Азбука веры Православная библиотека протоиерей Григорий Дьяченко Служитель Слова: пастырь-проповедник протоиерей Григорий Михайлович Дьяченко
А.Берташ

Служитель Слова: пастырь-проповедник протоиерей Григорий Михайлович Дьяченко

Источник

Будущий знаменитый проповедник, духовный писатель, катехизатор, публицист о. Григорий Дьяченко родился в 1850 г. в Витебской губ. в семье диакона1. Он рано осиротел, в семье остались только брат и сестра (впоследствии инокиня). В 1867 г. Григорий поступил в Витебскую Духовную Семинарию, которую окончил в 1873 г. одним из первых учеников. Совет семинарии рекомендовал юноше продолжить обучение в Санкт-Петербургской духовной академии. Согласно автобиографическим запискам еп. Полоцкого Саввы (Тихомирова, впоследствии архиепископ), Григорий отказался, намереваясь поступить в Санкт-Петербургский университет по убеждению некоего родственника – католика, который обещал ему протекцию. Когда выяснилось, что родственник не помог, Дьяченко в 1873 г. твердо решил поступить в Духовную академию, но не Санкт-Петербургскую, а Московскую. Владыка вспоминал: «Когда я спросил, есть ли у него на дорогу деньги? – он отвечал: есть. – Сколько? – Пять рублей. Такой ответ сколько рассмешил меня, столько же и расположил в пользу бедного сироты Дьяченко. Вот как скромны и ограничены, подумал я, желания наших духовных юношей! Прибавивши к 5-ти рублям 15-ть рублей, я снабдил юного искателя духовной мудрости рекомендательными письмами к академическому начальству и отпустил его с миром в путь». В рекомендательном письме инспектору МДА С. К. Смирнову от 2 августа 1873 г. епископ Савва указывал, что «Г. Дьяченко – юноша весьма благонравный и с усердием занимавшийся науками, но сирота, не имеющий ни отца, ни матери, и если бы не оказана была ему мною некоторая помощь, он не имел бы возможности добраться до Лавры»2.

Григорию удалось поступить в МДА на «казенный кошт», сдав экзамены третьим из всех абитуриентов. Сразу же юноша получил назначение на пономарскую должность при академической церкви в честь Покрова Пресв. Богородицы, о чем с благодарностью сообщил владыке Савве3. В течение всего периода обучения он был в числе первых по успехам студентов. В 1877 г. Григорий окончил курс МДА со степенью кандидата богословия и предоставлением права на получение степени магистра без дополнительных экзаменов (после подготовки магистерской диссертации).

20 сентября 1877 г. Дьяченко был назначен на должность смотрителя Красноярского Духовного Училища. 19 янв. 1878 г. он уволился оттуда (по другим сведениям, не сумел принять назначение) и подал в Совет МДА прошение об освобождении от обязательной службы по духовно- учебному ведомству. 28 марта 1878 г. прошение было удовлетворено, и согласно установленному правилу, Григорию пришлось выплатить сумму, израсходованную на его содержание во время обучения. Вероятно, служебная деятельность Г. Дьяченко началась с преподавания русского языка во Владимирской учительской семинарии. С 1 января 1880 г. он трудился учителем подготовительного класса 2-й Московской гимназии4. В том же году Дьяченко сдал экзамены на историко-филологическом факультете Московского ун-та на право занятия должности преподавателя русского языка и словесности в светских средних школах. Эти предметы Дьяченко преподавал в течение 10 лет, сначала в Поливановской учительской семинарии, открытой в 1871 г., затем 2-й Московской гимназии, 3-м Александровском военном училище в Москве.

В мае 1881 г. Дьяченко был рукоположен во священника к Гавриило-Архангельской церкви при Московском почтамте – знаменитой «Меншиковской башне», сооруженной сподвижником Петра I в 1704–1707 гг.

В 1884 г. о. Г. Дьяченко завершил магистерскую диссертацию: «К апологии христианства. О приготовлении рода человеческого к принятию христианства. Богословское и историко-философское исследование» (М., 1884). Его магистерская работа включала и библейский раздел «Приготовление еврейского народа к принятию христианства», в котором он показал, как религиозная история древних народов была «детоводительницей» к новозаветному Откровению. 27 мая состоялась защита, 3 июня 1885 г. резолюцией Святейшего Синода о. Григорий был утвержден в степени магистра богословия.

В 1886 г. священника перевели в старинную церковь во имя св. мученика Трифона в Напрудной слободе в Москве, сооруженную в конце XV в. В этих местах во времена Ивана Г розного явился святой мученик Трифон, возвративший сокольничему Трифону пропавшего царского сокола. В 1899 г. о. Григорий был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Трифоновского храма. При нем по проекту прихожанина церкви архитектора С. Ф. Воскресенского осуществлена внутренняя отделка новых приделов во имя свят. Николая и прав. Филарета Милостивого, пристроенных несколько раньше, с 1894 г. по проекту арх. П. П. Зыкова (в 1932 г. разрушены)5. Именно в эти годы о. настоятель получил широкую известность, прежде всего, как проповедник. Одно- временно о. Григорий был законоучителем реального училища при лютеранской церкви Св. Архангела Михаила на Гороховом поле; с 1887 г. – членом Московского духовно-цензурного комитета, который в те годы пропускал ежегодно около 3000 печатных изданий.

В русской богословской литературе о. Дьяченко известен подготовкой сборников и другими публикациями, преимущественно назидательного, гомилетического и катехитического характера, предназначенными как для пастырей (в помощь при совершении таинства исповеди, в произнесении проповедей, проведении внебогослужебных собеседований с народом), так и для семейного чтения мирян. При работе над составлением книг о. Дьяченко привлекал разнообразный круг источников: Писание и святоотеческую литературу, прологи, патерики и другие сборники житий святых, современные популярные богословские сочинения, в том числе западные; филологические и педагогические труды, произведения художественной и исторической литературы, отечественную и зарубежную духовную и светскую периодику и др. Работы о. Григория (он сотрудничал с духовными журналами «Странник», «Православное обозрение», «Вера и разум» и др.) вызывали обычно горячий отклик читателей.

Особой известностью пользовались и широко распространялись его сборники «Доброе слово» (М., 1888), «Луч» (М., 1888), «Уроки и примеры христианской веры, надежды и любви: Катехизические поучения. Ч. 1–3» (М., 1890), и такие сочинения как «Слова, поучения, беседы и речи пастыря Церкви на разные случаи в личной, семейной, школьной, церковно- приходской, религиозно-нравственной и гражданско-общественной жизни христианина» (М., 1898), «Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года» (М., 1901), «Духовные посевы» (М., 1892). Они неоднократно переиздавались и по смерти автора, в том числе Училищным советом при Святейшем Синоде: так, «Доброе слово» вышло в 1912–1915 гг. в Москве 13-м изданием, «Уроки и примеры христианской веры» в 1914 г. – 7-м, «Луч» в том же году – 8-м. Данные сборники рекомендовались как учебные пособия для народных и церковно-приходских школ, школ грамоты, сельских, городских и духовных училищ, для упражнений в русском и церковно-славянском чтении.

Прот. Г. Дьяченко составил качественно новый словарь, который включает более чем 25000 слов и выражений преимущественно церковно-славянского языка нового периода, а также древнерусских и древне- славянских, как «родственных наречий». В словарь были введены, по возможности, все малопонятные слова и обороты речи, встречающиеся в церковно-славянской Библии, церковно-богослужебных и назидательных книгах. Он предназначался пастырям Церкви, преподавателям русского и церковно-славянского языка, всем изучающим памятники древ- нерусской и церковно-славянской письменности6. Однако в словаре не нашли отражения данные исторической филологии, приведены не все имеющиеся значения слов, не всегда точно указаны источники.

Протоиерей Г. Дьяченко занимался созданием гомилетического свода, который должен был охватить фактически весь богослужебный год. В свод вошли 7 книг, включающих около 6 000 поучений. В проповеди о. Григорий всегда предпочитал импровизацию. Его идеалом была «простая проповедь от сердца, по примеру апостолов». «Прочь все эти путы и тормозы!... Долой тетрадки, долой формализм, долой рутину! Пусть раздается живое слово, слово убеждения!», – призывал он.

Доныне актуальны объяснения о. Григорием Дьяченко символики храма и богослужения. «В храме, братие, – писал он, – все поучительно. Не только то, что читают или поют, но и каждая вещь в церкви, если разглядеть ее только внимательно, содержит в себе хотя что-нибудь поучительное...».

В книгах «Из области таинственного» и «Духовный мир», преследуя цель апологии бытия духовного мира, о. Григорий представил описания явлений душевной жизни человека и загробной жизни в земном мире, но не дал им соответственного объяснения с точки зрения православного вероучения. Увлеченность автора описанием «сверхчувственных» и магических явлений («отрицатели всего таинственного и духовного служат тормозом человеческой мысли и духа», – писал он), может дать возможность упрекнуть его в симпатиях к спиритизму, телепатии и магии. На основании предисловия к книгам можно сказать, что автор не увидел в подобных явлениях псевдодуховности, отнеся их к разряду «экспериментальной (опытной) психологии»7.

В последние годы жизни опытный пастырь уделял особое внимание необходимости противостояния распространявшимся в обществе неверию и безнравственности. В статье «О современном религиозно- нравственном состоянии русского общества» и других публикациях того периода он ратовал за улучшение качества проповеди и духовного образования, необходимость глубокого и живого изучения Священного Писания, Закона Божия и богослужения, а из светских дисциплин – философии и психологии.

О. Григорий ратовал за устройство народных библиотек и издание религиозно-нравственной литературы, упрощенные переводы церковно-славянских книг, чтобы они стали доступны для восприятия мирян. Он скептически оценивал нравственное состояние русского народа, которого далеко не достаточно коснулось евангельское Слово, а также просветительские возможности духовенства. О. Дьяченко считал необходимым активизацию деятельности мирян, создание во всех приходах духовно- просветительских союзов, восстановление практики проповеди светских миссионеров – мужчин и женщин.

Незадолго до смерти пастырь выступил с большой итоговой статьей «Насущная потребность нашего времени», которая также была посвящена проблеме возрождения русского общества. Актуально звучат слова

о. Григория о том, что человеческое слово, в частности, повременная печать обладает способностью «захватывать и покорять волю людей». «С усердием, достойным лучшего дела, с ослеплением непостижимым, и как бы роковым, она во многих органах своих, особенно в последние десятилетия, служила не свету, а тьме, не созиданию, а разрушению, не жизни, а смерти»8. Автор, рассматривая современную ему прессу и художественную литературу, в первую очередь французскую, указывал, что торжество материализма привело к проповеди в печати разрушения семьи, порнографии, самоубийств, различных пороков и преступлений, учений, противных духу христианства. «Светская печать ... отличается крайней односторонностью и фанатической ненавистью ко всем другим мнениям, кроме своих, считает ... христианство религией отжившей, а Церковь – тормозом в деле прогресса человеческой мысли, преступно забывая, что христианство … всегда есть причина истинного прогресса в науках, искусствах, промышленности и всей вообще жизни, за крестом и евангелием всюду следовала культура и смягчение нравов, ... развитие языка и грамотности, насаждение школы, расцвет литературы, уменьшение пропасти между богатыми и бедными»9. «Раз находят свободу распространения истины антихристианские, должны находить такую же свободу пропаганды и истины христианские. В борьбе идей торжество останется за истиной». Такие традиционные средства, как «проповедь слова Божия, внебогослужебные беседы с народом, публичные богословские чтения и издание духовных журналов, брошюр и книг», имели ограниченную сферу действия, тем более что проповедь и духовная книга, по мнению автора, имела часто не злободневный, импровизированный, но схоластический и туманный характер. Поэтому бороться с «антихристианским духом времени» о. Григорий призывал при помощи издания «ежедневной духовной газеты, голос которой раздавался бы по всей России»10.

Средства борьбы о. Дьяченко предлагал открытые и имевшие просветительский характер. Он не был сторонником и «мнимых охранителей русской мысли, вернее сказать, лютых гонителей ее, зараженных одним обскурантизмом и мыслебоязнью», апологетом «узкого клерикализма» – «вернейшего средства погубить издание, оттолкнув от него читателей, ищущих прежде всего беспристрастного служения истине и добру, а не партийным интересам». «Лучше предупреждать запретные подпольные социалистические учения спокойным строго-научным опровержением их, нежели молчанием печати истинно-охранительной давать им простор». Автор надеялся также с помощью газеты «мало-помалу уничтожить… разъединение… между русской интеллигенцией и Церковью и простым народом11.

О. Григорий подробно разработал программу такой газеты под на- званием «Голос христианина», которая включала бы политический, церковно-общественный отделы, сведения о святых дня, отделы церковной беллетристики и проповеднический, статьи по христианской вере и нравственности апологетического и миссионерского характера, общедоступно излагающие «историко-философским путем» важнейшие истины догматики и этики, статьи к утешению несчастных и скорбящих христиан на основании Слова Божия и творений святых отцов; разделы литургический, духовной поэзии, психологии, прикладных знаний и библиографический12. Местом издания газеты автор видел «сердце Рос- сии» – Москву. Его идея вызвала поддержку большинства читателей и возражения официального церковного органа. По мнению «Церковного вестника», газета, не имеющая аналога «в цивилизованном мире», не пользовалась бы вниманием подписчиков и могла быть опасна, поскольку не проконтролирована цензуроѻЦерковный вестник. 1902. № 43. Мнения и отзывы..

В отношениях к людям священник Дьяченко «отличался большой сердечностью и добротой. Сам прошедший суровую школу жизни, он способен был войти в положение каждого нуждающегося и, по мере сил, облегчить его положение. Особенной сердечностью и теплотой чувства отличались его отношения к детям-сиротам».

2 декабря 1903 г. о. Григорий скончался в Москве «после продолжи- тельной мучительной болезни». Заупокойную литургию и отпевание совершил 5 декабря викарий Московской епархии еп. Дмитровский Трифон (Туркестанов), впоследствии известный подвижник благочестия, в сослужении многочисленного духовенства и при «громадном стечении духовных детей»13. Похоронен замечательный пастырь был на соседнем Лазаревском кладбище. Здесь упокоились в разное время художник В. М. Васнецов, св. прав. Алексий Мечев, первый русский профессор медицины Московского Университета С. Г. Зыбелин, мать Ф. М. Достоевского – всего около 50 тысяч захоронений. В 1936 г. кладбище было уничтожено, на костях устроили детский парк и танцплощадку. Исчезла и могила о. Григория Дьяченко..

После 1990 г. труды о. Григория Дьяченко, особенно сборники и пособия к совершению таинства исповеди, выдержали многократные переиздания. В настоящее время он является одним из самых популярных церковных авторов.

Сочинения протоиерея Григория Дьяченко14

1.    Действительность вознесения Господа нашего Иисуса Христа // ЧОЛДП. М., 1878. Кн. 2.

2.    Библейская история как предмет преподавания в низших учебных заведениях // Православное обозрение. 1881. Ч 2. № 8. С. 716–763 (отд. отт.: М., 1881).

3.    Методика обучения правописанию: Опыт теоретико-практического руководства к ведению письменных и устных орфографических упражнений по русскому языку. М., 1881.

4.    Пророчества Ветхозаветные мессианские // Православное Обозрение. 1884. Ч. 2. № 7. С. 416–499.

5.    Грехопадение прародителей. Следствия его как средство Божественного провидения для приготовления к принятию спасения // Там же. Ч. 1. № 3. С. 433–471.

6.    Действие премудрости и благости Божией для сохранения в людях веры в Бога и обещанного им Спасителя // Там же. № 4. С. 835–860.

7.    К апологии христианства: о приготовлении рода человеческого к принятию христианства. М., 1884.

8.    К истории первых людей: Первоначальное состояние человека и его грехопадение // Вера и Разум. 1884. Т. 1. Ч. 2. С. 777–802, 885–892 (отд. отт.: Харьков, 1884).

9.    Отношение Бога к падшему человеку // Православное Обозрение. 1884. Ч. 1. № 2. С. 209–244.

10. Приготовление еврейского народа к принятию христианства // Там же. Ч. 2. № 5–6. С. 57–195.

11. Приготовление языческого мира к принятию христианства // Там же. № 8. С. 657–754. Ч. 3. № 9. С. 18–75, № 10. С. 209–278.

12. Об издании народных книг религиозно-нравственного содержания // Вера и Разум. 1885. Т. 1. Ч. 1. С. 235–264, 300–318.

13. Слово в день св. равноап. Марии Магдалины (Мф. 25, 37–38) // Православное Обозрение. 1886. Ч. 2. № 8. С. 651–656.

14. О современном религиозно-нравственном состоянии русского общества // Чтения в Обществе Любителей Древней Письменности. 1886. Кн. 6, 8, 10; отд. отт.: М., 1886.

15. Объяснительная записка к «Доброму Слову». М., 1888.

16. О воскресных чтениях для народа. Киев, 1889.

17. Слово по случаю чудесного спасения Государя Императора 17 окт. 1888 г. // Московские ведомости. 1890. № 44.

18. Слово при погребении прот. С. Т. Вишнякова // Пастырский собеседник. 1892. № 23/24. С. 368–371.

19. Вопросы на исповеди по руководству 10 заповедей, Закона Божия, 9 евангельских заповедей о блаженствах и 9 церковных заповедей, с кратким пастырским увещанием кающегося после каждого его ответа. М., 1894, 19133; М., 1996р, 2000р.

20. Накануне исповеди: Общедоступное духовно-нравственное чтение для говеющих с целью подготовления их к великому таинству покаяния накануне исповеди. М., 1894, 1993р.

21. Полный годичный круг кратких поучений составленных на каждый день года, применительно к житиям святых, праздникам и др. священным событиям, воспоминаемым Церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации): в 2 т. М., 1895; 19013.

22. Вопросы на исповеди детей с подробными пастырскими настав- лениями их: Пособие для пастырей Церкви при исповеди отроков и для родителей при подготовке детей к 1-й исповеди. М., 1897, 2005р.

23. Самоиспытание христианина по плану обязанностей его к Богу, ближнему и самому себе: Общедоступное духовно-нравственное чтение, преимущественно во дни Великого поста. М., 1897, 1993р.

24. Катехизические поучения, общедоступно изъясняющие учение Православной Церкви о вере, надежде, любви: в 3 т. М., 1898. М., 1993р; Минск, 2005р (под назв.: «Вера. Надежда. Любовь»).

25. Общедоступные беседы о Богослужении Православной Церкви приспособленные к живой церковной проповеди, внебогослужебным собеседованиям с народом и семейному чтении христиан. М., 1898.

26. Христианские утешения несчастных и скорбящих: в 2 ч. М., 1898; М., Печоры, 1993р (под назв.: «Помощник и покровитель»).

27. Слова, поучения, беседы и речи пастыря Церкви на разные случаи в личной, семейной, школьной, церковно-приходской, религиозно-нравственной и гражданско-общественной жизни христианина. М., 1898.

28. Объяснение воскресных и праздничных Евангелий всего года читаемых на литургиях и всенощных бдениях, с подробными догматическими и нравственными выводами: Пособие для внебогослужебных собеседований с народом: в 2 ч. М., 1899.

29. Проект книги для классного чтения по русскому языку в церковно-приходских школах России. Замечание на проект в Училищный при Святейшем Синоде Совет. М., 1899.

30. Житие и страдания св. мученика и чудотворца Трифона. М., 1901; 19064.

31. Насущная потребность нашего времени (Мысли об издании духовной газеты, как вопиющей потребности наших дней) // Странник. 1902. № 10. С. 506–538, № 11. С. 682–714, № 12. С. 875–892; отд. отт.: Пг. (sис!), 1902.

32. Друг церковного импровизатора. Практическое пособие для проповедников Слова Божия. М., 1903.

33. Радость женского сердца. Б. м., 1904; М., 2007.

34. Религиозный скептицизм по роману-дневнику «Без догмата» Генриха Сенкевича // Странник. 1904. Ч. 1. № 4. С. 603–620.

35. Средства борьбы с антихристианским духом современного общества // Там же. № 3. С. 399–421.

36. Явления умерших. М., 1906, 1913.

37. Православный Храм. Киев, 2005.

38. Символические действия. Священнослужители. Киев, 2005.

39. Вечерня, утреня, всенощное бдение. Киев, 2006.

40. О богослужении. Киев, 2006.

41. Состав богослужения. Киев, 2006.

Издания сборников

1.    Доброе Слово: кн. для клас. и внеклас. чтения. М., 1888.

2.    Луч: 1-я после азбуки кн. для чтения в народных училищах и церковноприходских школах. М., 1888.

3.    Духовные посевы: краткий сборник статей духовно-нравственного содержания, приспособленных к общедоступному объяснению главнейших истин катехизического учения Православной Церкви. М., 1892.

4.    Уроки и примеры христианской веры: Систематический сборник. Опыт катехизической хрестоматии. М., 1892, 19146.

5.    Уроки и примеры христианской любви. Систематический сборник. М., 1892, 19024.

6.    Уроки и примеры христианской надежды. Систематический сборник. М., 1892, 19024.

7.    Ежедневные поучения в слове Божием по руководству литургийных евангельских и апостольских чтений во дни воскресные, праздничные и седмичные (будние) всего года: Полное практическое пособие для проповедников Слова Божия: в 3 т.: составитель. М., 1897; 1899–19002

8.    Полный церковно-славянский словарь. М., 1899; 1900, 2001р.

9.    Из области таинственного. Простая речь о бытии и свойствах души человеческой, как богоподобной сущности: Материалы для опытной психологии и естественнонаучной апологии христианства: в 3 ч. М., 1900; 1991р, 1995р.

10. Духовный мир: Рассказы и размышления, приводящие к признанию бытия духовного мира: Добавление к кн. «Из области таинственного». М., 1900; 1992р.

11. Праздничный отдых христианина: Собрание общедоступных духовно-назидательных рассказов и размышлений: в 2 ч. М., 1900.

12. Искра Божия: Сб. рассказов и стихотворений, приспособленных к чтению в христианской семье и школе для девочек среднего возраста. М., 1903; Л., 1991р; Коломна, 1993р.

13. Практическая симфония для проповедников Слова Божия, содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины. М., 1903, Сергиев Посад, 1992р.

14. Проповедническая энциклопедия: Спутник пастыря проповедника. М., 1903.

Рецензии

1. Иванов, прот. [Рец.]. Проповеди, речи, беседы. Тула, 1887 // Прибавления к Церковным Ведомостям. 1888. № 7. С. 182–183.

2. Живанович И. [Рец.]: Полный церковно-славянский словарь: Сост. Г. Дьяченко, свящ. М., 1899 // Богословский Вестник. 1900. Т. 2. Май. С. 147–157.

3. И-н. К. [Истомин К.]. Библиографическая заметка о книге свящ. Г. Дьяченко под названием «Катихизические поучения» // Вера и Разум. 1898. Т. 1. Ч. 1. С. 41–60.

* * *

1

Биографические данные прот. Г. Дьяченко см.: Дьяченко Г. М., прот. // Православная Богословская энциклопедия. Т.5. С. 146–147; Кучанжи С. Гомилетическое наследие прот. Г. Дьяченко: [курс. раб.] / МДА. Сергиев Посад, 1997. Рукопись; Берташ Александр, свящ., Насеко А. А. Дьяченко Григорий Михайлович, прот. // Православная Энциклопедия. Т. 16 (в печати). М., 2008.

2

Савва (Тихомиров), архиеп. Тверской и Кашинский. Хроника моей жизни: автобиограф. записки. Т. 4. 1871–1874: Годы: 1873–1874 // Богословский вестник. 1902. Т. 2, № 5. С. 677–678 (4 пагин.).

3

Там же. С. 689–690.

4

См. Гулевич С. В. Историческая записка о 50-летии Московской 2-й гимназии (1835–1885). М., 1885.

5

Московская Трифоновская церковь. М., 1895; Сорок Сороков. Т. 3 / сост. П. Паламарчук. М., 1995. С. 201–204.

6

Шефова О. А. Жизнь и деятельность прот. Григория Дьяченко // Церковнославянский язык: история, исслед., преподавание: материалы 1-й междунар. науч. конференции 28–30 сент. 2004 г. М., 2005. С. 246–251.

7

Из области таинственного. М., 1990. С. IV.

8

Насущная потребность нашего времени // Странник. 1902. № 10. С. 507–509.

9

Там же. С. 528–529.

10

Там же. С. 523–524, 521.

11

Там же. С. 530, 536.

12

Там же. № 11. С. 682–714; № 12. С. 881.

13

Дьяченко Г. М., прот.: некролог // Московские Церковные Ведомости. 1903. № 51–52. С. 652–653; Дьяченко Г. М., прот. Некролог // Прибавления к Церковным Ведомостям. 1903. № 50. С. 1978–1980.

14

р репринт, ⁴ номер издания.


Источник: Берташ А. Служитель Слова: пастырь-проповедник протоиерей Григорий Михайлович Дьяченко // Материалы Кирилло-Мефодиевских чтений. 2009. Вып. II. Т. 184. С. 384-393.

Комментарии для сайта Cackle