Источник

Шестой день.
Поучение 5-ое. Святитель и чудотворец Николай.

(Назидательные уроки для нас, извлекаемые из жития святителя и чудотворца Николая: ревность по вере и милосердие к страждущим).

I. Заповедь св. апостола Павла поминать наставников, проповедывавших слово Божие, и, взирая на кончину ихь жизни, подражать вере их (Евр. 13, 7) и самое торжество св. церкви в честь святителя и чудотворца Николая побуждают нас, возлюбленные братие, привести себе на память богоугодную жизнь и дивные деяния великого угодника Божия, мирликийского чудотворца, дабы найти себе в них поучительные уроки и примеры для подражания. Такое воспоминание жизни святителя будет лучшим началом и продолжением праздника нашего.

II. Святитель Николай, по замечанию его священного жизнеописателя, был зерцалом всех добрых дел для духовного стада своего и служил, по апостолу, для верных образцом в слове, в житии, в любви, в духе, в чистоте (1Тим. 4, 12). Особенными же добродетелями, коими главным образом угодил Богу ублажаемый нами праведник, «были его пламенная ревность по православной вере Христовой и милосердие к страждущим собратиям».

а) В это тягостное для церкви Христовой время, когда язычество, предчувствуя свой конец, напрягало все свои усилия к тому, чтобы поразить христианство, и разражалось ужасными гонениями на верующих в распятого и воскресшего Христа Спасителя, святитель Николай неусыпно бодрствовал на страже вверенной его охранению паствы. Своею горячею преданностию православной вере Христовой и непоколебимою твердостию в ней он возбуждал в христианах мужество к великодушному, радостному перенесению мучений и смерти за имя Христово, утешал падших под ударами меча своим сильным словом. Враги христианства за твердую, безбоязненную и неусыпную ревность по святой вере заключили святителя в темницу, но и узы темничные не сковывают его богоглаголивых уст: и в темнице, среди ужасов поношений, угроз, истязаний, мучений, голода и смерти, угодник Божий безбоязненно проповедует Евангелие, несмотря на все препятствия, которые поставляли ему ненавистники истины и добра, исчадия диавола.

«Когда миновала внешняя опасность для церкви со стороны язычников, явился внутренний враг стада Христова в лице александрийскаю пресвитера Ария», осмелившегося отвергать Божество Господа Иисуса Христа, Его единосущие с Богом Отцом и низводить таким образом Сына Божия в ряд сотворенных существ. Для опровержения и уничтожения этого лжеучения созван был в г. Никее вселенский собор, на котором богохульный еретик, не взирая на все опровержения и возражения со стороны отцев церкви, смело и дерзко оскорблял святыя убеждения их. Воспламенилась тогда ревность мирликийского архипастыря по чистой, совершенной, истинно православной вере и благочестию: проникнутый полным, справедливым негодованием к дерзкому ересеначальнику угодник Божий посрамил его пред всем собранием ударением в ланиту. Итак,ой поступок св. Николая, показавшийся необычным для целого сонма отцев, присутствовавших на соборе, был чудесно оправдан на суде Божием: в откровении от Бога, бывшем некоторым отцам, Сам Господь Иисус Христос вручил святителю Николаю Евангелие, а Матерь Божия возложила на него омофор. Итак, первое, что удивляет нас в жизни святителя Николая, это сила его веры, с какою он благовествовал слово Божие и обличал дерзкого еретика.

б) Другая особенно замечательная добродетельная черта жизни празднуемого нами угодника Божия – это его сострадание и милосердие к бедствующим людям. Еще при посвящении его в пресвитерский сан рукополагавший его епископ патарский Николай пророчески воскликнул к предстоявшему в церкви народу: «вижу, братие, новое солнце, восходящее над землею и обещающее утешение всем скорбящим». Эти слова епископа патарского были, подлинно, пророческими: ибо вся жизнь святителя Николая протекла в подвигах милосердия. Раздавши бедным в начале своего пресвитерства все свое имущество, св. Николай не переставал быть милосердым отцем, скорым помощником бедным в течение всего своего святительства, не перестал быть таковым и по блаженной кончине своей, по переселении в райские обители Отца небеснаго. И кто в состоянии исчислить все чудные деяния и опыты небесного ходатайства и помощи страждущим людям, совершенные великим святителем в течение многих веков? «Если бы, вынужден был сказать в заключение своего посильного труда описатель жития святителя Николая, если бы я подробно стал повествовать о делах милосердия святителя, о том, какие он оказывал щедроты нуждающимся, сколько алчущих напитал, нагих одел, сколько от заимодавцев выкупил, то у меня и времени не достало бы для этого». «Многия великие и преславные чудеса совершил угодник Божий на море и суше» замечает жизнеописатель в другом месте о святителе Николае: «он помогал находившимся в бедах, спасал от потопления, исхищал от плена, избавлял от уз и темницы, освобождал от меча и смерти, подавал слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и крайней нищете страждущих обогатил, и всякому во всякой нужде являлся готовым помощником, теплым заступником и скорым предстателем и защитником: и ныне также призывающим его помогает, и избавляет их от бед». Потому-то и святая церковь, ублажая святителя Николая за его чудодейственную благотворную помощь в разных странах и среди разных народов, воспевает: «кий град, блаженне, не имеет тебе помощника? кая ли душа не призывает твоего имене? Или коего места не присещаеши духом, твоими чудесы удивляя вся, Николае» (Канон, песнь 3).

III. Не останемся, братие, одними праздными созерцателями дивных свойств жизни чествуемого нами угодника Божия. Наш долг, по завещанию св. апостола, подражать жизни святых своих наставников в вере и благочестии: их высокие добродетельные качества и действия поставлять для себя образцами и сообразоваться с ними в своей жизни и деятельности.

а) Будем подражать св. Николаю в его пламенной ревности по св. вере Христовой! Если наша общественная жизнь не представляет, по-видимому, таких случаев к проявлению твердости и ревности по св. вере Христовой, как это было в век святителя Николая – во время внешней борьбы христианства с язычеством: то она представляет нам иные поводы к засвидетельствованию нашей ревности по православной вере, твердости и непоколебимости наших истинно-религиозных убеждений. С одной стороны, наш век отличается легкомысленным, слабодушным маловерием и убийственною холодностию к вере; с другой, в наши дни самозванные учители, прикрываясь мнимою ревностию об истинном благочестии, отвергают евангельские истины и уставы матери нашей – православной церкви, уловляют лестию простыя души в сети диавола и творят еще в здешней жизни чадами геенны, сугубейшими себя. Не должны ли и мы потому желать и молиться, чтобы огонь пламенной ревности святителя мирликийского согревал и наши охладевшие сердца, чтобы этот священный огонь попалил все терния маловерия и суемудрия человеческого, воспламенял в нас любовь к прославлению имени Божия и своему спасению?.. О если бы все мы, носящие имя христиан, поминали чаще великого угодника Божия святителя Николая и неуклонно следовали сему правилу веры, дорожили подобно ему верою, яко зеницею ока! Тогда церковь наша не была бы терзаема собственными своими чадами, св. вера проявлялась бы в жизни вашей, и давно, давно исполнилось бы церковное моление о соединении людей узами единства веры и любви. Долг всякого искренно верующего христианина, в каком бы звании и состоянии он ни находился, не только самому быть твердо убежденным в вере, а и заботиться о вере православной – об ее распространении, о хранении и умножении, о вразумлении людей неверных и легковерных. И кто не имеет ревности по вере православной, тот не искренний последователь Спасителя; кто не защищает своей православной веры, не оберегает чести своих пастырей, тот – не брат своих ближних, желающий им добра истиннаго. Припомним, братие, что вещает нам касательно исповедания веры Сам небесный Учитель, Господь наш Иисус Христос: «всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим небесным» (Матф. 10, 32); «а кто постыдится Меня и Моихь слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами» (Марк. 8, 38). «Ужели, поучает вселенский учитель, святитель Златоуст, тех, которые не считают своею обязанностию помышлять о душевном спасении ближних, ужели ты не поднимешь овча своего соседа, пораженное, лежащее на пути, не скажешь о нем соседу? Менее ли стоит внимания душа твоего ближняго, когда бы ты увидал ее пораженною или заблудшею. Пламень объял дом твоего согражданина, и ты не можешь равнодушно взирать на это бедствие: почему ж ни мало не трогает твоего сердца состояние другого, когда он в пламени страстей? Если захотите, то вы больше, чем мы, можете исправлять друг друга; вы больше друг с другом находитесь, больше, чем мы, знаете друг друга», (На пос. к Евр. беседа 10).

б) Станем подражать также и неистощимой – живой, благотворной любви святителя Николая к страждущему роду человеческому. Мы не заслужили у Господа какого-либо чудесного дара, посредством коего могли бы благотворить своим ближним, но мы можем все же каким-либо способом пособлять несчастным ближним, требующим от нас руки помощи: можем алчущего напитать, жаждущего напоить, нагого одеть, поддержать невинного страдальца, утешить скорбящаго, ободрить человека в его тяжелых обстоятельствах... Будем же пользоваться этою возможностию – Господь приемлет и лепту вдовицы паче многих сокровищ, награждает и за чашу холодной воды, поданной во имя Его, с усердием. Будем, братие, помнить, что если у кого из нас – духовного или мирянина есть все добродетели, а нет любви, милосердия, сострадания, миролюбия, напротив есть ненависть, злоба, жестокость сердца, злорадование несчастиям ближняго, дух вражды и тайной и явной, то все его добродетели ничто и он будет не сыном и наследником царствия Божия, а напротив осудится на вечные муки, если не покается и не исправится. (Сост. с дополн. по проп. прилож. к «Руковод. для с. пастырей» за 1891 г., декабрь).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle