Месяц декабрь
Шестой день.
Поучение 4-ое. Святитель и чудотворец Николай, архиепископ Мирликийский.
(Опасности для людей всех возрастов и средства к избавлению от них).
I. Ныне ублажаемый св. Николай и при жизни был, и теперь есть, усердный помощник в мореплавании. Еще будучи пресвитером, он отправился морем в Иерусалим на поклонение гробу Господню. Вдруг поднялась буря и корабль стало заливать волнами. Плывшие с ним начали просить помолиться о спасении. Он стал прилежно молиться, и буря стала утихать, море вскоре совершенно успокоилось и общая печаль и страх перешли в радость и ликование.
II. Немногим из нас, братие, приходилось или придется испытывать опасности плавания на море; но за то все, все без исключения подвержены опасностям другого рода, – плавания на море жизни. Да, мы в жизни, как в море, всюду окружены опасностями, окружены и в летах детства, так же, как и в летах юности, и в летах мужества, так же, как и в летах старости.
а) Вот, дитя только еще узрело свет Божий, а опасности уже стерегут, ждут его душу. Что если родители оставят его в небрежении, поручив его воспитание другим? Что если долгое время будут смотреть на него, как на игрушку свою, будут заботиться о том лишь, чтобы как можно наряднее одеть его, вкуснее напитать его? Что если окружат его такими людьми, которые будут насаждать в нем семена суеверия и предрассудков, наполняя и пугая его воображение рассказами про лица и вещи, каких никогда не существовало и не могло существовать? Что если ему и о многом будут сообщать, но ничего о главном – о Том, в Кого ему веровать, Кого любить? Что если хорошего – христианского не увидит он долго ни в родителях, ни в окружающих их? Подлинно, сколько здесь предстоит опасностей его душе! Душа дитяти – это нива ничем незасеянная. Посейте семя доброе, и плоды произрастут добрые. Посейте терние, терние и произрастет. О, родители! бодрствуйте над своими детьми и не будите виновниками их вечного несчастия, вечной погибели!
б) Но вот дитя делается юношей. Счастливый этот возраст, блаженное это время юности! Но и здесь столько угрожает опасностей для души, и такие эти опасности, что если кто подвергнется им, то всю жизнь будет оплакивать свою участь. Юноша чувствует в себе избыток сил и здоровья. Что, если эти его силы будут тратиться на пустые, чувственные удовольствия плоти? А это очень легко может быть. Юность неразборчива и легкомысленна; она легко склоняется ко всему, ее услаждающему, не обращая много внимания на то, истинно ли то будет или ложно, полезно или вредно душе... А его неопытность, беспечность, самонадеянность, его жадность к новизне, могут погубить его при малейшей неосторожности с его стороны. И особенно это легко в наше время, когда так много распространяется разных неправославных и даже нехристианских лжеучений. Как легко ему заразиться ими и принять в себя смертоносный яд! А эти все усиливающиеся соблазны и призывы к жизни веселой? Как трудно противустать всему этому юноше, который, по самому возрасту своему, так любит шум и веселие! При первой возможности он отдается им всей душей своей. Где же та боголюбезная чистота и невинность сердца, которые так желательно видеть в юноше? Где это самоотверженное стремление ко всякому добру, так свойственное его молодым силам? Где эта безкорыстная любовь к ближнему, эта пламенная, чистая любовь к Богу, так приличные его возрасту? Как они редки в нынешних юношах! И вот этот юный по телу часто становится состаревшимся от привязанности к миру и его утехам. И тот, от кого должно бы благоухать ангельскою чистотою и невинностию, от кого и церковь, и родители, и отечество ждали полезных трудов, таковый часто кончает жизнь свою преждевременно во цвете лет своих, иногда самым ужасным образом, и таким образом погибает на веки.
Таковы лета юности! так много опасностей предстоит ей от шума страстей и соблазнов! Старшие и опытные в жизни! предохраните юность от падений, иначе она легко погибает, как погибают на море от бури и воздымающихся волн его.
в) Но может быть не столь опасно это житейское море в летах зрелости, в летах мужества? Нет, и здесь тишина и спокойствие души бывают также непрочны, как на море. Правда, человек в летах мужества становится благоразумнее, всякое дело делает обдуманнее. Но и при всем благоразумии сколько однакоже может быть здесь ошибок, увлечений, падений? Под этим видимым спокойствием как часто скрывается черствость души, холодность к Богу и ближнему, желание жить только для земли, для себя, без забот о душе, о благе другого! А внутри, в самой душе эта вечная брань духа с плотию и постоянная опасность потерять себя и погибнуть. То преследует его гордость, то тщеславие, то корыстолюбие. А там поднимает бурю плотская страсть или не менее гибельная страсть к вину, деньгам и т. п. И сколько пало и падает от этих страстей! А эти скорби от недовольства своим положением, от неустройства жизни домашней, от беспорядочного поведения детей, от невознаграждаемого труда? Как они легко могут повергнуть нашу душу в ропот на Бога, уныние, отчаяние! Даже самая крепость телесная, которая свойственна возрасту мужества, не угрожает ли повергнуть человека в беспечность о своей душе? «Не скоро еще придет конец твой, успеешь еще покаяться», говорит это обилие сил телесных. Так и в летах мужества много опасностей для души!
г) Но вот человек достигает возраста старости. Можно думать, что здесь уже ничего нет опасного для человека. В нем самом все уже как бы замирает; но не так на самом деле. На самом деле и здесь жизнь есть то же море, как в других возрастах, подчас море шумное и бурное, готовое поглотить человека своими волнами. Не доверяйте вы этому бесстрастию, которого будто бы достигают души старцев. Нет, враг рода человеческого свои стрелы пускает и на них, и в них возбуждает страсти: самолюбие, сластолюбие, гордость, ненависть, зависть, сребролюбие и другия, со всею их силою. А как трудно многим из старцев помириться с тою мыслию, что одною ногою они уже в могиле! Помириться с этою мыслию значит изменить себя, а подобные старцы нисколько к этому неспособны. Ибо трудно насадить в сердце добродетели в старости, когда их не было в юности, трудно отстать от пристрастия к мирским утехам, когда вся жизнь прошла в искании этих утех, – в старости пожинают то, что посеяно в юности. И вот почему мы видим так много старцев, которые живут так, как будто бы им никогда не умирать, которые еще не приносили покаяния, еще и не думали о исправлении себя. Плачевна участь сих служителей мира и страстей! Смерть застает их часто при их греховных делах, – тогда, когда и не могли ожидать, – похищает таким образом неприготовленными для жизни вечной, как бы за то, что они имели больше других времени для покаяния и не покаялись.
Итак, с начала и до конца, с лет младенчества до лет старости, жизнь наша преисполнена опасностей для души, опасностей более страшных, чем на море. – Что же нам делать среди сих опасностей? А что делали апостолы, когда их корабль от морской бури был в опасности потонуть? Они обратились с мольбою ко Господу: «спаси ны, Господи, погибаем!» Что сделали плывшие на корабле со святителем Николаем? Они обратились к нему с прошением о молитве. Тебе ли, христианин, не к кому возвести мысленный свой взор, когда обуревают тебя волны – житейские напасти? У тебя есть Спаситель, положивший душу Свою за тебя. У тебя есть всесильная Ходатаица и Молитвенница пред Ним, – Пречистая Матерь Его. У каждого из нас есть ангел хранитель, есть другой ангел из святых, имя которого мы носим, и многое множество других святых. Все они близки к нам, любят нас, молятся с нами и за нас, вечные и неизменные ходатаи наши.
III. Итак вы, плавающие в море житейских попечений, вы, потопляемые грехами своими, обращайтесь чаще и чаще к этим добрым кормчим, и молитесь им, – молитесь родители о детях своих, чтобы они были сосудами Духа Святаго, – молитесь юноши, чтобы вам соблюсти в непорочности свою юность, – молитесь мужи, чтобы вам с крепостию телесною приобрести крепость духа, твердость в добродетели, – молитесь достигшие лет старости, чтобы с убелением влас главы вашей убелялись и очищались от грехов души, чтобы вам быть чистою пшеницею, вполне годною, вполне созревшею для царствия небеснаго. Молитесь, и будьте уверены, что молитва ваша не будет напрасною, но спасет вас. Аминь. (Сост. по Поучение свящ. П. Шумова).