Источник

Шестнадцатый день.
Поучение 1-ое. Поклонение честным веригам св. и всехвального апостола Петра.

(Достойно и праведно поклоняться веригам св. ап. Петра).

I. В 16-й день января совершается св. церковию духовное торжество в воспоминание одного события из жизни великого Христова ап. Петра.

Воспоминаемое св. церковию событие случилось в первый век христианской церкви, когда заключали в темницы и казнили св. апостолов и всех христиан. Не легко было жить тогда исповедникам Христовой веры. Вот как благовествует об этом апостол Лука в книге «Деяний св. апостолов»: «апостола Петра (которого заключили в темницу по приказанию царя Ирода, чтобы после праздника Пасхи предать смертной казни) стерегли в темнице; между тем Церковь прилежно молилась о нем Богу. Когда же Ирод хотел вывести его (для предания казни), в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою, и иди за мною. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Прошедши первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг ангела не стало с ним. Тогда Петр, пришедши в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал ангела Своего и избавил меня от руки Ирода и от всего, чего ждал народ иудейский» (Деян. 12, 5–11). Радовались иерусалимские христиане освобождению Петра. Господь избавил его до времени от рук врагов. С наступлением дня произошла большая тревога между стражами. Крепко заковали они узника, берегли зорко, а его нет. Как освободился, куда убежал он, никто не знал. Гневный царь велел казнить стражей.

Скоро и сам царь умер. Из Рима стали присылать теперь правителей. Злобные иудеи менее уже могли гнать христиан. Забыли в городе об освобождении Петра, забыли о стражах казненных. Но не забыли христиане о Божией милости. Добыли они те железные узы, коими скованы были руки апостола. Дороже ценных сокровищ были эти цепи для верных чад церкви. Носил их великий апостол за Господа Христа. Освятились они от соприкосновения с телом святого апостола, а потому и цельбоносными стали. Оттого и чтили их христиане первых веков. Конечно, во времена гонений поклонение им было тайное. Нельзя было чествовать открыто и явно. Но со времен Константина Великого вериги Петра делаются предметом благоговейного поклонения всех христиан, посещавших город Иерусалим. В V веке (около 437 года) иерусалимский патриарх подарил их царице Евдокии, супруге императора Феодосия II. Одну цепь царица послала в Рим в дар дочери своей, а другую оставила в Царьграде. Тут в храме св. апостола Петра и положена она была. В XII веке ее видел наш русский путешественник. Записал он и о празднике поклонения веригам, когда благоговейно лобызал их патриарх и все присутствовавшие в храме.

II. Св. церковь призывает православных христиан к поклонению честным веригам апостола Петра. «Достойно и праведно почтить столь великую святыню».

За Господа Христа носил их св. апостол. Потому и ценны они для христиан, что носил их апостол Петр и носил именно за Христа. Да потому и чудодейственны они стали. Не дивитесь сему. Не естественная то сила железа, а Божия, благодатная. Освятились цепи от прикосновения к телу святого апостола. Много можно указать примеров, что самые обыденные вещи становились чудодейственными от соприкосновения с лицами или предметами святыми. В священной книге Деяний апостольских повествуется, что и тень проходящего ап. Петра была чудодейственна (5, 15) и что «на больных возлагали платки и опоясания с тела ап. Павла, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (19, 20). А в св. Евангелии благовествуется, что больная женщина от прикосновения к одежде Спасителя получила исцеление (Мф. 9, 20–22). Если бы мы стали рассказывать вам о чудесных явлениях, случавшихся от вещей, освященных близостию к святым, то не достало бы и времени. Полна ими история церкви, жизнь святых и мучеников и подвижников. И в наше время, по грехам нашим сравнительно с древними временами бедное чудесами, от достоверных свидетелей можно узнать о случаях чудотворений от священных предметов. Велика еще и к нам грешным Божия милость.

III. Итак, ничтоже сумняся, воздадим поклонение веригам ап. Петра. Дороги они нам, как вериги первоверховного апостола, и еще потому, что в них Божия благодать, Божия сила невидимо присутствует. Не усумнимся и в других случаях воздавать подобающую честь вещам освященным. Не им эта честь, а Богу, благоволившему освятить их. Един Господь, славимый во святых и чрез святых и чрез освященные Им вещи. Нет у нас Бога, кроме Единого истиннаго. Ему служим мы, но не оскорбляем Его, воздавая подобающую честь освященным предметам. Напротив, мы боимся оскорбить Господа неблагоговением к тому, что Сам Он благоволил соделать священным. (Сост. по «Пастыр. соб.» за 1889 г.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle