Месяц декабрь
Тринадцатый день.
Свв. мученики: Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест.
(В чем состоит блаженство праведников?)
I. Свв. муч. Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест, ныне прославляемые, претерпели мучение в царствование Диоклитиана. В предместьи города Константинополя существовал монастырь, называемый Олимп; в нем устроена была церковь во имя пяти мучеников. Во время пения утрени было обыкновение читать историю пяти мучеников, но однажды иноки сказали: «оставим чтение, для кого мы будем читать: никого нет из города». Тогда вошли в церковь два неизвестные человека, один из них развернул книгу и начал чтение. Когда он дочитал до того места, где сказано было: «Евстратий обут был в сапоги с железными гвоздями», то обратился к инокам и сказал: «ничтожны страдания мои в сравнении с той наградой, какую я получил от Бога», и после этого стал невидим. Очевидно, то был св. муч. Евстратий, явившийся для вразумления иноков. Извещенные об этом чуде царь и патриарх прославили Бога.
II. Бог щедро награждает верных рабов Своих: за временные и скоропреходящия страдания св. мучеников Он награждает их вечным и величайшим блаженством на небе.
Рассмотрим же, братия, в чем состоит это блаженство св. мучеников, истинных рабов Христовых, и вообще всех праведных людей, живших на земле добродетельно, свято, чисто, любивших Бога и ближних своих.
а) Праведники наследуют уготованное им царство от сложения мира (Матф. 25, 34), – царство, которое называется так же царством небесным (Матф. 5, 3. 10), царством Божиим (Марк. 9. 47), царством Отца (Матф. 13, 43), царством Господа Иисуса Христа (2Петр. 1, 11); называется еще градом Бога живого (Евр. 12, 22), домом Отца (Иоан. 14, 2).
б) В этом царстве, граде, доме Божием первым источником блаженства для праведников будет постоянное их сопребывание, сожительство с Самим Богом и Господом Иисусом Христом, и постоянное соучастие в Божественной славе, сколько то возможно для твари. «Иду», говорил Спаситель ученикам Своим пред Своим отшествием из мира, «уготовати место вам. И аще уготовлю место вам, паки прииду и поиму вы к Себе: да, идеже есмь Аз, и вы будете» (Иоан. 14, 1–3). В Апокалипсисе Господь засвидетельствовал: «побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих, и седох со Отцем Моим на престоле Его» (- 3, 21). Тогда праведники явятся действительно «наследницы убо Богу, снаследницы же Христу» (Рим. 8, 17).
в) Пребывая постоянно с Господом в царствии небесном, праведники удостоятся зреть Триипостасного лицем к лицу: «блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Матф. 5, 8). И в этом лицезрении Всесовершенного будут непрестанно обретать:
аа) «Полное удовлетворение для своего ума, жаждущего истины: видим ныне» (Бога), говорит св. апостол, «якоже зерцалом в гадании, тогда же лицем к лицу: ныне разумею отчасти, тогда же познаю, якоже и познан бых» (1Кор. 13, 12). «Тогда упразднится» (-10) «вера» и настанет одно непосредственное «видение» (2Кор. 5, 7).
бб) «Полное удовлетворение для своей воли, жаждущей добра: блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся» (Матф. 5, 6). По мере того, как праведники более и более будут созерцать и постигать умом своим совершенства Всесовершеннаго, они более и более будут воспламеняться к Нему любовию, которая, по слову апостола, «николиже отпадает» (1 "Кор. 13, 8), более и более усовершаться в безусловном повиновении Его святейшей воле и в нравственном уподоблении Ему: «возлюбленнии», говорил св. Иоанн Богослов, «ныне чада Божия есмы, и не у явися, что будем: вемы же, яко», «егда явится, подобни Ему будем, ибо узрим Его, якоже есть» (1Иоан. 3, 2. 3).
вв) «Полное удовлетворение для своего сердца, жаждущего блаженства». Ибо чрез самую любовь свою удостоятся ближайшего общения и единения с Богом, источником блаженства: «Бог любы есть, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает» (1Иоан. 4, 16). Тогда-то исполнятся на них во всей силе слова Спасителя: «да вси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе», «да и тии в Нас едино будут... Аз в них, и Ты во Мне, да будут совершени во едино» (Иоан. 17, 21. 23).
г) Блаженному состоянию праведников по душе будет соответствовать в царствии небесном состояние их по телу. Кроме того, что их тела восстанут для будущей жизни «нетленными, славными» или светоносными, «сильными, духовными» они будут изъяты от всех нужд жизни настоящей. «Не взалчут ктому», говорит тайнозритель о святых на небеси, «ниже вжаждут, не имат же пасти на них солнце, ниже всяк зной» (Апок. 7,16). «И отъимет Бог всяку слезу от очию их, и смерти не будет ктому: ни плача, ни вопля, ни болезни не будет ктому» (Апок. 21, 4).
Св. Тихон Задонский так изображает состояние блаженной жизни. «В горнем Иерусалиме, говорит он, нет страха от иноплеменников, нет боязни от врагов, нет опасности от болезни, смерти, глада, хлада, нищеты, вражды, ненависти, злобы и прочих зол; не слышится там жалобы, удалилися отсюда плач, печаль и воздыхание, нет попечения о пище, питии, одежде, о доме и домашних; нет там бури и непогоды, но всегда благоприятное ведро; нет утра, вечера, ночи, но всегда день; нет осени и зимы, но всегда прекрасная и благорастворенная весна и лето; не слышится, не видится, не чувствуется там ничего, разве благоприятное, веселое и любезное. Там жители всегда бдят, но никогда не утруждаются, всегда живут, но смерти не чают; там житие без труда, радость без печали, здравие без немощи, богатство без потери, честь без опасности и страха, удовольствие без оскудения, блаженство без бедствия; там день без ночи, ведро без непогоды, солнце без облаков, свет без тьмы, сияние без мглы, нет там стараго, слепого, хромого, расслабленнаго, безобразнаго, но все в цветущей юности, красной доброте и возрасте мужа совершенна, в мере возраста исполнения Христова; там никто ни обидит, ни обиждется, ни ненавидит, ни ненавидимым бывает, ни гневается, ни досаждает, ни озлобляется, ни озлобляем бывает; никто иному не завидит; всякий доволен тем, что имеет, потому что более того, что имеет, не желает; тем утешается блаженством, которое выше не восходит; тою славою и честию венчается, которой более не ищет». (Твор. ч. IX, стр. 108).
д) Ко всему этому присовокупится ближайшее, блаженнейшее соотношение праведников между собою и с ангелами. Ибо все не только приступят, но и действительно приобщатся «к граду Бога живаго, Иерусалиму небесному и тмам ангелов, торжеству, и церкви первородных, на небесех написанных» (Евр. 12, 22. 23); все «возлягут со Авраамом, и Исааком, и Иаковом в царствии небеснем» (Матф. 8, 11); все «едино будут» (Иоан. 17, 21), будучи связаны между собою узами чистейшей взаимной любви, как дети одного общего Отца, Который будет «всяческая во всех» (1Кор. 15, 25).
«В том преславном и блаженнейшем гражданстве, учит святитель Тихон Задонский, совершеннейшая тишина, мир, любовь, между блаженными гражданами, друг о друге радость, утеха и веселие: потому что друг друга любят, как себя, и друг о друге радуются как о себе: ибо друг друга видят в блаженстве, как и себя» («Творен. св. Тихона, еп. воронеж.» ч. IX, стр. 108–109).
е) Вообще же блаженное состояние праведников на небеси будет таково, что ныне мы ни представить, ни изобразить его не можем: «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1Кор. 2, 9; снес. 1Иоан. 3, 2).
III. Да сподобит же Господь нас. по молитвам Божией Матери, св. апостолов и всех святых Своих наследовать это блаженство праведников! (Сост. свящ. Гр. Дьяченко по «Рук. к изуч. хр. догмат. Богосл.» Макария с дополн. из «Твор. св. Тихона. Задонского»).