы в храм, за которым последовала блаженная жизнь Ее во храме! Поистине, это было предъизображение Божия благоволения к людям и провозвещение спасения их118. (Сост. по журналу «Радость христ. » 1891/2. 21 ноября, стр. 15 – 19).
3. День благовещения пресвятой Богородицы
Когда настало время Сыну Божию соделаться человеком, в целом мире не было святее и достойнее Девы Марии «бесплотного воплотити Бога и послужити таинству спасения нашего». Живя в обители храма иерусалимского до совершеннолетия и непрестанно упражняясь в богомыслии, молитве и чтении книг божественных, св. Дева, но сказанию отцов церкви, знала о приближавшемся времени пришествия обетованного Мессии не только из пророчеств, но и но непосредственному откровению от Бога, благоволившего предвозвестить Ее о воплощении от Нее Сына Божия еще во время пребывания Ее во храме иерусалимском («Чет.-Мин.» 25 марта). Незадолго до благовещения, по преданию около четырех месяцев, св. Дева обручена была праведному Иосифу, чтобы он был защитником и свидетелем Ее целомудрия и чтобы Ее священное девство не казалось осуждением брака. По обручении Она жила в доме Иосифа в галилейском городе Назарете.
В этот город, в дом Иосифа, ко св. Деве Марии, в шестой месяц по зачатии Иоанна Крестителя, послан был архангел Гавриил возвестить Ей тайну воплощения от Нея Бога Слова. «Радуйся благодатная: Господь с Тобою: благословенна Ты в женах!» приветствовал Ее небесный вестник – словами, которые церковь ныне ежедневно повторяет в молитве: «Богородице Дево, радуйся!»
Пред явлением архангела св. Дева пребывала в молчании, упражняясь в чтении писания и в богомыслии.
Она же, видевши архангела, смутися о словеси его, и помышляше, каково будет целование (приветствие) сие. И рече ангел ей: не бойся Мариам, обрела бо еси благодать у Бога, и се зачнеши во чреве и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус, Сей будет велий, и Сын Вышнего наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его: и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца. Како будет сие, идеже муока не знаю? спросила Дева. Дух Святый найдет на Тя, сказал архангел, и сила Вышнего осенит Тя: темже и раждаемое свято наречетя Сын Божий. И се Елисавет южика Тебя, и та зачат сына в старости своей: и се месяц шестой есть ей нарицаемой неплоды: яко не изнеможет у Бога всяк глагол. Се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему, отвечала архангелу смиренная и совершенно преданная в волю Божию Дева (Лук. 1, 26 – 38).
После благовещения Мария пошла к родственнице Своей, праведной Елисавете, и истина тайны благовещения открылась при свидании их. Когда, пришед в дом Захариин, благодатная Дева приветствовала Елисавету, благодать Св. Духа исполнила ее и ее младенца: во чреве Елисаветы взыгрался младенец радостию и исповедал воплотившегося Господа, а мать, исполнясь Духа Святого, в чувстве святейшего восторга назвала Марию благословенною в женах, матерью Господа, блаженною119 (Лук. I, 34 – 48). (Сост. по кн. «Дни богослуж.» прот. Дебольского, изд. 8, т. I, стр. 121 – 128).
4. День Рождества Христова
Пред рождением Спасителя мира римский император Август, во власти которого была и Иудея, дал повеление произвести в своей обширной империи всенародную перепись. Все подданные римской империи пошли вписываться каждый в свой отечественный город. Дева Мария и Иосиф жили в Назарете, городе галилейском. Но как оба они происходили из рода и дома Давидова, обитавшего в земле Иудовой, в Вифлееме, городе Давидовом, то сюда, на свою родину, пошли и они. По прибытии в Вифлеем, где стечение народа было многочисленное, св. пришельцы в своей земле, за неимением лучшего помещения, остановились в вертепе, и здесь-то исполнились предсказания пророков о рождестве Спасителя: се дева во чреве приимет и родит Сына; и нарекут имя ему Еммануил: еже есть сказаемо: с нами Бог (Ис. VII, 14. Мф. 1, 23): и ты Вифлееме, земле Иудова, ничимже менши еси во владыках Иудовых: из тебе бо изыдет Вождь, иже упасет люди Моя израиля (Мих. V, 2. Мф. 11, 6. Иоан. VII, 42): здесь-то, в бедном вертепе, Господь наш И. Христос родился от пречистой Девы Марии непостижимо и неизреченно, в царство римского кесаря Августа, в лето от сотворения мира 5508. «Повинуясь кесареву повелению, Христе, Ты вписался в число рабов, и нас рабов врага и греха сделал свободными». (См. богослуж. каноны на греческ., славян. и рус. язык., 1 канон на Р. X. песн. 5).
Безлетный Младенец, повитый пеленами, положен был в ясли, – в знамение глубокого уничижения, до которого ниспал человек грешник, имеющий крайнюю нужду в небесной помощи Богочеловека.
«В бессловесных яслях Тя полагает Дева, Божие Слово безначальное, мое бо разрешити бессловесие грядеши, еже подъях завистию змииною: пеленами же повитися, яко да рассторгнеши пленицы прегрешений моих». (В неделю пред Рождест. Христовым стихир. на Господи воззвах).
Но Божественная слава Богомладенца не утаилась в ночном мраке, в вертепе, в яслях и пеленах, – в сих первых образах Его смирения и уничижения. О рождении Спасителя тотчас узнали на земле: на поле близ вертепа, в коем родился Спаситель, находились вифлеемские пастухи, содержавшие ночную стражу у стада; им явился ангел и слава Господня осияла их.» Се благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, вещал им ангел, яко родися вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь. И се вам знамение: обрящете младенца повита, лежаща в яслех» (Лк. 11, 10 – 12). И внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, хвалящее Бога и взывающее: «слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». (Лк. 11, 13 – 14). Пастыри по отшествии от них ангелов на небо, поспешили в Вифлеем и нашли Марию, Иосифа и лежащего в яслях Младенца Господа и первые поклонились Ему. Возвестив Марии и Иосифу, что видели и слышали о Богомладенце, пастыри возвратились на место свое, славя и хваля Бога. А «Мариам соблюдаше вся глаголы сия, слагающи в сердцы своем» (Лук. 11, 19).
Между тем не одни поля вифлеемские огласились славою лежащего в яслях Младенца,"Иже сый сияние славы и образ ипостаси Бога (Евр. 1, 3), но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек» (Фил. 11, 7). Пред рождением Его явилась на востоке от Вифлеема чудесная звезда, или, как говорить св. Златоуст, «некая невидимая сила» (Беседа VI на Мф.), или, по мнению св. Димитрия Ростовского, ангельская («Ч.-М.» 25-го дек. о поклонении волхвов). Своим явлением она возвестила миру, что воссияла звезда от Иакова и восстал человек от Израиля пленить вся сыны Сифовы (Числ. XXIV, 17). Необычайная звезда привела с востока на поклонение новорожденному Царю иудейскому волхвов или мудрецов (Дан. 1, 20, V, 11), которые, падши пред Ним, поклонились и поднесли Ему дары – злато, ливан и смирну, – злато яко Царю, ливан яко Богу, смирну яко человеку смертну120. (В «Ч.-М.» 25-го дек., сказание о поклон. волхвов Григ. Богосл. сл. 33). (Сост. по кн. прот. Г. Дебольск.: «Дни богослужения», т. 1, стр. 22 – 42).
5. День Крещения Господня и Богоявления
До тридцатилетнего Своего возраста Богочеловек не начинал всенародной проповеди евангелия, потому что у иудеев ранее этого возраста не принимали звания учителя народного или священника. Когда настало для Него время спасительной проповеди: Иоанн Предтеча в 15-е лето владычества Тиверия по глаголу Божию предвозвещает во всей окрестности иорданской (Лк. III, 1 – 3), что приблизилось царство небесное и грядет чаемый Мессия; проповедует покаяние, необходимое для достойного вступления в царство Его к исповедующих грехи свои крестит в Иордане (Мф. III, 2). Крещение, давшее Иоанну наименование крестители, было, по словам Златоуста, только приготовлением к св. таинству, а не самым еще таинством (Беседа ХL на Деян. свят. апостолов). Желая освятить воды прикосновением к ним пречистого естества Своего и установит таинство крещения (по прологу в 6-й день января: «да водам освящения дар подаст и всякого человека на крещение приведет»), долженствовавшее служить дверию в новый вечный завет с Богом, Иисус Христос пред вступлением Своим в открытое всенародное служение спасению мира, пришел также на Иордан в Иоанну креститься. Предтеча никогда не видал Спасителя, но Бог открыл Крестителю, что это Мессия: тогда Иоанн в благоговейном изумлении возопил: «Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне?» – Остави ныне, отвечал Господь, тако бо подобает нам исполнити всякую правду (Матф. III, 14 – 16). Тогда Иоанн повинуется и крестит Господа в водах Иордана.
Как скоро Иисус Христос, крестившись, вышел из воды: над Ним отверзлись небеса и Иоанн увидел Духа Божия, Который сходил, как голубь, ниспускаясь на Него, и слышан был глас Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих (Матф. III, 17). Таким образом И. Христос, в день сошествия на Него Св. Духа, помазан по Своему человечеству паче причастник Своих (Евр. 1, 9. Деян. X. 37 – 38), и с этого времени Спасителю, как человеку, принадлежит имя Христос, предсказанное пророками121 (св. Симеона солунск. «разговор о св. священнодействиях и таинствах», § 11; сн. кн. прот. Г. Дебольского «Дни богослужения», т. I, изд. 8, стр. 53).
6. День сретения Господня
«Егда исполнишася дние очищения Ею по закону Моисееву, говорит св. ев. Лука о Богоматери и Богомладенце, вознесоста Его во Иерусалим, поставити Его пред Господен, якоже есть писано в законе Господни; яко всяк младенец мужеска полу, разверзаяй ложесна, свято Господени наречется, и еже дати жертву, по реченному в законе Господеви, два горличища или два птенца голубина». (Лук. 11, 22 – 24). За древнее искушение израильтян от рабства египетского, смертию первенцев египетских, погубленных рукою ангела, закон Господень требовал от евреев (Исх. XIII), чтобы всяк перворожденный их младенец мужского пола, как собственность Божия, приобретенная кровию чуждых первенцев, в 40 день по рождении своем был принесен во храм Божий, посвящен Господу и искуплен у Господа. Это было представление или посвящение младенца Богу. Божественный Законодатель как перворожден всей твари (Кол. 1, 15), яко первородный в избранных Божиих (Рим. VIII, 29) и яко первенец Девы Марии (Мат. 1, 25), исполнил закон Моиcеев о первенцах. Тот, Которому надлежало освятить и искупить всех людей, был Сам прежде посвящен Богу и искуплен! «Ветхий денми, давший древле на Синаи закон Моисею, днесь Младенец видится и закон исполняя в храм приносится». (Кондак праздн.).
Младенец Господь принесен был во храм иерусалимский Богоматерью и Иосифом в день, который есть сороковой по рождении Спасителя. По закону Моисееву (Лев. ХІІ), жене, родившей младенца мужского пола, воспрещено было входить в храм в продолжение 40 дней; это были дни очищения по закону. По окончании этого срока, мать новорожденного приходила в храм Божий для принесения жертвы Богу. В жертву приносили агнца и горлицу, или двух горлиц, если не в состоянии дать агнца. Дщерь Давида могла принести только последнего рода жертву! Хотя Мария, сделавшись Матерью Господа, освятилась рождением Его (Служб. в празд. Сретения) л, не переставая быть Девою, не имела нужды в очищении по закону общему, «яко нескверная, неблазная, нетленная и пречистая Дева», но по глубокому смирению подчинилась предписанию закона.
Тогда жил в Иерусалиме праведный и благочестивый старец Симеон, чая утехи Израилевы: и Дух бе Свят в нем. (Лук. II, 25). Ему обещано было, что он не умрет, не увидев Христа-Господня. По внушению Духа Божия, Симеон пришел в то время, когда родители принесли младенца Иисуса, чтобы поставити его пред Господом; принял Богомладенца на руки, почему и называется Богоприимец; благословил Бога и изрек пророчественную песнь о Спасителе.
«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицом всех людей: Свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля.» (Лук. II, 29 – 32). Иосиф и Матерь Божия дивились сказанному. Симеон благословил и их и продолжал пророчествовать о Младенце: «се лежит Сей на падение и на востание многим во Израили. И Тебе же Самой, (св. старец предрек Богоматери), душу пройдет оружие, яко от многих сердец откроются помышления». (Лук. 11, 33 – 36).
В храме была также 84-летняя вдовица Анна, яже не отхождаше от церкви, постом и молитвами служащи день и нощь: и та в той час приставши исповедашеся Господеви, и глаголаше о Младенце всем, чающим избавления в Иерусалиме (Лук. II. 36 – 38); почему и называется пророчицею. Так ясно и величественно открылось Божество в сорокодневном Младенце! Чаявшими утехи израилевой Он был узнан и прославлен, как Христос, Спаситель мира и Господь. Симеон, благословляя Бога, сказал: «яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей.» Жизнь праведника, по воле Божией, как сказывает предание, долее обыкновенного продлилась, дабы он, своими очами узрев Младенца-Спасителя мира, с миром отошел от жизни настоящей122. (Сост. по кн. прот. Г. Дебольского: «Дни богослужения» т. И, изд. 8, стр. 47 – 52).
7. День преображения Господня
Хотя ученики Господа нашего И. Христа всем сердцем веровали Его учению, но они не могли уразуметь, как Он, Сын Божий, может пострадать и умереть. Им казалось это невозможным, и они крайне смущались при мысли о Его страданиях. Для того, чтобы они с одной стороны не ослабели в своей вере, когда придет это страшное время, с другой, чтобы сделать для них наглядною ту истину, что последователи Его, для сохранении веры в Него и для спасения душ своих, должны быть готовы все претерпеть (Мф. XVI, 24 – 26), и ожидать себе славы не на земле, но на небе, Господь благоволил показать Свою божественную славу трем избранным ученикам Своим. Чтобы явить эту небесную духовную славу ученикам Своим, которая последует за временными страданиями (Мф. V. 11), Господь в 33 лето Своей земной жизни, в последний год Своей проповеди евангелия, чрез 6 дней после беседы о Своих страданиях, смерти, воскресении и обязанностях последователей Своих, преобразился. Для сего Господь взошел на высокую галилейскую гору (она имеет отвесно высоты до 500 саж.) – Фавор, в сопровождении трех учеников Своих – Петра, Иакова и Иоанна, которые, как говорит церковь (см. первую стихиру на «Господи воззвах» в день преображения), хотели делить с Господом Его страдания и смерть (Мф. XX, 22. Лк. XXII, 33), и коих число было достаточно для законного засвидетельствования истины преображения (2Кор. XIII, 1). «Господь вземлет троих, говорит св. Ефрем Сирин, достаточных по закону свидетелей преображения Своего, которые по духу представляли в лице своем и всех прочих. Но поскольку будущий предатель – Иуда был недостоин Божественного лицезрения и страшного видения, то Господь оставляет с ним прочих, чтобы не имел он никакого извинения впоследствии». (В беседе на день преображения). На горе при видимом отрешении от земного и при невозмущаемом безмолвии Господь молится Отцу светов (Иак. I, 17) и во время молитвы слава Божества Его открылась, сколько могли вместить ее ученики Его: лице Господа просияло как солнце, одежды сделались беды как снег, изображая славу, в которую праведники облекутся и телесно по всеобщем воскресении мертвых; на горе явились во славе свидетели преображения Господня и из иного мира – Моисей и Илия, по гласу церкви, начальники закона и пророков (Канон. предпраздн. песнь 6), некогда удостоенные видения Божественной славы Господа, – один на Синае, другой на Хориве, своим явлением на Фаворе свидетельствуя, что Христос есть Бог, глаголавый древле законом и пророки; есть творец и исполнитель закона и пророков («самогласен» предпразднства, и стихиры на «Господи воззвах» и на литии 6 авг.), и обладает землею, небом и преисподнею; как Владыке неба и Царю земли и Господу преисподних во время преображения – предстали Христу с земли апостолы, с неба Илия фесвитявин, а из мертвых Моисей (Стихир. на «Господи воззвах» 6 авг., и канона песнь 8, по переводу на рус. язык). Моисей и Илия беседовали с Сыном Божиим о исходе Его, его же хотяше скончати в Иерусалиме (Лк. IX, 31), т. е. о кончине Богочеловека на кресте.
Намерение И. Христа – показать ученикам Своим горнюю божественную славу Свою, оправдалось совершенно: небесная слава Богочеловека столько восхитила их, что они желали всегда созерцать ее, пребывая на горе. «Наставниче, говорит ап. Петр Господу, добро есть нам зде быти: и сотворим сени три, едину Тебе, и едину Моисеови, и едину Илии». При сих словах светлый облак осенил их и был слышен глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте». Во время гласа устрашенные ученики, не могши взирать на сияние лица Господа, как сильнейшее человеческого зрения, пали на землю. Иисус Христос, приступив, прикоснулся к ним и сказал: «восстаните, и не бойтеся». Возведши очи свои, они никого не видели, кроме Господа123 (Мф. XVII, 1 – 9; Лк. IX, 18 – 36). (Сост. по кн. прот. Г. Дебольского: «Дни богослужения, т. 1, стр. 67 – 73 и др. источн.).
8. Вход Господа в Иерусалим
После воскрешения Лазаря второе событие при последнем путешествии Иисуса Христа на пасху, прославившее Господа и предварившее Его страдания и смерть, был царский вход Господа в Иерусалим. Этот вход называется царским, согласно с пророчествами и евангелием, где грядущий в Иерусалим И. Христос называется царем: «се царь грядет к тебе кроток» (Захар. IX, 9. Мат. XXI, 5), и вход Его был истинно царский. И пред входом и при самом входе Своем И. Христос являет, что Ему совершенно известно то, что предстоит Ему в Иерусалиме, и что шествие Его сюда на страдания и смерть добровольны. Пред входом и особенно при самом входе И. Христа в Иерусалим Спасителю оказывается всеобщее почти служение и преданность, яко Царю и Господу. За шесть дней до пасхи Господь приходит в Вифанию и возлежит на вечери в дому Лазаря, на которой между прочими находился сам Лазарь. Марфа служила И. Христу, а Мария показала главу и ноги Его нардовою мастию. Иуда искариотский жалел о сей трате, благовидностию попечения о нищих прикрывая свои намерения татя; но И. Христос, добровольно шедший на смерть, предрек, что это действие Марии есть приготовление Его к погребению. В следующее после вечери утро (в день настоящего вербного воскресения), Господь совершает торжественный царский вход Свой в Иерусалим (Иоан. XII, 1 – 18). Приблизившись к горе елеонской, И. Христос повелевает двум ученикам Своим итти в селение и привести оттуда осля и жребя, и «аще кто вам речет: почто отрешаета их?» отвечать: «Господь требует». Равно и владелец, совершенно покорный велению Его, беспрекословно дозволяет ученикам исполнять волю Господа. Затем следует покорное служение Господу осляти и жребяти, на неже никто от человек вседе». Далее добровольное и царское шествие Господа представляется в полном царском величии: «множайшие народи постилаху ризы своя по пути: друзии же резаху ветви от древ и постилаху по пути; народи же предходящии Ему и вследствующии зваху, глаголюще: осанна сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне. Царь Израилев, осанна в вышних! Господь входит в Иерусалиме в церковь и здесь Его царская власть является в безропотной покорности Ему продающих и купующих, кои по воле Его тотчас удаляются из храма. Царский вход И. Христа запечатлевается всемогущею Его властию над законами природы: «приступиша к нему хромии и слепии в церкви и исцели их». Так все повиновалось и служило И. Христу при последнем Его входе в Иерусалим, как своему Творцу, Господу и Царю. Одни книжники среди общего торжества Сына Давидова, видя Его Божественные чудеса, «негодоваша124 (Мат. XXI, 15), яко мир по нем идет» (Иоан. XII, 19). (Сост. по кн. прот. Г. Дебольского: «Дни богослуж.» т. I, изд. 8, стр. 119 – 126).
9. Пасха, или праздник воскресения Христова
I. Событие воскресения Христова. В глубокое утро третьего дня по смерти Христовой, или в первый день недели, по восходе зари, но до полного еще рассвета (Матф. ХХVІII, 1. Мар. XVI, 2. Лук. XXIV, 1, 22. Иоан. XX, 1). произошло великое землетрясение; ангел Господень, сшедший с небес, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем. «Зрак ангела был яко молния и одеяние его было яко снег. От страха сотрясошася стрегущии, и быша яко мертви» и рассеялись (Матф. ХХVIII, 2, 4, 11). Так Господь расторг врата адовы и Своим божественным всемогуществом воскресил Свое человечество и положил основание нашему блаженному воскресению!
Своими многократными явлениями по воскресении Своем в продолжение 40 дней Господь засвидетельствовал истину Своего воскресения из мертвых: «постави Себе жива во мнозех истинных знамениях» (Деян. 1, 3) – пред апостолами, иже, как сами о себе говорят они, с Ним ядохом и пихом, по воскресении Его из мертвых (Деян. X, 41): «денми четыредесятми являяся им» (Деян. 1, 3). «Потому и вкушал Господь пищу с апостолами, говорит св. Иоанн Златоуст, чтобы они не почли явления Его за призрак». (В беседе 76 на евангелие от Иоанна, 3).
II. Величие и торжвственность праздника Пасхи. Праздник пасхи есть высочайший, радостнейший и торжественнейший из всех христианских праздников, – праздников праздник и торжество торжеств. Великая радость воскресения Христова или пасхи предызображена была прообразовательною пасхою ветхозаветною. Для празднования ее, как важнейшего события, установлен был и повый священный год, и месяц пасхальный началом месяцев, «И будет вам день сей в память; и празднуйте той праздник Господу во вся роды ваша: законно вечно празднуйте его (Исх. XII, 1 – 28). И возвеселишися пред Господом Богом твоим ты и сын твой, и дщерь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, иже во градех твоих, и пришлец, и сироты, и вдова, яже в вас. И помянеши, яко раб быле еси ты в земли египетстей» (Втор. XVI, 11 – 12).
Новозаветная пасха, как время славы и торжества, предсказана была пророками (Псал. XV, 10. Ос. VІ, З. ХIII, 14) и Самим Спасителем (Марк. ИX, 9), и великою радостию для верующих сопровождались все явления им воскресшего Господа. «Вы печаль имате ныне, говорит Иисус Христос апостолам пред Своими страданиями и смертию: паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возьмет от вас» (Иоан. XV, 22). Жены мироносицы, услышавши от ангела о воскресении Господа, «с радостию велиею текли возвестит об этом апостолам. И се Иисус срете я, глаголя: радуйтеся» (Мат. ХХVІII, 8 – 9). Равно «возрадовашася и ученицы, видевше Господа воскресшего» (Иоан. XX, 20). И как не исполняться верующим, в Него высокою радостию при мысли о воскресении Христовом, коим Спаситель во всей силе открылся Сыном Божиим (Рим. 1, 4) и запечатлел искупление рода человеческого (Рим. IV, 26), утвердив нашу веру и положив основание нашему блаженному воскресению! «Аще Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша» (1Кор. XV, 14), говорит ап. Павел; и он же в друтом месте глаголет: «воздвигий Христа из мертвых, оживотворит и мертвенная телеса ваша живущим Духом его в вас»125 (Рим. VIII, 11).
10. Вознесение Господа нашего Иисуса Христа на небо
Наступил сороковой день по воскресения Господа. Апостолы собрались в Иерусалим; приближалось время исполнения обетований, данных ученикам Господом накануне дня страданий и смерти (Иоан. 14, 16. 17. 26. 16, 26); апостолы, прежде исшествия на всемирную Проповедь, должны были принять совершительное действие Святого Духа – Утешителя. В явлении этого Божественного Утешителя они могли найти для себя замену своего Учителя (14, 26), утешение в разлуке с Ним (16, 7), освящение на великое служение церкви (Еф. 4, 11 – 13), окончательное просвещение Богооткровенною истиною (Иоан. 16, 26), и наконец ту силу свыше (Лук. 24, 49), которая была необходима для предоления всех трудностей и препятствий, предстоявших им в деде проповеди. Господь повелел им «от Иерусалима не отлучатися, но ждати обетования Отца, еше слышасте от Мене. И се Аз послю обетование Отца Моего на вы, вы же седите во граде Иерусалимсте, Дóндеже облечетеся силою свыше. Яко Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым не по инозех сих днех».
Господь сказал все, что было нужно для утешения учеников в предстоящей разлуке с ними. Но к утешительным словам Он присоединил не менее утешительное действие, наглядно, ощутительно для очей их показавшее, что отшествие Его от них есть славное восхождение к Отцу небесному, возвещенное апостолам еще в самый день воскресения (Иоан. 20, 17) . Без сомнения, по выражению св. Иоанна Златоустого, «Он мог вознестись невидимо, но как свидетелями Своего воскресения Он имел очевидцев апостолов, то сделал их же очевидцами и Своего вознесения» (Бес. на разн. места св. Писания, перев. при Спб. дух. акад. Спб. 1862 г., т. 2, стр. 278, 279), для того, чтобы еще более утвердить их веру.
После беседы се учениками Господь вывел апостолов из Иерусалима на гору Елеонскую, до Вифании, и, подняв руки Свои, благословил их тем благословением, которое мог преподать Сам Искупитель; оно почило не на одних апостолах, но перешло на преемников их, действовало и будет действовать и во всех верующих – в роды родов, до скончании века. И когда благословлял их, поднялся в глазах их, стал отдаляться от них и возноситься на небо, «не при помощи кого-нибудь, ведшего Его, но, по замечанию св. Иоанна Златоустого, Сам шел этим путем». (Св. И. Злат. Бес. на псалмы, перев. при Спб. дух. акад. Спб. 1860 г., т. I, стр. 381). Он восходил выше и выше, и облако скрыло Его из вида их. Этот новый образ отшествия, когда Господь не просто удалился или сделался невидимым, а восходя превыше облаков, престал быть видим по причине безмерной высоты, показался свидетелям вознесения необычайным. Они поклонились возносившемуся Господу – и не могли отвести очей от чудного зрелиша. Здесь же присутствовала и пресвятая Дева – Богоматерь, Которую церковные песнопения представляют свидетельницею вознесения Господня: как Мать, Она во время страданий Сына болезновала более всех, а теперь Ей более всех «подобало, при виде славы плоти Его, насладиться преимущественно радостию». (Служб. вознес. веч. стихир. на лит. слава). Взирая вместе с апостолами на восходящего на небо Сына и Господа Своего и постигая совершение всего чудного, что хранилось в сердце Ее о Сыне Ее (Лук. 2, 19. 51), Она «возвеличила» Его. (Служб. вознес. утр. кан. п. 9, слава веч. стихир. на стиховне 2) не только любовию, но и верою в Божество Его.
Это отшествие Господа на небо было, само по себе, вожделенным и радостным окончанием земного дела Его. Но – какое лишение должно было ощутить св. общество присных Христу, и в себе, и вокруг себя, по удалении на небо Учителя! В утешение их Господь послал к ним Своих небесных вестников с новою вестию. Когда они смотрели на небо, вдруг предстали им два мужа в белой одежде, которые, пробудив их от бездейственного изумления, изъяснили, что отшествие Господа есть видимое сокрытие Его до предопределенного дня и часа (Мф. 24, 36): «мужие галилейстии, что стоите зряще на небо? Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо», – приидет так же «нечаянно в непредвиденно», так же «явно и торжественно» (объяснение Филарета митр. москов. сочин. его. М. 1874 г., т. 2, стр. 165. 167), так же «на облаке и с телом» (Св. I. Злат. Бесед. на Деян. апост., перев. пр. с.-петербургск. дух. акад. 1856 г., ч. I, стр. 42).
Божественный Искупитель, совершив ваше искупление в состоянии крайнего самоуничижения (Фил. 2, 7, 8), восшел в превечную славу Свою с прославленным человечеством. (Иоан. 17, 5. Лук. 24, 26), восшел превыше всех небес (ЕФ. 4, 10), превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имене именуемого не точию в веце сем, но и во грядущем (1, 21), и вместе с тем, по выражению церковных песнопений, «падшее естество наше, взяв на рамо, таинственно вознес превыше ангелов, всякого начала и власти, привел к Отцу Своему и почтил соседением с Ним» (Служб. вознесения, вел. веч. стихир. на Госп. воззв. слава, на литии стихир. 5 утр. седал. 1 кан. п. 7, троп. 2 и 4, п. 8, троп. 3, п. 9, троп. 3). Св. евангелист Марк, как бы проникая взором в самое небо вслед за восходящим Господом, говорит, что Он, по вознесении, седе одесную Бога (16, 19).
Это седение одесную Бога Отца, по согласному толкованию св. отцов, означает «равночестность с Отцем», которую «Сын Божий, как Бог и единосущный Отцу, имеет прежде веков, и в которой, воплотившись в последние времена, восседит и телесно, по прославление плоти Его» (Толкование св. Иоан. Дамаскина. Точн. излож. прав. веры. М. 1844 г., стр. 223. См. также изъясн. св. Васил. В. (тв. св. отц. М. 1846 г., т. 7, стр. 56. 250), св. Иоанна Злат. (Бесед. на посл. в евр. перев. при спб. дух. ак. Спб. 1859 г., стр. 35); св. Афанасия александр. в тв. св. отц. М. 1863 г., т. 21, стр. 404).
Таково славное недомыслимое для самих небесных сил (1Петр. 1, 12), заключение спасительной жизни на земле Господа нашего И. Христа.
Свидетели вознесения Господня, утешенные обетованием скорого сошествия Святого Духа и видением Божественной славы своего Учителя, возвратились в Иерусалим с великою радостию126. (Извлеч. в сокращ. из «Евангельской истории о Боге-Слове», прот. П. Матвеевского. Спб. 1890 г., стр. 798 – 802).
11. Праздник пятидесятницы или сошествие Св. Духа на апостолов
Св. Дух сошел на апостолов в десятый день по вознесении Господнем. Это был день иудейского праздника пятидесятницы. Для апостолов день этот был вдвойне священный, потому что был воскресный. С раннего утра они собрались в месте для молитвы. Здесь была и Пресвятая Матерь Божия и другие верующие. Всех верующих было около 120 человек.
В девятом часу утра (по еврейскому счету в 3-м часу) послышался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра и наполнил весь дом, где находились апостолы. Вдруг явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них и все они исполнились Святого Духа, и всенародно стали проповедовать о величии Божием на разных языках.
Невозможно изобразить, какую перемену произвело сошествие Св. Духа в сердцах апостолов: свет истины воссиял в самой глубине сердец их, и они вспомнили все слова Господа Иисуса Христа и уразумели их во всей их полности и глубине; в то же самое время они приобрели все силы, необходимые как для собственного их спасения, так и для распространения евангелия по всему миру; вдруг из простых мытарей и рыбарей сделались просвещеннейшим учителями вселенной и стали говорит на разных языках, никогда не учившись им прежде; вместе с духовным просветлением они приобрели бодрость и мужество идти с проповедию к народам, правителям и царям, и сделались готовыми положит за Господа самую жизнь свою.
Между тем по случаю шума, происшедшего с неба над домом, где были апостолы, много иудеев собралось к ним и стали дивиться, что апостолы говорят на разных языках. Но св. апостол Петр объяснил собравшимся, что это произошло оттого, что они получили Духа Святого, Которого им обещал от Бога Отца Тот самый Иисус, Которого распяли и Который есть истинный Спаситель мира. «Он, говорил св. апостол, приняв от Отца обетование Св. Духа, излил то, что вы видите и слышите». Слышавшие это умилились сердцем и спрашивали: «что нам делать, мужие, братие?» Апостол Петр сказал им: «покайтесь и да крестится каждый из вас во имя И. Христа для прощения грехов и получите дар Св. Духа». И в этот день крестилось около трех тысяч человек127.
Ветви и цветы при богослужении в день пятидесятницы. В православной церкви существует обычай украшать в праздник пятидесятницы храмы Божии и жилища древесными зелеными ветвями, травами и цветами. Это обыкновение, по всей вероятности, произошло из примера церкви ветхозаветной: иудеи в праздник пятидесятницы украшали синагоги и дома древесными ветвями, травою и цветами в память того, что закон дан был в то время, когда близ горы все зеленело и цвело, и при том во время странствования их по пустыне, когда и сами они должны были жить в кущах из древесных ветвей. Сионская горница, где Дух Святой сошел на апостолов в день пятидесятницы, вероятно, по обычаю ветхозаветному, также была украшена в сей день древесными ветвями и цветами.
Кроме того в церкви ветхозаветной был также священный обычай приносить в праздник пятидесятницы первые плоды жатвы, которая в Палестине оканчивалась к сему времени (Дев. XXIII, 16–20. Числ. XXVIII, 26). И в праздник христианской пятидесятницы ветви и цветы приносятся как начатки Богу от весны, обновляющейся силою Духа Зиждителя (Псал. СIII, 30), и указуют на духовное плодоносие церкви Христовой и напоминают христианам, что они получают обновление души силою Св. Духа. «Иудеи, украшая кущи листьями и плодами, говорит св. Григорий нисский, сим самым изображают новозаветную церковь, произросшую после закона». (Из слова при вступ. в четыредесятницу). (Д-ко).
12. День воздвижения креста Господня
Праздник воздвижения есть славное торжество честного и животворящего креста Господня, по двум священным событиям в истории церкви Христовой: первое есть чудесное обретение креста в царствование Константина Великого; второе – возвращение креста из персидского плена.
I. Обретение животворящего креста Господня. После того, как Господь наш И. Христос, распятый и умерший за грехи мира на Голгофе, снять был со креста для погребения Иосифом аримафейским, иудеи, взяв крест Господень и другие два креста, на которых распяты были два разбойника, зарыли их в землю в тайном месте. Прошло несколько времени, и Голгофа – это самое священное место на земле, на котором крестными страданиями и смертию было совершено спасение всего рода человеческого, по повелению римского (языческого) императора Адриана застроена была различными зданиями, и на ней поставлены были идолы. Можно было думать, что священное место это, находясь в руках нечестивых язычников, со временем будет забыт. Но Промыслу Божию угодно было только до времени скрыть его и затем в благоприятное для этого время явит миру, как самую священную Голгофу, так и обагренный бесценною кровию Богочеловека животворящий крест самым торжественным и дивным образом.
Это случилось так: император Константин Великий, первый из римских императоров, начавший покровительствовать христианской вере, в начале четвертого века, накануне своей битвы с одним из своих противников, владетелем Италии, Максентием, находясь с своим войском близ города Рима, увидел на небе образовавшийся из света крест, с сиявшею на нем надписью: «сим побеждай!» Это чудное явление видело и все войско его, которое сочло это худым предзнаменованием; сам император также был в великом унынии духа. Но в ту же ночь он был вразумлен Самим явившимся ему в видении Иисусом Христом. Господь обещал ему победу, если он изобразит крест на знаменах воинских. Это было исполнено. Художники, которым император объяснил вид креста, виденного им на небе, и дал много золота и драгоценных каменьев, устроили и украсили воинское знамя на подобие креста, явившегося накануне Константину и его войску. Вскоре произошла битва, и Константин, хотя имел гораздо менее войска, нежели его соперник, одержал над ним совершенную победу. Победив врага, св. Константин, в душе сделавшийся уже совершенным христианином, стал защитником и покровителем христианской веры и церкви. Питая глубокое благоговение ко кресту Христову, он возымел сильное желание видеть и иметь его, и с этой целию для отыскания креста Христова отправилась в Иерусалим матерь его св. Елена.
После долгих поисков наконец удалось найти место, где был скрыт крест Господень, и среди других двух крестов узнали его (дощечка с надписью отпала от креста и лежала вдали его) по чудесам, которые Господь совершил чрез него, а именно: приложили святой крест к одной женщине, страдавшей тяжкою болезнию, и она тотчас исцелилась. Другое чудо было еще поразительнее: несли мертвого, к нему приложили два других креста, и они не произвели на мертвеца никакого действия; потом приложили крест Господень – и умерший воскрес (Созом., кн. II, гл. 1; Никифор, кн. VIII, гл. 29). По этому случаю, из разных месть собралось в Иерусалим множество христиан, и все горели желанием поклониться кресту Господню. Тогда иерусалимский патриарх Макарий встал на высокое место и воздвиг животворящий крест. Увидев его, все пали на землю и с радостию и благоговением взывали: Господи, помилуй!
Царица Елена оставила половину креста в церкви гроба Господня, а другую половину вместе с гвоздями послала сыну своему – Константину Великому. Благочестивым путешественникам позволялось брать с собою небольшие частицы от оставшегося в Иерусалиме древа, так что в скором времени части животворящего креста Христова распространились и почитались во всем мире. Обретение честного и животворящего креста Господня происходило в 326 г. по Р. X.
Затем приступили к созданию на этом месте храма во славу воскресения Христова и по сооружении его чрез десять лет и обновлении (в 335 г. 13-го сентября) установили ежегодно торжественно праздновать воздвижение честного креста Господня сентября в 14-й день. В этот день положено соблюдать пост ради крестных страданий, претерпенных за нас Господом нашим Иисусом Христом. (Свящ. Гр. Дьяченко).
II. Возвращение креста из Персии и усугубление праздника. В 7-м веке с древним праздником воздвижения церковь соединила воспоминание другого священного события, вновь прославившего животворящий крест Господень. Это событие было славное возвращение животворящего креста из Персии. По воцарении греческого императора Фоки (602 – 610), Хозрой II, царь персидский, объявил ему войну под предлогом отмщения за смерть Маврикия и его детей. Вскоре Фока низложен был Ираклием, который и должен был сражаться с персами в 614 году в июне они перешли Иордан и опустошили Палестину и Иерусалим; умертвили многих священнослужителей, монашествующих и благочестивых мирян; сожгли иерусалимский храм воскресения; похитили все, что было в храме драгоценного – множество сосудов, и между прочим древо креста Христова. Святыня четырнадцать лет была в руках язычников, впрочем ко славе своей: молва, распространившаяся в Персии с принесением креста Господня, что сюда пришел Бог христианский, таким страхом объяла сердца язычников, что они оставили неприкосновенным не только самое древо и кивот, в котором оно хранилось, но и сокровища, украшавшие кивот. Многие из язычников, слыша о силе креста, обращались во Христу. Сирой и Сироэс, сын и преемник Хозроя на персидском престоле, силою римского оружия принужденный заключить мир с греческим царем Ираклием, в конце 628 года возвратил пленных и св. крест.
Радуясь и благодаря Бога за великую милость, ниспосланную христианам возвращением святыни, царь сам с патриархом, клиром и народом благоговейно встретил в Константинополе и отсюда в 629 году сопровождал возвращавшийся крест до Иерусалима, чтобы там принести благодарение Богу за дарованные им победы. Дойдя до горы елеонской, царь Ираклий приял крест на рамена свои, чтобы нести его до храма воскресения. Но у врат на Голгофу невидимая сила останавливает крест; патриарх Захария, сопровождавший крест, внушил царю, что Сын Божий нес древо креста на Голгофу не в царском величии, но в смиренном образе раба. Тронутый внушением святителя, царь смирился, отложил царские одежды и босой на другой день внес животворящий крест в храм, на то место, откуда он похищен был персами. Христиане с радостию взирали на торжество креста Господня. В храме, по древнему обыкновению, крест снова воздвигаем был руками патриарха, и народ в умилении воcклицал: «Господи, помилуй!» (Патр. Досифея историческ. кн. VI, глава 6).
Обретение и возвращение креста Господня от персов соединены в один праздник Воздвижения, и это соединение усугубило. торжественность праздника. Он причислен в дванадесятым и соединен с постом, вав день воспоминания крайнего уничижения и смерти Господа, и прославлен новыми богослужебными песнопениями128. (Сост. по кн. «Дни богослужения» прот. Г. Дебольского, т. 1, изд. 8, стр. 79 – 92).
13. День успения пресвятой Богородицы
Живя у св. Иоанна Богослова, в Иерусалиме, пресвятая Дева пребывала в непрестанной молитве и постоянно имела божественное желание созерцать Сына Своего, седящего одесную Бога. Часто посещала места, которые Сын Ее и Бог освятил стопами пречистых ног Своих. (По подражанию пресв. Деве Марии возник благочестивый обычай между христианами – посещать св. места. «Чет.-Мин.» 15 авг.). Горя непрестанно любовию к Богу, св. Дева часто молилась и воздыхала о Своем переселении в блаженные обители Сына Своего и Бога нашего. И как предвозвещено Ей было о воплощении от Нея Сына Божия; так, когда приблизилась Она и Своему отшествию от земной юдоли, Господь открыл Ей о Ее блаженном успении. («Ч.-М.» 15 авг.).
Пресвятая Дева Мария окончила Свою земную жизнь в летах преклонных. (По замечанию св. Димитрия Ростовского в последнюю половину семидесятилетия Ее жизни).
Из древнейших церковно-исторических сказаний о успении Богоматери известно следующее: успение Бошей Матери сопровождалось многими чудесными знамениями, которые все величественно изображает церковь в своих священных песнях; ко времени преставления Богоматери апостолы восхищены были на облаках из разных стран и поставлены в Иерусалиме; в самый день успении Ея явился в сретение душе Ея в необычайном свете, осиявшем храмину отходившей, Господь с ангелами и святыми; подобно облачному столпу, осенявшему и охранявшему древле народ богоизбранный (Исх. XIV, 19 – 20), облачны! круг в день погребения также осенил и охранял святейшее тело Богоматери, несомое апостолами для погребения.
По завещанию пресв. Девы святое тело Ее положено было в гефсиманской веси, находившейся на горе елеонской близ Иерусалима, между гробами праведных Ея родителей и Ее обрученника. На 3-й день по смерти, когда ап. Фома, не бывший при погребении св. Девы, пришел в Гефсиманию и открыл гроб Ее, пречистого тела Ее уже не было в гробнице: Господь переселил пренепорочную Матерь Свою в небесной обители. Как Сам Он воскрес в 3-й день и в 40-й вознесся на небо с пречистою Своею плотию: так и Матерь Его в 3-й день по смерти Ее дивным смотрением Божиим с телом взята на небеса, согласно с предсказанием пророка Давида: воскресни Господи В покой Твой, Ты и кивот святыни Твоей (Псал. СХХХI, 8). После успении Богоматери, когда апостолы во время трапезы своей беседовали о необретении тела Богоматери во гробе, они увидели пресв. Деву на небесах, ,живу, со множеством ангелов стоящую и неизреченною славою осиязаемую, Яже и речек ним: радуйтеся». Место погребения пресв. Девы доселе служит предметом благоговения ипоклонения не только для христиан, но даже и для неверных129. (Составлено по кн. прот. Г, Дебольского: «Дни богослужения», т. И, изд. 8, стр. 129 – 134).
* * *
Поучительность праздника Рождества Богородицы. а) Празднуя рождеству Богородицы, церковь и св. отцы прославляют высшую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством, в лице пред избранной Девы, рожденной по обетованию Божию «мановением всех Создателя» (стихира на хвалитех 8 сент.); т. обр. здесь мы видим величайшее Божие снисхождение и милосердие в человечеству. «Днесь плод раждати благодать начинает, являющи миру Божию Матерь», воспевает церковь при богослужении. «Иоаким и Анна поношения бесчадства освободистася во св. рождестве пречистой дщери своей» (Кондак праздника). «Рождается Мати живота, тму разрешающи, – Адамово обновление, и Еввино воззвание, и нетления источник: Ее же ради мы обожихомся, и от смерти избавлени быхом. Рождается Матерь Божия, и мир с Нею обновляется, церковь в свое благолепие украшается». (Стихира на литии в праздн. Р. Б.). Св. Андрей критский в слове на день рождества пресв. Богородицы говорит: «настоящий праздник есть для нас начало праздников: он служит дверию к благодати и истине. Ныне Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь уготовляется в новое божественное жилище Творцу». По словам св. Иоанна Дамаскина, «день рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы пременилась в радость. Дева Мария родилась от неплодной, потому что чудесами должно было предуготовить путь в единственной новости под солнцем, – главнейшему из чудес, и постоянно восходить от меньшего в большему». (В слове в день Рождества Богородица), б) Св. богоотцы Иоакин и Анна, молитвою испросившие себе дар чадородия, не смотря на старость и бесплодие свое, научают в нас во всех нуждах своих обращаться к Богу, для Которого нет ничего невозможного. в) Великая милость Божия подается человеку не тотчас, а после долгого испытания и очищения его скорбями, подобно тому как св. Иоаким и Анна только в старости после долгих лет бесчадства и соединенных с ними скорбей получили радость в рождении св. Девы Марии. (Гр. Дьяченко).
Поучительность праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. а) По песнопениям церкви введение пресв. Девы есть «предъизображение благоволения Божия, проповедание спасения человеком, предвозвестие Христа». (Тропарь праздника). б) Пример Богоотец Иоанна и Анны, посвятивших Богу дщерь свою с юных Ее лет, внушает христианским родителям начинать воспитание детей учением благочестия с ранних лет. Раннее сближение детей с Божественными и священными глаголами церкви и слова Божия делает сии глаголы особенно родными непорочному их сердцу на всю жизнь; а родной голос всегда для нас обязателен, приятен, утешителен и поучителен. в) Св. Дева Мария получила религиозное и нравственное воспитание при храме Божием: и христианские дети возможно чаще и усерднее должны посещать храм Божий, чтобы учиться здесь вере и благочестию при содействии благодати Божией и руководстве пастырей церкви, поставленных на свое великое дело Духом Святым. (Гр. Д.).
Поучительность праздника Благовещ. Пресв. Богородицы. а) Праздник благовещения, служа во славе воплощения Бога Слова, между прочим прославляет нераздельное и неслиянное соединение двух естеств во Иисусе Христе. «Мы проповедуем, говорит св. Афанасий Великий, не только воплощение, но с воплощением и вочеловечение Сына Божия, дабы не показаться, что мы, подобно нечестивым лжеучителям, принимаем воплощение Его за бездушное и неразумное, Говоря о воплощении и вочелоовечении, мы приемлем и плоть и означаем душу разумную». (В слове на благовещение пресв. Богородицы). б) По словам церкви благовещение есть «главизна нашего спасения, явление таинства от века предопределенного». Только воплощением Сына Божия и искупительными заслугами Его мог быть спасен род человеческий от греха, проклятия и смерти. в) Примером Пресв. Девы праздник благовещения, свидетельствуя о соединении Божества с человечеством, научает нас высокому смирению и неколебимой вере (образцом коих была смиренная и верующая Дева Мария) при непостижимых тайнах слова Божия, умудряющего нас во спасение.
Поучительность праздника Р. Христова. а) Празднованием Рождеству Господа Бога и Спаса нашего И. Христа во плоти церковь торжественно и всенародно утверждает веру нашу в тот важный православный догмат, который произнес и исповедал четвертый вселенский собор в 451 году: «поучаем исповедати единого и тогожде Сына Божия, Господа нашего И. Христа, совершенна в Божестве к совершенна в человечестве: истинно Бога и истинно человека: единосущна Отцу по Божеству и единосущна тогожде нам по человечеству: рождена прежде век от Отца по Божеству, в последнии же дни тогожде, ради нас и ради нашего спасения, от Марии Девы Богородицы по человечеству». Посему праздник Р. Хр. служит в обличению лжеучителей, которые считали Сына Божии простым человеком. б) Прославля в родшемся Богочеловеке истинное соединение Бога с человеками, праздник Рождества Христова нравственно поучает нас святой жизни, достойной родшегося Господа. Своим рождением на земле Он приискренне приобщися плоти и крови нашей, и не стыдится братиею нарицати нас (Евр. 11, 14); Своим вочеловечением Он вступил в благодатное сродство и братство с нами. Чтобы быть нам достойными этого высокого вечного общения и союза, чтобы не отвергнуть от себя Господа, пришедшего к нам, как некогда отвергли Его иудеи, (во Своя прииде и свои Его не прияша (Иоан. 1, 11): нам надобно удаляться от тьмы греха и приближаться к свету веры, благочестия и добрых дел. Кое бо причастие правде к беззаконию? или кое общение свету во тьме? кое согласие Христови с велиаром (2Кор. VI, 14 – 15)? «Кто является в день рождества Христова нечистым и оскверненным, говорит св. Амвросий медиоланский, тот не чтит рождества Христова, – тот хотя телом и присутствует при торжестве Господнем, но духом своим далек от Спасителя, ибо нечистый не может иметь общения со Святым, скупый с Милосердным, растленный с Девственным». (В слове о том, как должно сретать день Р. Хр.) и пр. в) Согласно с пророчеством Исаии о Спасителе: изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет (XI, 1), и согласно с словами песнопения церкви в честь события Рождества Христова: «Христе-отрасль от корня Иессеева и цвет от него», некоторые из родителей в праздник рождества Христова поставляют для детей своих древесные ветви (елки), украшая их светом светильников и сластями. Эти ветви могут служить поучительным образом того, что природа наша сана по себе, как безжизненная и бесплодная ветвь, только во Христе Иисусе, – источнике жизни, света и радости может прозябнуть и припести духовные плоды: любы, радость, мир, долготерпепие, благости, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. V, 22 – 23).
Поучительность праздника крещения Господня. а) Празднуя крещение Господне, при котором явился Бог, поклоняемый во св. Троице, прав. церковь утверждает веру нашу в высочайшую, непостижимую тайну трех лиц единого Божества, исповеданную 1 и 2 вселенск. соборами, и сия празднованием научает нас равночестно исповедать и прославлять св. Троицу, единосущную и нераздельную. б) Празднованием крещению Господню церковь обличает также и тех лжеучителей, которые человеческое естество Сына Божия называли призраком. По словам церкви, «Иисус Христос, яко человек пришел на Иордан существом, а не мечтанием». (4 янв. песнь 9 на вечерне; на утрен. стихиры на «хвалитех»). «Яко человек на реку пришел еси, Христе Царю, в наше немощное и нищее одеявся смешение». (Тропарь на водоосвящении и молитва, тайно произносимая от священника на водосвятии). в) Событие крещения Господня и Богоявления нравственно поучает, что наше очищение и спасение от грехов возможно человеку только помощию благодати Божией, и внушает нам чувство беспредельной благодарности в Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Он, будучи безгрешен, и потому не имея нужды в крещении, принял его, вступая на проповедь евангелия, чтобы Духом и силою Своею освятить воду крещения для нашего очищения и обновления. (Тит. III, 5). Но воспользовались ли мы дарованием благодатным? Сохранили ли чистою ту дрогоценную одежду, о которой церковь нам напоминает в праздник крещения словами: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. (Гал. III, 27)? «Взирающе на Христа, смирившегося волею, даже и до рабия образа, смиримся ныне под крепкую Его руку; духом взехшеся, яко да крещаема Его чистыми делами почтим. Греховную иглу все отложивше, чистыми явимся Владыце, вся очищающему струями божественными» (январ. 2 на вечерне песнь 9). г) После крещения Господь подверг Себя искушению от диавола и победил его словом Божием (Мф. IV, 1 – 11): это внушает нам, что таинственное обновление водою и Духом необходимо для нас, чтобы щитом веры можно было вся стрелы лукавого разженные угасити. (Еф. VІ. 16). Его искушения легко победить только крещенному и облекшемуся во всеоружие Божие.
Поучительность праздника Сретения Господня. а) Празднованием сретения Господня церковь исповедует и утверждает ту непреложную истину, что «Христос явился мирови не мнением, ни привидением, но истиною» (Стих. на лит. 2 февр.), и следовательно обличает тех древних лжеучителей, которые отвергали во Иисусе Христе естество человеческое, считая оное не достойным Бога и не истинным. б) Примером Иисуса Христа, посвященного Богу, яко первенца, церковь внушает, что и мы, купленные ценою крови Христа, уже не свои (1Кор. VI, 19 – 20); от рождения своего должны быть посвящены родителями Богу, дабы после сего и нам, по подражанию младенцу Христу, возрастать и укрепляться духом, исполняясь премудростию и благодатию Божиею. (Лук. 11, 40). в) Св. Симеон сподобился во храме встретить Богомладенца Господа нашего И. Христа: и мы должны чаще ходить во храм Божий, чтобы удостоиться здесь, в месте особенного Его благодатного присутствия, посещения своей души Христом
Поучительность праздника преображения Господня. а) Празднованием преображению Господню церковь торжественно исповедует и прославляет соединение Божества и человечества в лице И. Христа и Его добровольные и истинные страдания вас ради и нашего спасения. Св. Ефрем Сирин в беседе своей на день Преображения говорит: «Господь возвел апостолов на гору для того, чтобы открыть им: кто Он и Чей Сын (Матф. XVII, 5), чтобы явить им славу Своего Божества и показать, что Он есть Тот самый Избавитель Израиля, Который обещан был чрез пророков». Равно Моисей и Илия своим явлением на горе свидетельствовали о Божестве Преобразившегося, что Он есть Тот, Который древле глаголал Моисею и Илии (Кан. праздника песнь 5), и вместе видели, но словам церкви, в лице Господа на горе два естества. (Кан. праз. пес. 5). б) Исповедуя и возвещая Божество Спасителя, праздник преображения внушает, что страдания и смерть Сына Божия добровольны и спасительны. «Да егда (апостолы) узрят Тя распинаема, церковь возглашает, страдание уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние». в) Преображением Своим Господь благоволил некогда предохранить учеников Своих от уныния и возвести в высшему упованию среди бедствий, кои имела постигнуть их в мире (Матф. XVI, 22, 28): так церковь празднованием преображению Господа в небесную славу, уготованную и всем нам, нравственно утешает и нас во время земного странствия исполненного лишений и скорбей, внушая, что за кратковрененными печалями воссияет слава вечного блаженства, в которой будет участвовать и тело наше. г) Идущим по пути креста праздник преображения Господня внушает, что для благодатного преображения нашего из тьмы греха во свет истины и добродетели, открывающей двери рая, необходимы беспристрастие к прелестям мира и молитва, – ибо Господь для преображения Своего не без причины взошел на высоту, удалявшую Его от дольного мира, и, вознесши тело Свое на гору, отсюда молитвенно и духом вознесся на небо и преобразился во славу, которая долу была сокровенна. «Сиянием добродетелей присвещшеся, взыдем на гору святую, да узрим божественное Господне преображение. Гору превысокую – сердце очищенно от страстей имущии, узрим Христово преображение, просвещающее ум наш.» (5 авг. на стиховне стихиры, и трипеснца песнь 1).
Поучительность праздника Входа Господня во Иерусалим. а) Зеленеющие ветки со светильниками, держимые нами при утреннем богослужении в день входа Господня в Иерусалим, по изъяснению церкви, служат знамениями победы над смертию и воскресения (См. молитву на благословение ваия) И. Христа, Которому мы «яко победителю смерти вопием: осанна в вышних». (См. тропарь празднику). «Восхвалите согласно, людие и язы́цы: Царь бо ангельский взыде ныне на жребя, и грядет хотяй на кресте поразити враги, яко силен. Сего ради и дети с ваием взывают песнь: слава Тебе, пришедшему победителю, слава Тебе, Спасу Христу, слава Тебе, благословенному, единому Богу нашему» (Седален в неделю цветоносия). б) Ветви служат знамениями победы над смертию и воскресения не только И. Христа, но и купно с Ним верующих в Него, ныне же Христос воста от мертвых, начаток умертим бысть (1Кор. 15, 20), – ибо церковь возглашает в неделю ваий: «днесь благодать Св. Духа нас собра, и вси вземше крест Твой глаголем: благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних». Таким образом верба, которую мы вземлем в день царского входа Господа в Иерусалим, означает и крест, которым Господь попрал смерть и даровал верующим жизнь, светильники при знамениях победы и воскресения воображают величие торжества и немерцаемый свет блаженного воскресения для вечной жизни; осля, по изречениям церкви и св. отец, духовно указует на народ израильский, а жребя, не носившее ига, изображает язычников, которых Господь восхотел подклонить под Свое благое в легкое иго.
Поучительность праздника св. Пасхи. а) Пасха есть для христиан прехождение от смерти к вечно блаженной жизни. Слово пасха – есть еврейское, значит прехождение и избавление, – ибо первоначально праздновала пасху церковь ветхозаветная в память того, что ангел, посланный от Бога погубить египетских первенцев, прешел мимо жилища евреев и тем избавил их от смерти и рабства египетского. (Исх. ХII, 28 – 27). Равно и для христиан пасха значит прехождение со Христом, избавление и приведение Им верующих от смерти к вечно блаженной жизни (Синакс. в неделю пасхи). Блаж. Августин пишет; «слово пасха есть еврейское и значит прехождение от смерти к жизни, как говорит и Сам Госводь: яко слушаяй словесе Моего и веруяй пославшему Мя, имать живот вечный: и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот. (Иоан. 5, 24). И в другом месте св. Иоанн, изъясняя пасху, говорит, что Господь совершил пасху с учениками Своими, вео прииде Ему час, да прейдет от мира сего ко Отцу. (Иоан. ХIII, 1). Итак прехождение от настоящей смертной жизни в иную бессмертную и блаженную прославляется в страдании и воскресении Господа» (Epist, СХIХ, Аugustin), также и в cвященных песнопениях церкви говорится: «пасха, Господня пасха, от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас приведе победные поющия. Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, много жития вечного начало». В смысле обыкновенном, под именем пасхи на древле разумеется собственно светлая неделя воскресения Христова. «Во святую и великую неделю пасхи празднуем самое живоносное воскресение Господа и Бога и Спаса нашего И. Христа», говорится в синаксаре в неделю пасхи, согласно с апостольскими постановлениями. (Соnstit. Ароstol. lib. VII, сар. 33). б) Пасха напоминает христианину об избавлении его от рабства греху и диаволу. Пасха ветхозаветная была прообразованием христианской. Народ богоизбранный праздновал пасху в память избавления своего из Египта, закалая в жертву агнца непорочного, неимевшего никаких телесных недостатков (Исх. XII, 5): мы празднуем пасху в воспоминание искупления рода человеческого страданием, смертию и воскресением Агнца непорочна и пречиста Христа (1Петр. 1, 19). Который есть агнец Божий, вземляй грехи мира и невинно закланный за нас (Иоан. 1, 29), и есть собственно пасха наша (1Кор. V, 7). Древний израиль праздновал пасху в память избавления своего от рабства египетского: новый израиль торжествует пасху в воспоминание своего избавления от рабства диаволу и греху. Пасха прообразовательная состояла в ядении плоти пасхального агнца: наша пасха состоит во вкушении агнца Божия – Его пречистого тела и крови. Не сокрушая костей – ели древле прообразовательного агнца (Исх. XII, 10): и у агнца Божия – Христа не пребиша голений. (Иоан. XIX, 33 – 36). Избавленные от тяжкого ига египтян смертию первенцов их, потомки Авраама шли чрез пустыню в обетованную землю, кипящую медом и млеком: христиане – духовные потомки отца верующих, искупленные драгоценною кровию Христа, должны тещи чрез пустыню мира сего к вечному небесному наследию. в) Пасха есть праздник праздников. Св. Григорий Богослов в день Пасхи беседовал некогда: «ныне спасение миру, – миру видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых; восстаньте с ним и вы; Христос во славе Своей, – восходите и вы; Христос из гроба, – освобождайтесь от уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый. Пасха, Господня пасха! и еще скажу в честь Троицы: пасха! она у нас праздников праздник и торжество торжеств, столько превоеходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». (45 слово на св. пасху). Св. Амвросий медиоланский в день Пасхи проповедывал: «сего дня воскресением Хрнстовым открыта преисподняя, земля обновляется Крещением оглаженннх, кебо отверсто Духом Святым. Открытая пренсподняя возвращает мертвых, обновленная земля произращает воскрешаемых, отверстое небо приемлет восходящих. Преисподняя возвращает узннков в горнему, земля шлет погребенных на небо, небо им восприятых представляет Господу». (52 Serm). г) Пасха есть день радости христианской. Св. Григорий нисский в слове своем на св. Паcху говорит: «мудрость изрекла, что в день веселия забывают о бедствии. Настоящий день заставляет нас забыть первый, произнесенный на нас приговор. Тогда мы ниспали с неба на землю: ныне Небесный соделал и нас небесными; тогда чрев грех воцарилась смерть: ныне жизнь опять получила владычество чрез правду; тогда один отверз вход смерти: и ныне Единым же вводится снова жизнь; тогда чрев смерть мы отпали от жизни; ныне жизнию упразднется смерть; тогда от стыда крылись под смоковницею: ныне со славою приблизились к древу жизни; тогда за преслушание изгнаны были из рая: ныне за веру вводимся в рай. Что же после сего нам должно делать? Что иное как не взыграть подобно горам и холмам, о коих возвещал пророк, говоря; горы взыграстеся яко овни, и холмы яко агнцы овчии. (Псал. СХIII, 6). Итак, приидите, возвеселимся о Господе! Он сокрушил силу врага, и водрузил для нас победное знамение креста, поразив противника. Воскликнем гласом радости, каким обыкновенно восклицают победители над трупами побежденных». д) Пасха есть разрушение смерти. Св. Иоанн Златоуст, начиная слово свое на св. пасху, говорит: «вот наступил для нас вожделенный, спасительный праздник, день воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Этот праздник есть залог мира, источник примирения, истребление врагов, разрушение смерти, погибель диавола. Сегодня люди соединились с ангелами, и обложенные плотию, вкупе с бесплотными силами, возносят хвалебные песня Богу. Сегодня Господь сокрушил врата адовы и самое лице смерти истребил. Но что я говорю, лице смерти? даже самое имя смерти изменил: она теперь называется уже не смертию, но успокоением и сном». (72 слово, том VI). (Сост. по кн. прот. Г. Дебольского. ,Дни богослуж. правосл. кафол. вост. церкви», т. II, изд. 8, 1887 г., стр. 180 – 181, 186 – 188, 192 – 194).
Поучительность праздника вознесения Господня на небо. а) Вознесение Господне есть свидетельство нераздельного и неслиянного соединения Божества и человечества в лице И. Христа. «Скажи, лжеучитель, говорит св. Златоуст, о каком естестве сказал Господь: седи одесную Мене? – не о человеческой ли плоти, восприятой Им от св. Девы? Итак, да устыдятся заблуждающие, что во Христе одно только естество. Божественная же Его природа есть совечна престолу славы Его» (Слово 5 на вознесение, том VI). б) Событие и праздник вознесения Господня, к назиданию и утешению верующих, словами св. ав. Павла внушают, что со времени вознесения Господня наше житие на небесех есть, отонудуже в Спасителя ждем, Господа нашего И. Христа, (Фил. III, 20). Вышних должны мы искать, идеже есть Христос, одесную Бога седя (Кол. III, 1). К Вознесшемуся на небо должны мы постоянно возносить свои мысли, сердца и взоры, в надежде и самим потом достигнуть неба, – сего вечного жилища, уготованного для истинных христиан. К благодетелям обыкновенно обращают надежды: христианам ли, безденною кровию Христа Спасителя искупленным и примиренным с Богом для вечного блаженства, не устремлять постоянно сердец, мыслей и взоров своих на небо в вознесшемуся Спасителю! На небо, как на свою родину, невольно устремляется бессмертный дух человека. Особенно небо умудряет мудрых при взоре на неразрешимую на земле борьбу добра и зла, – добра, часто страдающего, а зла торжествующего. Еще более небо умудряет и усмиряет страждущих, коих утешительно призывает к Себе Господь: приидите во Мне вси труждающийся и обременении, и Аз упокою вы (Матф. XИ, 28). Еще сильнее небо укрепляет, ободряет и умудряет истинно благочестивых, для коих земля, по слову Божию, есть страна кратковременного пришельствия, указующего на нескончаемое блаженное пристанище. Так небо есть залог наших надежд, утешения и блаженства!
Поучительность праздника пятидесятницы. Ниспослание Духа Святого на землю есть дар столь великий, что в нем заключается для христианина все. а) Без просвещения от Духа Святого мы не получило бы и ясного познания о действиях Самого Сына Божия на земле; б) без содействия Духа Святого проповедь евангельская не распространилась бы так быстро в мире, при множестве препятствий, непреодолимых для обыкновенных сил человека; в) без оживотворения Духа Святого и верующие во имя И. Христа были бы мертвы духовно; г) Мы имеем слово Божие, потому что Дух Святой глаголал в пророках и апостолах; д) на земле проклятия открыто доступное для всех селение божества, церковь, потому что Дух Святой низвел с Собою освящение, приобретенное грешному роду человеческому заслугами нашего Господа и Искупителя; каждый, вступающий в сие святое общество, получает возрождение к новой, духовной жизни, потому что Дух Святой, однажды взлившись, неотлучно пребывает в церкви И. Христа. Св. Златоуст говорит: «за десять дней пред сим естество наше взошло на царский престол, а ныне Дух Святой сошел в нашему естеству. Господь вознес начаток ваш и ниспослал нам Святого Духа, Который есть Господь, разделяющий дары Свои; ябо и Дух есть Господь, – и бывшее о нас строение совершили купно Отец, и Сын, и Дух Святый». е) «От грехов невозможно освободиться без благодати Духа, о чем послушайте Павла, который говорит; бехом иногда и мы несмысленни, и непокорливи, и прелыцени, работающе похотем и сластем различным. Егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, их же сотворихом мы, но по своей Его милости, спасе нас банею пакибытия, и обновления Духа Святого (Тит. III, 3 – 5). И в другом месте продолжает апостол: но омыстеся, но освятистеся. Каким образом? Именем Господа Иисуса, и Духом Бога нашего (1Кор. VI, 11). Видишь ли, что Дух Св. очистил весь грех оный (новокрещенных)?» ж) «Если бы не было Духа Святого, мы не могли бы называть Иисуса Господом своим: никто же бо может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1Кор. XII, 2, 3)». з) «Если бы не было Духа Святого между нами, то мы, верные, не могли бы молиться Богу. Мы говорим: Отче наш, Иже еси на небесех. Но как Христа не могли мы назвать нашим Господом, так и Бога не могли бы именовать Отцом нашим. Откуда это видно? Из слов того же апостола: и понеже есте сынове, посла Бог Духа Сына Своего в сердца ваша вопиюща: Авва Отче (Гал. IV, 6). Посему, когда назовешь Бога Отцом своим, помяни, что это Дух возбудил душу твою, удостоив тебя такого призвания». и) «Если бы не было Духа с нами, не было бы в церкви ни слова премудрости, ни слова разума; ибо овому Духом дается слово премудрости, иному слово разума (1Кор. XII, 8)». й) «Если бы не был с нами Дух Святой: то церковь не имела бы пастырей и учителей; ибо они поставляются Духом, как и Павел говорит: в нем же вас Дух Святой постави пастыри и епископы (Деян. XX, 28)». к) "Если бы не присутствовал с нами Дух Святый, церковь не существовала бы; а как церковь существует: то, очевидно, присутствует Дух». (В бес. на день пятидесятн.).
Поучительность праздника Воздвижения честного животворящего креста. а) Дня животворящего креста Господня внушают нам одерживать победу над своими страстями, кои суть враги Христа, для беспрепятственного последования Христу и достижения вечного блаженства. «Иже хощет по Мне ити, говорит Спаситель, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет. Иже погубит душу свою Мфне радн н евангелия, той спасет ю». (Марк. VIII, 34 – 35). б) По примеру ап. Павла нам должно хвалиться токмо о кресте Господа нашего И. Христа (Гал. VI, 14). Распятый Христос для нас Божия сила и Божия премудрость (1Кор. 1, 21). в) Путь креста, сопряженный со внешними лишениями, есть путь очищения, духовного совершенства и высокой радости. Несение креста причиняет подвижнику благочестия страдания и смерть, по оно же приносит и жизнь и радость. Под крестом наш внешний, земной и суетный человек страдает и тлеет, а внутренний и духовный обновляется (2Кор. IV, 16). Св. церковь, выражая крестное состояние внешнего лишения со внутренним восполнением, украшает древо крестное во дни поклонения ему зеленеющими и благоухающими цветами, – знаменями жизни, надежды и радости.
Поучительность праздника Успения Пресв. Богородицы. а) По примеру св. Девы Марии христианин должен жить так, чтобы не бояться смерти, чрез которую он достигнет блаженного соединения с Богом, источником всякого блаженства. б) Из истории успения Пресвятой Богородицы мы должны признать, что смерть праведного не имеет ничего страшного; она сопровождается дивными и радостными явлениями св. небожителей. в) Событие успения Божией Матери и последовавшего за ним воскресения Ее в третий день научает нас той радостной истине, что некогда и мы будем воскрешены для жизни вечной. Наша задача теперь жить так, чтобы мы были воскрешены не для вечного осуждения, а для вечно-блаженной жизни. (Г. Дьяченко).