Месяц декабрь
Двадцать пятый день.
Поучение 5-ое. Рождество Христово.
(Уроки из евангельского события: а) величие Родившегося от Девы; б) как нам достойно сретить Его?).
I. Приветствую вас, возлюбленные братия, с неизреченным даром любви и милосердия Божия к нам грешным – с явлением Сына Божия на земле, сшедшего с небес по всеблагой воле Бога-Отца нашего ради спасения, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося. Христос родился – славьте; Христос пришел с небес – встречайте; Христос на земле – возноситеся. Так, Христос на земле, а вы от земли возноситесь мыслями и сердцами своими на небеса; ибо Христос за нами пришел, чтобы с земли возвести нас на небеса, в вечные обители райския. «Сего ради высокий Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет» (Акаф. Бож. Мат. Конд. 8), говорит нам святая мать наша – церковь. Веселием воспойте, людие, Рождество Спаса Христа. Но чтобы радость наша была возвышеннее, яснее и тверже, размыслим, братия, о величии Родившегося от Девы и к этому прибавим и то, как нам достойно встретить Его.
II. а) Итак, кто же этот Младенец, Которого держит на пречистых руках Своих Пресвятая Дева Мария? Это Бог, Сам Сущий, приведший все из небытия в бытие, Который державою Своею содержит всю тварь и промыслом Своим строит мир. Это – высочайший Художник, Который, создав всю тварь видимую из четырех стихий, составил годовой круг из четырех времен года: весны, лета, осени и зимы. Это Творец и Бог духов и всякой плоти; Его трепещут умные все ангельские силы; Его поет солнце; Его славит луна; Ему присутствуют звезды; Его слушает свет; Его трепещут бездны и водныя, и воздушныя, и бездны адовы; Ему работают все источники водные. Он распростер небо; Он основал землю; Он оградил море песком; Он украсил землю цветами; Он произращает все хлебные злаки и все плоды земные; Он разлил для дыхания тварей воздух; Он образует младенцев в утробах матерей; Он – Питатель всякой твари! Ему служат ангельские силы; Ему поклоняются архангельские лики; от страха неприступной славы Его, многоочитые херувимы и шестокрыльные серафимы, стоящие и облетающие около престола Его, покрывают лица свои... Сей-то Бог неописанный, безначальный и неизглаголанный пришел ныне к нам на землю, приняв зрак раба. Дивное чудо! Бог принял природу раба человека и стал совершенно подобен нам, кроме греха.
Для чего же такое снисхождение, такое крайнее уничижение? Нашего ради спасения (отвечает церковь). Мы погибали под темною державою диавола; мы сидели в стране и тени смертной; мы содержалис в узах адовых... И вот премилосердый Владыка, создавший нас в начале по образу Своему и по подобию, не терпя видеть, как мучит диавол род человеческий удалением его от Бога, омрачением его ума и "сердца, привязанностию к земному, различными грехами и беззакониями и прелестию идолопоклонства, – пришел державно избавить нас от работы вражией.
О, премилосердый наш Господи! нашего ради спасения в вертепе ныне родивыйся и во яслех возлегий, – славим мы, недостойные рабы Твои, Твое спасительное о нас промышление, – покланяемся и Твоей по плоти Пречистей Матери, послужившей такому страшному таинству.
б) Но как же нам должно, братия воспользоваться к нашему спасению таким превысочайшим даром любви и милосердия к нам Отца небеснаго? Как нам достойно принять Сына Божия?
А что делают дети, когда родители принесут им какой-либо драгоценный, прекрасный и блестящий подарок? Они бросают прежния свои игрушки и всем сердцем прилепляются к этому драгоценному и прекрасному подарку, ни во что вменяя свои прежния излюбленные вещицы. Что делает купец, ищущий добрых бисеров и «обретший один многоценный бисер» (Матф. 13, 46)? Он идет и продает все, что имеет, и покупает его. Так должны поступать, возлюбленные братия, и мы: в Вифлееме, в вертепе возлежит единородный Сын Божий, принявший на Себя плоть человеческую и воплотившийся ради нашего спасения; там возлежит наш драгоценный бисер – Христос.
Как дети оставляют свои прежния забавы при виде нового и драгоценного дара: так и мы постараемся оставить свои, свойственные одним неразумным детям привязанности к земным вещам, и всем сердцем прилепиться к Богу, источнику живота. Как купец, ищущий добрых бисеров и обретший один многоценный бисер, идет и продает все, что имеет, и покупает его: так и мы променяем все земные блага на один драгоценный бисер – Христа. «Все почтем», с апостолом, «за сор, да Христа приобрящем» (Филип. 3, 8), и вселим Его в сердцах своих. Дар безценен: стоит того, чтобы на него и весь мир променять; ибо, приобревши Христа, мы приобретаем вечную жизнь и вечное блаженство; а потерявши Его, потеряем все: не узрим живота вечнаго, и гнев Божий на нас будет пребывать во веки веков.
III. Итак, братия, горняя мудрствуйте; а не земная (Колос. 3, 2). Христос на земли: возноситесь мыслями и сердцами на небеса, а не прилепляйтесь к земному, не служите похотям плотским. В противном случае горе нам за нерадение о спасении. Чем больше подано нам было средств к спасению: тем больше с нас будет взыскано за нерадение о спасении, за нехотение пользоваться этими средствами. «Как мы убежим от гнева Божия?» (Лук. 3, 7). О, сколько нерадящих о спасении к великому прискорбию св. матери церкви! Как много погибающих волею, которые отвергают Спасителя и своими делами ни во что вменяют Его сошествие на землю, Его житие на земле, Его учение, Его чудеса, Его страдания и смерть за нас.
«Гордые» и следующие своему кичливому разуму ни во что вменяют Его сошествие на землю, считая в ослеплении своего гордого ума и сердца ненужным Его пришествие; «неверующие, -» ни "во что ставят Его пришествие; всем сердцем «преданные только земному», сребролюбивые, завистливые, враждующие, пьяницы – ни во что ставят Его сошествие на землю; все неисправляющиеся и нераскаянные грешники – ни во что вменяют Его пришествие. Но горе тем, которые Сына Божия попирают своим маловерием и неверием и пристрастием к земному: их пожрет вечный огонь геенны: «всем неверным часть им в езере горящем огнем и жупелом» (Апок. 21, 8).
Господь да сохранит нас всех в настоящий праздник от всякого греховного дела. О, если бы все провели наступивший праздник в воздержании, чистоте, богомыслии, в делах милосердия, а не в пьянстве, плотской нечистоте, не в пустословии, в пустоделии и непотребстве, не в чревообъядении и в других разных грехах. Братия, время нам праздновать праздники разумно, благочестиво, а не безумно, не в нечестии всякого рода, не по-язычески. Да будет праздник наш угоден Спасителю, чтобы рожденный Младенец-Христос явился нашим Спасом чрез веру в Него, чрез покаяние наше и чрез добрыя дела наши. Аминь. (Сост. по проповед. о. I. Сергиева, кронштадтского).