Источник

Часть 3, Глава 10Часть 3, Глава 12

О разделении заповеди на две скрижали, или о любви к Богу и ближнему и о любви к самому себе, как вытекающей из того, что себя самого любить должно, как ближнего

В. Обязанности христианина по отношению к наружному богопочтению

1. Исповедание Бога

а) Исповедание веры есть долг христианина. Христианин должен быть христианином не только в глубине души своей, но и казаться в глазах других таким. Иисус Христос объявил, что не должен считаться в числе Его учеников тот, кто открыто не объявляет, что принадлежит Ему, и исключает из Своего царства тех, которые стыдятся Его. Иже аще постыдитея Мене и словес Моих в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со ангелы святыми (Марк. 8, 38). Итак, Господь Иисус Христос требует, чтобы последователи Его считали для себя за особенное преимущество иметь Его своим Владыкою и Господом, и за достоинство повиноваться Ему.

б) Есть два рода врагов веры, а присутствии которых может открыться надобность исповедать веру. Одни из них гонители, облеченные повелением преследовать верующих и принудить их к отречению от веры; другие враги – неверующие, которые не имеют права употреблять насилие, но преследуют верующих своими разговорами, насмешками, поведением, обращением, и таким образом внушают слабым христианам страх исповедовать истинную веру и жать по ее правилам. Когда молчанием нашим может быть оскорблено величие Божие, или уничижена слава Божия, или нанесен вред церкви и спасению ближних, тогда постыдно молчать и соглашаться есть великий грех: христианин с дерзновением должен исповедовать свою веру. (Рим. 10, 10). Посему апостолов, мучеников, исповедников и всех истинных храстиан ни прельщения, ни угрозы, ни самая смерть не могли принудить отречься от Христа и веры Его; они с дерзновением исповедовали свою веру: веровах, тем же возглаголах (Псал. 115, 1; сн. Рим. Х, 10).

Впрочем, ревность к исповеданию веры, соединенному с опасностию жизни, должна быт управляема благоразумием. Сам Иисус Христос неоднократно укрывался от ожесточенных против Него иудеев (Иоан. 7, 1.), и апостолам заповедал: егда гонят вы во граде семь, бегайте в другий (Матф, 10, 23).

в) Подвиг исповедания веры тем выше, чем сильнее искушение для веры. Когда последователи Христа, по Его собственному пророчеству, водимы были пред цари и владыки и принуждаемы и отречению от Него страшными угрозами, поруганиями, пытками, бесчисленными лишениями, и, не смотря на то, не переставали исповедовать Его своим Господом, не стыдились и не боялись говорить: я христианин; то это, без сомнения, самый высокий вид Богопочитания, вполне достойный того, что бы Сын Божий исповедал, признал Своими таких исповедников пред Отцом Своим небесным. Но за то и наоборот: чем слабее испытание для веры, чем ничтожнее побуждение к измене ей, тем постыднее и преступнее эта измена, тем более изменяющие Господу достойны того, чтоб Он пред лицом Отца Своего небесного сказал об них: не вем вас.

г) Случаи к исповеданию веры не редки в самых обыкновенных обстоятельствах нашей жизни. Кто выдерживает хотя не так трудные, но, может быть, но духу нашего времени и по тому самому что часто встречаются, не совсем незначительные для нас искушения, тот не погубить мзды своей. Тем большую должен иметь каждый из нас осторожность, чтобы не уступит очень обыкновенным искушениям, или не впасть в лицемерие и тщеславие. «Не являй своего дела благочестия, не провозглашай своего слова о спасении, когда не призывает тебя к сему никакая обязанность и не вызывает на то слава твоего Спасителя, чтобы тебе не впасть в лицемерие или в тщеславие; но не оставляй богоугодного дела потому, что миру кажется оно странным. И когда захотят отлучит тебя от участия в скорбях, страданиях и поношениях распятого Иисуса, скажи с благородною твердостию: желаю с Ним жить и умереть, чтоб и по смерти жить с Ним, как моим Спасителем и Богом». (Из сл. Филарета, митр, моск., в нед. по Воздвижении).

д) Церковно-исторические примеры твердого исповедания православной веры:

аа) Св. ап. Иаков. Климент александрийский передает следующее предание о последних часах жизни ан. Иакова, старшего брата ап. Иоанна Богослова, пострадавшего за И. Христа в Иерусалиме при царе Ироде Агриппе. Человек, приведший Иакова в судилище, видя, как непоколебимо исповедует он веру, глубоко тронут был этим и объявил себя самого христианином. Тогда повели обоих их на казнь. На пути он испросил у апостола прощение себе, и им обоим отсечены были главы. Ап. Иаков умер в 44-м году по Р. Хр. и был погребен в Иерусалиме. Память его празднуется 30-го апреля. (Евс. «Церк. ист."2, 9).

бб) Свв. священномученик Зиновий и мученица Зиновия были брат с сестрою, жили в Киликии, в г. Егах, в III столетии. Родители научили их благочестию и благотворительности. Получив большое наследство от родителей, они употребили его на дела благотворительности. Господь вознаградит их за это еще здесь на земле тек, что Зиновий получил силу исцелят болезни прикосновением руки, а св. Зиновия – крепость сохранить обет девства, несмотря на бывшие искушения. За святую жизнь Зиновия возвели в епископа в отечественном городе. Когда император Диоклитиан открыл гонение на христиан, то правитель Лисий сказал Зиновию: «выбирай одно до двух – или жизнь или смерть». – «Жизнь без Христа – не жизнь, а смерть», смерть же за Христа – не смерть, а жизнь вечная», отвечал Зиновий. И его начали мучить. Увидев мучения брата, св. Зиновия бросилась к нему и, обратившись к мучителю, сказала; «и я исповедую Христа вместе с братом своим, с ним хочу и пострадать и умереть за Христа». – «Женщина, побереги себя, – сказал Зиновии Лисий. – Стыдно и больно тебе будет, если я велю обнажит и мучить тебя». – «Больший стыд приносит нагота духовная, – отвечала св. мученица, – чем телесная; и несравненно мучительнее страдания в аду, чем на земле». Мучитель приказал жечь горячими угольями Зиновия и Зиновию, положенных на железном одре, и сам смеялся: «пусть Христос придет и поможет вам». Господь сохранил невредимыми Своих угодников, тогда мучитель велел отсечь им головы. (Ч.-М. окт. 30).

вв) Св. мучин. Христина происходила из г. Тира от богатых и знатных родителей. Она отличалась замечательною красотою, и отец хотел определить ее в языческие жрицы. Чтобы приготовить к сему, отец поместил ее в особой части своего дома, где поставил множество золотых и серебрянных идолов. Но св. Христина, в своем одиночестве нередко любуясь природою, – созерцая, например, небо, усеянное звездами и планетами, – задумывалась: кто же сотворил такой прекрасный мир? Неужели наши безжизненные истуканы? А если не они, то кто же сотворил? Где та религия, которая ясно и вразумительно решала бы все вопросы о мире, человеке и Творце их? Спрашивала об этом св. Христина своих прислужниц, и те ввели к ней христианских учителей, которые разрешили все ее вопросы. Христина крестилась и побросала идолов. Когда же узнал об этом отец Христины, то страшно разгневался – убил всех служанок, а ее жестоко мучил и заключил в темницу. Сюда приходила к Христине мать и слезно умоляла отречься от Христа; но Христина оставалась твердою. На другой день отец приказал вывесть дочь из темницы и начал ласками склонять к отречению от Христа; но, видя непреклонность, приказал снова мучить ее и затем утопить в море. Ангел спас Христину от потопления, и она явилась пред отцом. Отец хотел погубить мученицу мечом на другой день, но не успел, потому что в ночь умер. Мучил ее новый начальник города, но и тот был наказан смертию. Заступивший место сего начальника приказал посадить святую в разожженную печь и затворить ее тан. Но она 5 дней пробыла в печи, и осталась живою и невредимою. Мучитель бросил ее к змеям, но и те не коснулись мученицы. Наконец, закололи ее мечами и пиками. Жила св. мученица около 300 года, при Диоклитиане. (Ч.-М. июля 24 д.).

гг) Препод. Феодосий Великий. Греческий император Анастасий, заразившись ересию Евтихия, старался склонять на свою сторону все православное духовенство то угрозами и заточением, то ласкою и дарами. Желая склонить на свою сторону всеми уважаемого игумена, Феодосия Великого, (родом каппадокиянина, жившего в ІV столетии), император послал к нему 30 литр золота, будто для пропитания и одеяния нищих, а в самом деле для того, чтобы уловить согласие великого отца, на которого, греки и римляне смотрели, как на апостола. Поборник православия уразумел коварство Анастасия, и захотел богоугодным образом сам уловить его: он не отверг даров царя, чтобы не подать причины и его гневу. К этому побуждало его благочестивое истинно пастырское желание, чрез милостыню исходатайствовать у Бога Анастасию благодать, наставляющую на путь истины.

Между тем Анастасий думал о Феодосии Вел., как об одном из тех лжепастырей, которые подобно наемникам, не радят о стаде своем, и так как дары были приняты, то император считал его своим единомышленником; но глубоко ошибся нечестивый царь... Ибо, когда захотел испытать Феодосиево исповедание веры, великий отец, собрав всех пустынных граждан, крепко стал против нечестия, и царю между прочим ответил следующими словами: – «как за отечество, так и за православие сладостно положить душу, хотя бы и святые места наши мы увидели объятыми огнем!» Чрез это угодник Божий отнял у Анастасия всю надежду когда-либо преклонить его на свою сторону. (По «Ч.-М.» янв. 11 дня).

2. Принимай участие в общественном богослужении

а) Необходимость внешнего богопочтения. Наблюдение и опыт убеждают нас, что внешнее богопочтение, как выражение внутреннего религиозного чувства, присуще человеку и встречается в истории религий всех народов.

Необходимость внешней стороны в религии, прежде всего, видна из того, что человек есть духовно-чувственное существо, т. е. состоит из духа и тела. Духовная и телесная природа соединены в вас так тесно, что всякое душевное движение, происходящее в нас, будет ли это мысль, или чувствование, или желание, непременно сопровождается соответственными телесными деятельностями. Чем живее и сильнее душевные движения происходят в нас, тем яснее и для постороннего взора выражаются они во внешних переменах и движениях тела.

Не странно ли после этого думать, что только религиозная область нашей жизни должна служить исключением из этого общего закона? Религия необходимо предполагает веру в живого личного Бога, нашего Творца и Промыслителя, находящегося с человеком в общении, т. е. открывающего людям Свою волю, внимающего их мольбам, прощающего их грехи и вообще устрояющего наше временное и вечное благо. Эта вера в Бога, нашего Промыслителя, обращает к Нему и наши мысли, и наши чувствования, и наши желания, образуя в нас то, что называется религиозной настроенностью. Религиозная настроенность, обнимающая всего человека: и его мысль, и его чувство, и его волю не может, как и всякая другая настроенность, не выражаться прежде всего в соответственных телодвижениях, знаках, словах и тому подобных внешних формах. Ведь и в религиозной области своей жизни человек остается человеком-же, т. е. духовнотелесным существом, а потому и тело должно быть своего рода органом религиозной жизни. Может ли человек, не употребляя, например, слов, молить промысл Божий о даровании тех или других благ, благодарить за жизненные дары, восхвалять Его благость и величие? Как без слов выразит человек свои душевные томления, скорби, радости, надежды и упования пред Отцом своим небесным? Без таковых душевных обращений к Богу религиозная настроенность немыслнма. А если это несомненно, то молитва выражанная в тех или иных словах, является делом необходимости в жизни религиозно настроенного человека.

б) Польза внешнего богопочтения. Вопреки мнению противников внешнего богопочтения последнее приносит людям великое благо уже потому, что,

аа) скрепляет взаимную связь между людьми и приучает их смотреть друг на друга, не смотря на всю разницу их государственно-общественного положения, как на равных пред Богом, как на детей единого Отца небесного, как на братьев и сестер во Христе. Как бы ни разделялись люди одни от других своим положением в государственно-общественной среде, своим национальным происхождением, своими материальными средствами и тому подобным, всем им предлагаются одинаковые священные изображения, одинаковые молитвенные положения, одинаковые обряды и одинаковые священнодействия. Не должно ли все это объединят между собою людей, кто бы они ни были, сознанием их братских во Христе отношений?

бб) Затем, всякое богослужение, за каким ни присутствовали бы верующие, говорит им, что и царь и самый последний из его подданных, и богатый и бедный, и здоровый и убогий, и взрослый и самое малое дитя одинаково нуждаются в милосердии и благости Божией и одинаково бессильны и беспомощны пред величием Божиим, Не внушается ли чрез это всем нам дух взаимной любви и обязанность взаимного служения друг другу? Всякий согласится, что чем чаще и сильнее люди воспринимают и испытывать одни и те же нравственные уроки, состояния и чувствования, тем теснее они сближаются и роднятся между собою. Таким образом, внешнее богопочтение есть прежде всего одно их наилучших средств к поддержанию и укреплению духовного братства и единения между последователям одной и той же религии51.

в) И. Христоc не только не отвергал внешнего богопочтения, но считал его безусловно необходимым. Коль скоро справедливо все, что сказано, то не представляется и особой нужды обстоятельно выяснять, что Господь наш Иисус Христос не мог отвергать и отнюдь не отвергал внешнего богопочтения.

Господь Иисус Христос для того и жил среди грешного человечества, чтобы, между прочих, внушить ему истинные понятия о Боге, как Существе личном и всесовершенном, дать в лице своем всегдашний для нас образец истинной религиозности и положить основы безусловно-совершенной религии, канона христианская, а вместе и Фориам внешнего богопочтения. Словом и самым делом Иисус Христос заповедал и освятил внешнее богопочитание. Молитва была самым обычным явлением в земной жизни нашего Спасителя. Нередко Он проводил в молитве весьма продолжительное время, уединяясь для нее в особые места, полные тишины и покоя (Лук. 6, 12). Молитвы Иисуса Христа, обращенные к Отцу Его небесному, не были одним внутренним обращением души к Богу, но и сопровождались соответственными движениями и положениями тела. Так св. евангелист Матфей повествует следующее о молитве нашего Спасителя пред Его крестными страданиями: отошел немного от учеников, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия, впрочем, не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26, 39). Молился И. Христос и вместе с учениками Своими, при чем молитвенное настроение Божественного Учителя и Его апостолов выражалось и в пении священных гимнов и псалмов (Матф. 26, 30). Спаситель наш посещал храм во время общественного богослужения особенно во дни иудейских праздников (Иоан. 2, 13 и др.) и видел в храме не иное что, как дом Божий (ст. 16). Ученикам Своим Он внушал возможно чаще молиться (Лук. 18, 1). Мало того: Господь Иисус Христос прямо указывал на преимущество общественной молитвы пред единоличною. Так, Он говорят каждому из нас в лице Своих учеников: если двое из вас согласятся на земле просит о всяком деле, те, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их (Матф. 18, 19 – 20). Что касается поста, то Спаситель не только Сам продолжительное время постился (Лук. 4, 2 и др.), но завещал поститься и нам в лице Своих учеников (Матф. 9,16). Вообще Спаситель Сам выполнял и ученикам Своим внушал выполнять то, что. требовалось и ветхозаветным религиозным богопочтением (Матф. 23,3)52. (Сост. по брош. проф. Каз. Д. Ак. А. Гусева: «Необходимость внешнего богопочтения против гр. Л. Толстого»).

г) Библейские изречения о внешнем выражении внутреннего богопочтения.

О видимых действиях, в коих выражается стремление нашего духа в невидимому, духовному или, что тоже, о внешнем выражении внутреннего богопочтения христианина, вопреки учению штундистов, мы находим ясные свидетельства в св. Писании.

1) И оне (мироносицы), приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему (Мф. 28, 9).

2) И Сам (Господь) отошел от них (учеников) на вержение камня и, преклонив колена, молился (Лук. 22, 41).

3) Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим представьте тела ваша в жертву живую, святую, благоугодную Богу для разумного служения вашего (Рим. 12, 1).

4) Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии (1Кор. 6, 20).

5) И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с нами Бог (1Кор. 14, 26).

6) Для сего преклоняю колена мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа (Есес. 8, 14).

7) Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая руки без гнева и сомнения (1Тимоф. 2, 8).

8) Тогда двадцать четыре старца падают пред седящим на престоле и поклоняются живущему во веки веков, к полагают венцы свои пред престолом, говоря: достоин Ты, Господи, приять славу и честь, и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено (Откр. 4, 10 – 11).

д) Примеры ревности к Богослужению. Весьма многие подвижники прославились особенною ревностью ко храму и богослужению. Для молитвы, для успокоения души богослужение и храм ничем незаменимы.. В богослужении все говорит о Боге, о нашем общении с Ним; все песнопения и священнодействия вызывают и питают молитвенные настроения; общая молитва предстоящих поддерживает благоговейное чувство. В храме забываются житейские волнения, а от них-то и уходят иноки в обитель. Нет таких тяжелых обстоятельств в жизни, когда верующей душе богослужение не принесло бы облегчения: ибо на каждую свою печаль она услышит здесь священный отзыв. «В церкви радующиеся продолжают свою радость; в церкви скорбящим утешение, печальным веселие, удрученным отдых, труждающимся успокоение». (Златоуст).

I. Преподобный Кирилл белозерский, строго наблюдая, чтобы никто из братии не выходил из храма до окончания службы, сам подавал своим инокам пример благоговейного внимания к богослужению. Он никогда не садился в храме, как это полагается в иных случаях по общепринятому обычаю в монастырях, даже не позволял себе прислониться к стене для отдыха, «и были ноги его как столпы», по выражению жития святого.

II. Преподобный Авраамий смоленский (21 августа) за свою добродетельную жизнь был сделан пресвитером в Богородицком монастыре близ Смоленска, в котором жил, и с того дня до самой смерти он ежедневно совершал божественную службу, если этому не мешали обстоятельства, бывшие не в его власти.

III. Точно также ежедневно служил литургию препод. Филипп Ирапский (14 ноября).

IV. Преп. Мартирий 3еленецкий (1 мар.) с юных лет жил в Сергиевой великолуцкой обители (XVI в.). После пострижения он получил послушание отпирать и запирать монастырскую церковь и исполнял его с любовию: входя первым в храм, он, выслушав всю службу, оставлял его последним.

V. Св. Евфиний, епископ новгородский (11 марта), также прежде всех приходил в богослужению и кроме того за час до утрени он уже становился на молитву у себя в келлии, увеличивая таким образом и без того продолжительную церковную службу.

VI. Привязанных к церковной службе иноков не могли удержать от нее иногда даже болезни и естественная слабость старости. Так препод. Мартиниан белозерский (12 января) дожил до 86 лет; в последние годы он уже не мог сам ходить в церковь, но между тем не хотел оставлять ни богослужения, ни правила келейного; тогда братия стали носить благочестивого старца в храм53. (См. брош.: «Тесн. врата», Н. Сперанского, стр. 30).

е) Заповедю о тайной молитве не отменяется ли обязанность участвовать в общественном церков. богослужении?

«Дабы ответствовать на сие, говорит приснопамятный святитель Филарет, митр. московский, напомним, что в том же самом поучении, в котором Спаситель наш говорить о молитве втайне, говорит и о даре, принесенном ко алтарю: аще принесеши дар твой к алтарю (Матф. V, 23), а сие бывает в богослужении открытом и торжественном. Из сего видно, что заповедию о тайной молитве не отменяется обязанность участвовать в общественном церковном богослужении. Но есть и в сем случае своего рода осторожность, чтобы не являться человекам тщеславно, а смиренно предстоять Отцу небесному, Иже в тайне. Если, стоя в церкви, ты совершаешь действия благоговения, общие всем присутствующим, но стараешься удерживать, или делать неприметными особенные в тебе движения возбужденного благочестия, воздыхания или вопли, готовые исторгнуться, слезы, готовые пролиться: в сем расположении ты среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу твоему, Иже в тайне». (Из слова митрополита Филарета в день Успения Божией Матери. Т. 1, стр. 195 – 196). Г.

* * *

51

О пользе внешнего богопочтения. Приведем еще несколько мыслей о пользе внешнего богопочтения: а) Внешнее богопочтение представляется могущественнейшим средством для возбуждения и усиления в нас религиозной нравственности. Действительно, едва ли можно указать на какое-нибудь другое средство, которое способно было бы, подобно внешнему богопочтению, в такой же степени сильно внедрять в человеческое сознание истины религии и возбуждать и усиливать религиозные расположения и чувствования. Оно (т. е. внешнее богопочтение) действует и влияет и на наши внешние чувства, и на наш ум, и на наше воображение, и на наше сердце, захватывая, таким образом, всю нашу личность, а не одну лишь ее сторону. Между тех, известно, что, чем полнее и целостнее затрагивают человека какие-нибудь впечатления и влияния, тем сильнее действуют они на нас и тем более глубокий след они оставляют в нашей душе, Так, иное дело – прочитать о пережитых кем-нибудь страданиях и совсем иное дело – видеть, как изображает великий артист страдающего человека. В последнем случае впечатление будет несравненно полнее, живее и сильнее. Точно также впечатление будет не столь сильным, если мы лишь прочитаем в евангелиях о страданиях и смерти Господа Иисуса Христа, сравнительно с впечатлением, например, торжественного и умилительного выноса «плащаницы» в страстную пятницу и всего трогательного богослужения в этот день. Кто хоть однажды присутствовал при этом богослужении и не зачерствел душевно, тот, конечно, сам испытал всю силу впечатления, производимого им. б) Но великое значение внешнего богопочтения не ограничивается и этим влиянием на нашу религиозно-нравственную жизнь. Мы должны сказать, что без некоторых священнодействий, входящих в состав богослужения, для человека было бы невозможно общение и единение с Богом, составляющее существенную цель религии. Чтобы таковое общение и единение с Богом наступило для нас, необходимо особое воздействие на нас со стороны Бога. Само собою разумеется, Бог, как Существо премудрое и всемогущее, может влиять на нас и в этом случае без каких-либо внешних определенных средств. Тем не менее эти посредства существенно нужны в интересах самого человека и для человека. Нами должны быть сознаваемы особые воздействия Бога на нас, имеющие целию наше духовное возрождение, освящение и единение с Богом. Чтобы мы могли достойно подготовиться к восприятию таковых воздействий Бога на душу и чтобы мы могли быть уверены в том, что эти воздействия несомненно совершились по отношению к вам, нужны внешние пути и способы, чрез которые проходило бы влияние на нас благодати Божией. Только под этим условием и возможно для нас сознательное отношение к действиям Божией благодати. Человеческий дух, теснейшим образом связанный с телом, вообще воспринимает сознательные впечатления не непосредственно, а чрез внешние чувства. Так, все, происходящее в душе других людей, становится доступным и понятных для нас только тогда, когда внутренние движения, совершающиеся в душе других людей, выражаются и во внешних формах: в мимике, в звуках, в словах и в других внешних знаках. А если так, то особые воздействия Бога на нас, имеющие первостепенное значение в деле нашей религиозно-нравственной жизни, должны совершаться не иначе как чрез определенные и однажды навсегда установленные внешние посредства. В противном случае, действия Бога не достигали бы своей цели. В самом деле, не будь внешних посредств, каких образом человек знал бы тогда, что Господу угодно ниспослать нам особые благодатные дары? Не будь этих внешних посредств, мы не могли бы знать и того, ниспослал Бог или нет эти благодатные дары. Нам оставалось бы мечтательно ждать этих даров и принимать за плоды благодати Божией наши личные духовные состояния и настроения. В православной церкви благодатные дары Божии сообщаются людям чрез особые священнодействия, называемые таинствами. Здесь человеку не зачем предаваться праздным и произвольным мечтам и гаданиях касательно благодатных действий Божиих. От православного христианина требуется лишь искренняя вера и надлежащее нравственное настроение, а пути и способы благодатного влияния на него установлены Самим Богом и потребные для этих благодатных влияний священнодействия совершаются лицами, уполномоченными на то Богом же.

52

И. Христос положил Сам же главные основы и христианского внешнего богопочтения. Как видно из истории религий, главные виды всякого внешнего религиозного богопочтения суть молитва и жертва. Господь И. Христос и преподал, в качестве образца для всех наших молитв – и частных и общественных, нам на все времена молитву, известную под именем молитвы Господней: Отче наш... Пред крестными страданиями и смертью Своею Господь Иисус Христос установил Сам и таинство евхаристии, как бескровную жертву за наши грехи, долженствующую приноситься Богу дотоле, пока существует вселенная в теперешнем ее виде (Лук. 22, 15 – 20), и служащую для христиан существенным и незаменимым средством для теснейшего общения и единения их с Самим Богом (Иоан. 6, 66). Таким образом, и другая главная принадлежность всякого богопочтения – жертва установлена Самим же Иисусом Христом.

53

О поклонении Богу. (Против штундистов). По учению штундистов, поклонение Богу должно выражаться одним духом, без участия тела, т. е. без всяких внешних форм и обрядов. Как ни странным представляется такое учение штундистов, тем не менее во имя своей мнимой «духовности» они отрицают всю внешнеобрядовую сторону православной веры, как то; св. храмы, иконы, крест и крестное знамение, посты и др. Свое лжеучение о служении Богу духом сектанты хотят подкрепить следующими местами св. Писания: 1) Но настанет время, и настало уже, когда истиннне поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Иоан. 4, 23 – 24). 2) Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир; потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону не покоряются, да о не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут (Рим. 8, 6 – 8). Разберем эти места. 1) Иоан. 4. 23 – 24 штундисты считают самым сильным доводом в пользу ложно проповедуемого ими «внутреннего», «духовного» богопочтения без внешне – обрядовой стороны веры. На деле однако цитируемое место не дает никакого основания для делаемого сектантами вывода, об обрядах оно также ничего не говорит и обличает штундистов, ках лжетолхователей. На вопрос самарянки, где надлежит поклоняться Богу, на Гаразине-ли, как это было в обычае у самарян, или Иерусалиме, как это делали иудеи, Господь открывает ей высокую истину Своего учения, – истину духовности и всемирности основываемой им религии. По словам Господа, время поклонения Богу, ограниченного местом (ветхозаветного), уже прошло; теперь настает время нового высшего богопоклонения (новозаветного) – в духе и истине; поклонение в духе означает таинственное (чрез таинства) общение с Богом, а поклонение в истине – поклонение не в чаянии искупления, а в самом искуплении. Или еще иначе: покдоняющиеся Господу должны совершать это поклонение внутренно, деятельно, искренно, во всей полноте внутреннего и внешнего богопочтения, без малейшего опущения и недостатка, душою и телом. Таким образом, в 23 – 24 ст. 4 гл. Иоанна изложен ответ Господа самарянке: об обрядах же, отвергаемых штундистами, здесь речи нет, 2) В послании к римлянам 8, 5 – 8 св. апостол Павел называет плотию не тело человеческое, но греховную склонность человека, жизнь грубую, плотскую. В таком смысле слово плоть употребленно и в ветхом завете (Быт. 6, 3). Почему же апостол заменил выражение плоть словом грех? «Дабы ты знал, говорить блаж. Феофилакт, что Христос не только угасил мучительство греха, но и плоть сделал легчайшею и более духовною. Как железо от продолжительного соприкосновения в нему огня само делается огнем, так и плоть тех, которые получили Духа чрез крещение, вся делается духовною». (Ффофилакт в толков. на посл. к римл. стр. 105; сн. вн. свящ. о. Стрельбицкого: «Краткий очерк штундизма» стр. 128).


Источник: Уроки и примеры христианской любви : опыт катехиз. хрестоматии / Сост. прот. Григорий Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XXXVIII, 740, с.

Комментарии для сайта Cackle