Месяц декабрь
Двадцать первый день.
Поучение 2-ое. Св. Петр, митрополит Московский.
(О грехе клеветы на пастырей церкви).
I. Св. Петр, митрополит московский, память коего совершается ныне, родился от благочестивых родителей, живших во второй половине XII века, в области волынской. Прилежно он начал учиться грамоте и закону Божию, но учился неуспешно. Однажды он увидел во сне старца, который прикоснулся к языку его, после чего способности его раскрылись. В двенадцать лет Петр поступил в монастырь. С подвигами молитвы и поста он соединял занятие иконописанием. Таким образом способности его были заняты предметами священными и не оставалось в душе его места для предметов мирских и греховных. Заботясь о благе церкви и отечества, св. Петр, посвященный в сан митрополита, и поселившийся по случаю татарских набегов не в Киеве, но во Владимире на Клязьме, был миротворцем князей, ходатаем пред татарскими ханами.
В это время, между тем как везде благословляли избрание св. Петра в митрополиты, восстал против него тверской епископ Андрей, происходивший из дома литовских князей, который сам желал получить кафедру митрополита. Он послал патриарху ложный донос на святителя, вследствие которого «смутившийся мыслью» патриарх отправил в Россию доверенное лице для исследования дела; был собран по этому поводу в северном Переяславле собор. На нем вместе со многими епископами, между прочими – Симеоном ростовским и Прохором, бывшим тогда игуменом печерским, были и сыновья вел. князя Александр и Димитрий и многие другие князья. Большое волнение произошло между ними при чтении доноса, нелепость которого была очевидна для знавших святителя, хотя нашлись между присутствовавшими и склонные доверять доносу...
Как же принял это испытание святитель Петр?
– Братия! – обратился он к собранию с своим обычным незлобием и смирением, – я не лучше пророка Ионы... выбросьте же меня из среды вашей, если произошло из-за меня такое смятение...
Но все потребовали, чтобы доносчик или лично доказал справедливость взведенного им на митрополита обвинения, или сам был подвергнут строгому осуждению. При разъяснении дела епископ Андрей был обличен в клевете, и тогда святитель же защитил его и простил ему, сказав: «мир тебе, чадо! Не ты виноват, а древний ненавистник людей, начальник клеветы... Отныне берегись лжи, а прошедшее да простит тебе Господь!»
Когда великий князь Иоанн Данилович Калита основал свою столицу в Москве, святитель Петр перенес туда же из Владимира свое местопребывание и предсказал царственное величие Москвы и могущество царей ее и России на врагов. Святитель, воздев руки к небесам и с молитвою на устах, мирно скончался 21 декабря 1326 г. Мощи его почивают в московском Успенском соборе.
II. Достойно, братие, глубокого внимания нашего то обстоятельство, что на такого великого по благочестию и мудрости архипастыря, каков был святитель Петр, была возведена клевета, которая, как и нужно было ожидать, оказалась вполне несостоятельной пред беспристрастием суда церковнаго.
И в наше время так часто, так открыто, так громко сыплются клеветы на пастырей и архипастырей церкви, и притом самых деятельных, самых высоких, самых лучших... Что это за явление, как относиться к нему? вопросы, никогда не лишенные значения и особенно важные в наше тревожное время.
«Мир тебе, чадо; не ты сделал это, а диавол», сказал святитель Петр своему клеветнику. Эти слова великого святителя не только представляют нам пример, как христианская любовь должна смотреть на прегрешения ближняго, но и дают ключ для разрешения производимых клеветой смущений церковных.
Конечно, и «каждый творящий грех от диавола есть» (1Иоан. 3, 8), и диавол во всяком случае – первый виновник греха.
а) Но есть грехи, в которых коренное родство с темною силой обнаруживается с особенною ясностию. «Нет, думается, не может быть, чтобы сам человек решился на такое черное дело. Он раб в чужих руках, им водит иная темная сила». Такой грех клевета. Заведомо лгать в осуждение ближняго, пытаться отнять у него самое высшее сокровище в жизни – честное имя, наполнить его сердце самым жестоким ядом, лишить его заслуженных доброю деятельностию покоя, мира, радости, быть причиной этих тревожных и томительных дней, этих бессонных, ужасных ночей, и медленно, капля по капле, истощать и убивать в нем самую жизнь, – кто мог бы сознательно решиться на это? Нет сомнения, что, если бы эти злые люди могли прозреть своими душевными очами и увидели бы все безобразие своего гнусного дела, они бы сами первые отвернулись от него и сказали: «нет, этого мы не хотели, не могли сделать!»
б) И против кого составляются и распространяются эти злыя клеветы? Против всех истинных христиан и в особенности против тех, кто благовествует нам слово истины, кто преподает нам дары Божией благодати, кто воздевает свои преподобные руки в молитве о нашем здравии и спасении! Где сердце, где совесть у людей?! Знают эти злые люди, в ослеплении своем чрез злыя страсти отворившие свое сердце диаволу, что у пастырей, поносимых, ими, нет другого против них оружия, кроме любви, благословения и всепрощения, знают и, может быть, представляют, как пастырь, оклеветанный ими, встанет пред Господом и о них же будет молиться. Да, все это хорошо знают, и однако же, будучи послушными орудиями диавола, мечут свои пропитанные ядом стрелы! Где чувство чести и даже внешнее приличие!
в) Если таково происхождение клевет вообще и на пастырей церковных в особенности, то понятно, почему целию наиболее яростных нападений со стороны клеветников делаются наиболее достойные пастыри: их-то дело и есть самое неприятное для врага нашего спасения. Унизить их великий подвиг, помешать действию их слова, уменьшить силу их влияния, лишить их целебного покоя, нужного отдыха, по крайней мере наказать их, как-либо отомстить им за их добрую деятельность: вот настоящия цели клеветы, так часто закрытыя для тех, чьими устами она движется и плодится! Смотрите: кого в особенности из древних пастырей пыталась чернить клевета? Не иных, как напр. Афанасия Великого, Василия Великого и им подобных. Но что значит святость какого-либо человека, как бы высока она ни была, в сравнении с высочайшею святостию Самого Господа Иисуса Христа? Что же, – пощадила ли Его клевета? Нет: и Его даже, и даже в особенности Его, Подвигоположника нашего спасения, она старалась язвить и чернить. Думали ли те, кому они служат, чью волю творят, которые некогда говорили о Господе Спасителе: «сего обретохом развращающа язык наш, возбраняюща кесареви даяти дань» (Лук. 23, 2), или: «о князе бесовстем изгонит бесы» (Мф. 9, 34)?
г) И это поношение злой клеветы, претерпенное Господом Спасителем, сделалось как бы естественною долею и необходимым признаком истинных и верных Его слуг, провозвестником Его слова, раздаятелей Его благодати. «Несть ученикь над учителя своего, ниже раб над господина своего... Аще господина дома вельзевула нарекоша, кольми паче домашния его» (Мф. 10, 24–25). Спаситель заранее предупреждал верных учеников Своих, чтобы они здесь не искали одобрения или похвалы за свой подвиг, а напротив ожидали именно этого уничижения клеветою. «Блаженни есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради». Награда их там, и чем более отнимет клевета славы от их подвига на земле, тем выше будет их слава на небе. «Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф. 5, 12).
д) Но хорошо ли будет тем, кто в подобных случаях служит орудием злой силы? Известно слово Господа нашего Иисуса Христа, сказанное об оскорбителях проповедников истины и спасения, что «отраднее будет земли Содомстей и Гоморстей в день судный, нежели людям сим» (Мф. 10, 15). Осмотритесь же, куда вы идете, куда ведет вас враг ваш, оставьте ваш гибельный путь и обратитесь к покаянию, пока еще длится день ваш! Не только не клевещите сами, но и не слушайте клеветников.
III. Братие-христиане! Помолимся от всего сердца святителю Христову Петру, некогда пострадавшему от клеветы человеческия: да сохранит и оградит он наших пастырей от злых клевет и поношений и, если сие нужно для возвышения их подвига, да испросит им силу и бодрость понести в благодушии и любви эти нападки людской неправды! Помолимся и о себе, да сохранит нас в вере и благочестии, чтобы не впасть нам в тяжкий грех осуждения наших пастырей-отцов и не быть участниками в клевете, т. е. орудиями диавола, исконного клеветника, имеющего чрез клеветы посеять смуты в церкви, разделить пастырей от пасомых и чрез то лишить христиан вечного спасения. Помолимся и о самих врагах и обидчиках наших пастырей, да вразумит их страхом суда Божия, да откроет их душевные очи на их злое делание, и да обратит и направит их на путь истины и правды! Аминь. (Сост. по «Слов. и реч.» настоятеля Спб. Исаакиевского собора протоиерея П. Смирнова, ч. I, стр. 99–107).