Месяц декабрь
Двадцать первый день.
Поучение З-е. Святитель Петр, митрополит Московский.
(О клевете в современном христианском обществе).
I. Ныне ублажаемый святитель Петр, митрополит московский, живший в трудное время татарского ига, несмотря на всю святость своей жизни, Богом засвидетельствованной в нетлении его св. мощей, подвергся однажды тяжкой клевете, возведенной на него тверским епископом Андреем, происходившим из рода литовских князей и домогавшимся кафедры митрополита. Клевета была в свое время обличена; истина восторжествовала; виновник клеветы был великодушно прощен святителем Петром, сказавшим своему обвинителю: «мир тебе, чадо, не ты виноват, а древний ненавистник людей, начальник клеветы. Отныне берегись лжи, а прошедшее да простит тебе Господь».
II. По поводу этого печального события в жизни святителя Петра, побеседуем ныне, братие, о клевете, запрещенной 9 заповедью закона Божия.
а) Клевета есть величайший грех против девятой заповеди закона Божия. Этот грех смертный и в то же время самый обыденный, но проявляющийся в весьма различных видах. Вот почему во всем св. писании – в законе Моисея, в псалтири, в книге притчей Соломоновых, в книге пророков и почти в каждом послании Нового Завета – так ревностно преследуется возрастающая и гибельная наклонность к клевете и вероломству.
Вот описание клеветников три тысячи лет тому назад: «нет в устах их истины: сердце их – пагуба, гортань их – открытый гроб, языком своим льстят... уста их полны злословия и горечи. Разрушение и пагуба на путях их». (Пс. V, 10; Рим. III, 14 и 16). Так говорит св. царь и пророк Давид.
Вот другое описание за две тысячи лет: «наушник и двоязычный да будут прокляты, ибо они погубили многих, живших в тишине... Удар бича делает рубцы, а удар языка сокрушит кости. Многие пали от острия меча, но не столько, сколько падших от языка... Оставляющие Господа впадут в него; в них возгорится он и не угаснет: он будет послан на них, как лев, и как барс будет истреблять их». (Сир. XXVIII, 15, 20, 21 и 26).
Вот и еще описание, составленное восемнадцать столетий тому назад братом Господним св. ап. Иаковом: «язык – огонь... язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда». (Иак. III, 6–8).
Клевета, уязвляющая и оскорбляющая наших ближних, приравнивает клевещущего человека, по словам священного писания, к змию и дьяволу. Язык лжеца подобен жалу ядовитой змеи. Псалмопевец говорит: «они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань, изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их». (Пс. СХХХИХ, 3 и 4). «Вино их», говорится во Второзаконии, «яд драконов и гибельная отрава аспидов». (Второз. XXXII, 33).
Спаситель сказал клевещущим фарисеям: «ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец а отец лжи». (Иоан. VIII, 44).
Клеветники часто гордятся собой, ибо гордость одно из отличий злого духа, чье самое имя дьявол – значит клеветник. Многие, к сожалению, не только потакают этим грешникам, но и развивают в них самодовольство.
Семена клеветы, обильно разбрасываемые ежедневно, безконечно плодородны. Им, как семенам крапивы, не нужно вспаханной почвы.
б) Большею частью клевета гибельна уже в самом зачатке своем, так как она создается для поражения и разрушения. «Нечестивые натянули лук, стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем». (Пс. X, 2). А между собой со всей откровенностью, как сказано в книге Премудрости Соломона, оправдывают свои дела. «Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в грехах против закона и поносит нас за грехи нашего воспитания». (Прем. II, 12).
Каждое поколение, в свою очередь, видит к несчастию, что эта ненависть злых к добрым, выказывающаяся жестокими поступками и злобными речами, составляет часть всемирной истории. Это унижение, эти презрение и насмешка, распространяемые безыменными клеветниками, составляют часть дани, воздаваемой пороком добродетели.
В древния времена люди убивали пророков и проливали кровь невинных, в наше же время они весьма часто поражают злословием.
Во все века тщеславные люди, завистливые соперники и все, кто ненавидит праведных, обостряют свой язык, как бритву, чтобы поразить доброе имя тех, кого они считают своими врагами. Так человека, по призванию своего долга принимавшего деятельное участие среди своих собратьев, всегда стремившегося делать лишь доброе, несомненно многие будут преследовать бурей безмерных обвинений. Не допускается, чтобы он мог говорить правду, чтобы поступки его были правильны; его имя как бы сигнал к шипенью всякого рода вражды, злобы или раздразненного порока. Простодушные люди могут обмануться и подумать, что тот, против кого скопляется так много вражды, должен быть очень дурным человеком. Они забывают, что все это еще в более сильнейшей степени обрушивалось на всех лучших людей, которых когда-либо видел мир. Они забывают, что подобное преследование чуть не довело псалмопевца до отчаяния, что оно чуть не заставило мягкого и благочестивого пророка Иеремию проклясть день своего рождения, охватило своим адским вихрем всех пророков, наклеветало на Иоанна Крестителя, что он одержим бесом, назвало Самого Господа Иисуса Христа самарянином, и одержимым бесом (Иоан. VIII, 48), окутало своим ядовитым покровом всю жизнь и деяния св. апостола Павла; сделало в языческом мире название христианина равнозначущим злодею, изгнало из Рима блаж. Иеронима. Еще и теперь поносят истинных рабов Божиих.
Но разве Иисус Христос не назвал блаженными и страждущих от злословия? Разве не сказал Спаситель нам: «блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески злословить за Меня». (Мат. V, 11). Но, во всяком случае, нет сомнения, что лучше ежедневно слушать ложь сотни клеветников, чем уподобиться им, хотя бы на один час, или приобрести хотя ничтожнейшую часть их презренных выгод.
Оружие клеветника покажется, пожалуй, менее зверским, чем нож убийцы, но само убийство тем ужаснее, чем утонченнее его исполнитель.
Если найдется не мало людей, у которых составляет ремесло сталкивать с пути тех, кого они почтили своей ненавистью, то еще более вреда во всех классах общества творят праздные умы, которым нужен толчок зложелательства, чтобы нарушить свое томительное однообразие.
Как легко искажать поступки людей! Человека серьезного можно прозвать суетливым и пустым или фантазером, чтобы извинить свое собственное равнодушие. Если кто принимает деятельное участие в благотворительности, то его можно прославить шумливым, надоедливым, самовосхваляющимся, свое же собственное нерадение выдавать за скромность; таким образом всякий лентяй может чувствовать свое превосходство перед ним. Человека, проявляющего глубокие чувства, можно прозвать болезненным, комедиантом, фанатиком, плаксивым. Человека религиозного можно наградить кличкой лицемера, ханжи. Смело восстающего против порока можно осмеять, как отъявленного обманщика. Хлопочущего об умалении какого-либо общественного соблазна можно заклеймить как расслабленного и фанатика. Все это действует очень сильно. И, наконец, это доступно большинству. Это так же легко, как и солгать, для тех, кто не привык ценить человеческое слово.
О таких людях Соломон говорит: «они не заснут, если не сделают зла; пропадет сон у них, если они не доведут кого до падения» (Притч. IV, 16). О, душа, не вникай в их тайну; о, честность, не присоединяйся к их обществу!
Мы говорим это, не надеясь приостановить грязные волны; они подобны приливу, хотя не глубоки, а всегда могут затопить. Но нам хотелось бы суметь показать всем христианам, до которых дойдут наши слова, что всякое проявление греха лжесвидетельства на своего ближняго противно христианству, какой это ужасный грех, как он обращает землю в ад и влечет всякого, предающегося этому греху, к отвержению и гибели.
Все грехи, против которых направлены десять заповедей, могут совершаться как против общества, так и против отдельных лиц. Одно из зол многоречивых вестовщиков дурных слухов состоит в порче нравов всего народа; он преисполняется подозрительностью и дурными наклонностями, и делается негодным к прекрасным стремлениям. Преобладание этого порока всегда было верным признаком испорченности и упадка народности. Народ, предающийся злословию, неизбежно становится презренным и вырождается. Горе тем, кто портит народные нравы и соблазняет простыя души!
Предающиеся сплетням и порицаниям ближних, ревностно выведывающие жизнь других, нерадивы в исправлении своей собственной жизни. Занимаясь низменными предметами, мы сами становимся низкими. Наказание неба одинаково тяготеет как над лжецом, так и над любящим слушать ложь. Как много таких, которые чрезвычайно интересуются всякого рода новым для них слухом. Они ни на минуту не задумываются над тем, какие будут последствия от их отзыва для виновника рассказа.
в) Мы не можем долее останавливаться на омерзительных грехах, на которые налагает свое запрещение девятая заповедь; все же, хотя эти грехи всеобщи, рассмотрим в кратких чертах, как следует нам, христианам, бороться с ними, чтобы не поддаться им.
аа) Во-первых, излечим самих себя от склонности к пустым разговорам о личностях, которые так часто ведут нас к греху. Пустословие и любовь к пересудам стоит в родственном отношении с ложью.
бб) Во-вторых, попробуем представить себе страшную силу и нашу ответственность за них. Как мало думаем мы об этом? Мы знаем силу стрихнина или мышьяка, но не знаем силы слова. Сколько непреднамеренных речей приносят гибель и вред! Сколько ничтожных насекомых обладает ядовитым жалом. Слова суть не только сотрясение воздуха: слова имеют значение. Да, и нередко с страшной силой они портят нравы и предают души мучению; и если наши слова были таковыми, то непристойный, тайно произнесенный шепот, без сомнения, вернется к нам в громовых раскатах и признает нас смертно виновными. Может быть у нас было бы более глубокое чувство ответственности, если бы мы сохраняли в своей памяти слова нашего Господа: «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мат. XII, 37).
вв) В-третьих, смирение могло бы нам оказать много помощи. Мы были бы менее жестоки к другим, если бы честнее относились к самим себе. Если бы мы более размышляли о бревне в своем собственном глазу, то не так бы старательно объявляли о сучке в глазу нашего брата (Матф. VII, 3).
гг) В-четвертых, думаем ли мы что своими словами или безыменными доносами высшим властям мы мучим своего брата, ради которого Иисус Христос принял смерть? Думаем ли мы о том, что мы подстерегаем погрешности наших братьев, чтобы затем преувеличивать и разглашать их виновность? Разве сознание собственных недостатков никогда не давит, как свинец, души клеветников? Зачем же они еще добавляют тягчайшее бремя на души их братьев?
Благородно ли толкать брата, несущего свое бремя по тернистому пути жизни? Благородно ли смеяться друг над другом и с злобой в сердце бороться на ножах? Прости нам, Боже, наши жалкие распри, нашу радость при виде заблудившихся, погибающих под своей ношей, уязвленных в сердце. Язвительные слова острее стали и их боль значительно сильнее, чем от ножа. Не лучше ли на этом кратком жизненном пути и на суше, и на воде подавать рыбу вместо змеи (Матф. VII, 10) и, схватившись руками, прожить всю бренную жизнь вместе, бок-о-бок?
Посмотрите на розы, кивающия друг другу, на мирно пасущияся стада; человек, и только человек, воюет с своим братом, и смеется над его опасностью и страданиями; животныя, пасущияся в долине, могут пристыдить его. Благородно ли нам стараться унизить какого-нибудь несчастного или бедняка до праха? Слишком скоро всех вместе низвергнет нас время, как листья порывом ветра.
дд) В-пятых, как в делах церкви и государства, так и в обыкновенном обществе будем избегать всякой искажающей и стесняющей приверженности к известной партии. Ничто не может сравняться с жестокой презренной партийностью, погрязшей в предрассудках.
Предрассудок – болезнь ума, представляющая людей и их поступки в том цвете, в который их окрашивает их собственное недовольство. Отсюда все эти ложные слухи, распускаемые одной партией, чтобы убить другую. Одна партия называет другую невежественной и суеверной, другая же возражает, что все ее противники лицемеры; и обе страдают от взаимных колкостей; страдает у них правда и гибнет милосердие.
Постыдимся, братие, и спросим: разве таков путь к распространению дела Божия и царства Христова? Нуждается ли Христос в вашей лжи? Будете ли вы ради Бога говорить нечестиво или обманывать ради Него? «Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближняго твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал. V, 14 и 15).
ее) Братия, милосердие одно из могущественных средств и противоядий против ненавистного преступления оскорбления нашего ближняго лживым языком. Если бы вы взглянули, как отличается нравственное безобразие клеветы от высшей красоты, от небесного сияния милосердия, как их изображает св. ап. Павел в послании к коринфянам. Взгляните на последнее изображение, как оно нежно, ангельски привлекательно, сколь проникнуто небесным, и как оно полно чарующих красок, а затем посмотрите на изображение клеветы, как она сбивчива, тревожна, одержима ядом всех низких страстей, она не может говорить иным языком, как языком демона, самое имя которого значит клеветник. (См. Духовно-нравств. беседы, Фаррара).
III. Умоляем вас, братия, «облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол. III, 12 и 13). И кроме всего этого, проникнитесь любовью, она условие совершенства; читайте как можно менее дурного, не верьте ничему дурному, пока оно не доказано; если же оно и доказано, то на повторяйте его. Ваше милосердие покроет множество грехов.
Чего бы вам это ни стоило, и что бы с вами ни случилось, откажитесь от всякого зложелательства, хитрости, лицемерия и злословия. Оставьте вашу защиту Богу, как сделал Иисус Христос. Ни о других не говорите зложелательно, ни сами не внимайте зложелательствам, когда их произносят. И тогда будьте уверены, что, несмотря на всю силу дьявола и его споспешников, мир Господень будет пребывать в ваших сердцах. (Сост. свящ. Гр. Д-ко по указ. источн.).